Время реализации возможностей

Первый рабочий день нового года психологи считают одним из самых тяжелых в связи с непосильной нагрузкой на организм, расслабившийся за время почти двухнедельных каникул. И так получилось, что именно в этот день мы приехали в Беловскую школу №1, чтобы встретиться с героем нашего материала.
Константин Михайлович бодро шел нам навстречу по школьному коридору, и даже не верилось, что он провел уже четыре урока, к которым наверняка тщательно готовился накануне. Когда опытный учитель легко, как бы играючи, дает даже самый сложный урок, со стороны незаметно, какой огромный труд стоит за этой кажущейся легкостью и непринужденностью. И только зная Константина Михайловича довольно давно, понимаешь, что именно эта основательность при подходе к любому, даже, казалось бы, не очень значительному вопросу позволяет ему вести разностороннюю деятельность, оставаясь при этом радушным и общительным по отношению к окружающим.
На все вопросы он отвечал основательно и неторопливо, но время нашей беседы пролетело незаметно, и хотя уже прозвенел звонок на следующий урок, Константин Михайлович не спешил прощаться, а подошедшие десятиклассники, судя по всему, привыкшие к тому, что их учитель часто занят важными делами, спокойно рассаживались за парты.
-Константин Михайлович, вы преподаете в школе науки гуманитарного цикла. Насколько важна, по вашему мнению, их роль в жизни каждого человека?
-Для специалиста, работа которого непосредственно связана с данной областью науки, всегда существует огромное поле деятельности, углубляться в которую можно до бесконечности. И это, конечно, всегда поддерживает интерес и приносит радость познания. Ну, а человек, далекий от науки либо тяготеющий к знаниям естественно-научного цикла, к гуманитарным наукам обращается косвенно, зачастую об этом даже не догадываясь, — чтобы «полечить душу».
-Как вы думаете, почему в последнее время так возрос интерес к истории, что это – дань моде или требование времени?
-Скорее, все-таки требование времени. Говоря словами нашего президента, все в мире взаимосвязано. Жизнь постоянно ставит перед нами новые, все более запутанные проблемы, а история эти клубки пытается распутать. Ведь мы изучаем прошлое для того, чтобы сохранить в нашей памяти все достижения человечества и постараться избежать совершенных ошибок. К сожалению, это не всегда удается, ведь мы привыкли учиться прежде всего на собственном опыте, но все-таки неверно было бы сказать, что история нас ничему не учит. Недаром ведь еще древние говорили, что она является наставницей жизни. Кроме того, в истории всегда остается немало белых пятен. А разгадывать тайны – это же всегда интересно.
-Как вы относитесь к идее создания единого учебника истории, которая сейчас буквально витает в воздухе?
-В целом положительно. Единого для всех учебника, конечно, не будет. Здесь нужен единый подход, но не единая трактовка, чтобы ученики имели возможность самостоятельно делать исторические выводы, что является одной из важных составляющих понятия толерантности. Главный недостаток почти всех современных учебников – отсутствие воспитательного момента. Я бы вообще взял за основу советские учебники, убрав из них лишние цитаты.
-А кому все-таки принадлежит главная роль в воспитании – семье или школе?
-Я человек семейный и считаю, что высшая ценность для человека – это семья. Воспитание идет прежде всего из семьи, и я не могу привести ни одного обратного примера.
-Как вы считаете, насколько основная школа готова к реализации стандартов второго поколения?
-Морально мы уже к этому готовы, но сложно сейчас сказать, как это будет происходить на практике. Пока у нас в районе одна «пилотная» школа – Ельцовская, где по ФГОС готова работать учитель истории и обществознания Татьяна Викторовна Ломакина. Вообще я консерватор по натуре, поэтому отношусь к таким нововведениям с определенной долей скептицизма. Как говорится, время покажет…
-Вы не только являетесь руководителем районного методического объединения, но и тесно сотрудничаете с краевым профессиональным объединением учителей истории и обществознания. Как вам удается совмещать такую широкомасштабную деятельность с основной работой?
-Работа методиста тяжела, тем более что сейчас она выходит на новый уровень, опять же в соответствии с требованиями времени. Еще в студенческие годы я увлекался исследовательской работой, особенно интересовался древней историей. Но для более глубокого изучения выбрал тему «Школы Сибири в 20-30-е годы 20 века». После окончания педагогического университета даже поступил в аспирантуру, где проучился лишь один год. Тогда я сделал выбор в пользу профессии учителя и всегда считал, что поступил правильно. Хотя иногда приходила в голову мысль о нереализованных возможностях.
-Так, может быть, сейчас и настало время для их реализации?
-Возможно. Я сейчас работаю совместно с краевым профессиональным объединением учителей истории и обществознания, занимаюсь экспертизой материалов.
-Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
-Осваивая принципы работы районного методиста, я довольно часто стал выходить на сайт АКИПКРО, где не только черпал новую информацию, но и оставлял свои комментарии. Так началось мое сотрудничество с руководителем КПО Мариной Рейнгольдовной Франк, которая предложила мне выступить на межрегиональной научно-практической конференции краевых профессиональных объединений педагогов с докладом «Опыт работы и координация общественно-профессиональной экспертизы на сайте КГБОУ АКИПКРО». На странице «Общественно-профессиональная экспертиза» краевых профессиональных объединений педагогов Алтайского края размещаются разработки (проекты) уроков, внеурочных занятий, рабочие программы и дидактические материалы. После предварительной проверки работы размещаются на странице или отклоняются. Размещенная работа в течение 30 дней проходит открытую общественно-профессиональную экспертизу, по результатам которой принимается решение о размещении или неразмещении материала на странице «Педагогический опыт» краевого профессионального объединения на основании среднего балла экспертных заключений и комментариев. Авторы материалов, успешно прошедших экспертизу, получают сертификаты о размещении материалов в банке передового опыта. Помимо того, что я являюсь экспертом, на странице размещены три мои работы, причем одну из них – программу по истории для 8 класса – скачали уже 140 пользователей! Конференция проходила в ноябре прошлого года на базе Алтайской педагогической академии. В ней принимали участие специалисты Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, представители Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москвы, председатели и члены предметных комиссий ЕГЭ, а также руководители краевых и муниципальных профессиональных объединений. Открывал конференцию заместитель губернатора Алтайского края, начальник Главного управления образования и молодежной политики Ю.Н. Денисов.
-Какое влияние оказывает ваша деятельность в составе краевого педагогического объединения на основную работу?
-Безусловно, помогает. Например, недавно я участвовал в работе краевого мастер-класса «Основы педагогического дизайна», посвященного новейшим методам интерактивного обучения. Знаете ли вы, что такое интерактивная лента? На первый взгляд, это обычная презентация, но в свернутом виде каждый слайд кажется бессмысленным нагромождением надписей и иллюстраций. А вот когда он начинает работать – совсем другое дело! Такая презентация при минимальном количестве слайдов может вместить огромный объем информации и, что самое важное, выдавать ее в строгой последовательности.
Вообще нам, учителям, постоянно приходится учиться. С октября по декабрь мы с Ниной Леонидовной Смышляевой из Заводского обучались на дистанционных курсах: я как методист, а Нина Леонидовна – как учитель истории и обществознания.
-Ну, и традиционный вопрос в связи с наступлением нового года: ваши пожелания коллегам?
-Прежде всего, здоровья, творческих успехов в нелегком, но таком нужном труде, ну, и, конечно, всего самого хорошего в личной жизни.
Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.