Работать нужно на опережение, а не по системе констатации факта

29 августа в районном Доме культуры состоялась традиционная педагогическая конференция. В этом году тема конференции звучала так: «Управление качеством образования. Задачи, механизмы, решения». Председатель комитета по образованию А.С. Тупикин в своем докладе обозначил итоги работы за прошлый учебный год и задачи на нынешний. Он остановился на некоторых моментах оценки качества образования и путях его повышения, дал внутреннюю оценку качества системы образования Троицкого района.

Дошкольное образование
-Мы умеем обучать воспитанников, – констатирует председатель комитета по образованию, — осуществлять присмотр и уход, можем развивать в ребенке таланты. Но, к сожалению, мы еще не смогли сформировать эффективную оценку качества образовательной деятельности дошкольного учреждения.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования созданы все условия для предоставления качественного образования – приняты стандарты, которые заменили федеральные государственные требования, значительно улучшены условия для реализации этих стандартов, созданы финансовые механизмы повышения качества преподаваемых услуг.
К сожалению, системы мониторинга оценки качества дошкольного образования мы так и не выработали, хотя некоторые попытки реализации данного направления работы предпринимали. Мониторинг освоения программы дошкольного образования будет продолжен в новом учебном году и охватит все дошкольные учреждения.
Опрос учителей начальных классов, который проводился специально для данного выступления, показал, что в целом учителя отмечают достаточно высокую степень готовности детей к школе. В целом удовлетворенность качеством подготовки выпускников ДОУ к школе они оценили на 5,6 балла из 10. Учителя начальных классов отмечают, что более половины детей обладают знаниями и умениями для освоения курса математики, русского языка и чтения, умеют слушать взрослого и понимать инструкции. 90% учителей отмечают средний уровень владения детьми операционными навыками, 72% – средний уровень развития тонкой моторики и речевого развития. Но в то же время 74% учителей считают, что детям, пришедшим из детского сада, нужна дополнительная предшкольная подготовка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в районе отсутствует связь дошкольного учреждения и школы в вопросах преемственности.

Общее образование
На сегодняшний день наиболее полно оценка качества образования сформирована в системе общего образования, где она представлена и внешней независимой, и внутренней оценкой. Именно здесь имеются все предпосылки и возможности управлять качеством образования.
За 11 лет проведения ЕГЭ накоплен большой аналитический материал для принятия управленческого решения, который позволял бы существенно изменить качество предоставляемого образования, тем более что нашему району есть, куда двигаться.
-По результатам ЕГЭ 2014 года складывается ощущение, — говорит А.С. Тупикин, — что мы осознали необходимость качественной подготовки наших выпускников к его сдаче. Подтверждением данных слов может служить то, что по всем предметам, где сдавало более 10% выпускников, мы отмечаем рост среднего бала и рост в рейтинге среди сельских районов Алтайского края.
Так, по русскому языку с 46-го места среди сельских районов мы поднялись на 26-е, по математике – с 61-го на 35-е место, по физике – с 49-го на 37-е, по биологии – с 47-го на 34-е, по истории – с 58-го на 42-е, по обществознанию – с 56-го на 27-е. По семи предметам средний тестовый балл по району возрос – это русский язык, математика, история, английский, информатика, география и литература.
Изменилась решаемость заданий. Так, увеличился процент выполнения заданий части С по русскому языку (на 7,4%), информатике (на 17,8%), истории (на 4%), географии (на 18%), обществознанию (на 5,4%). Почти по всем предметам увеличился процент выполнения заданий высокого уровня сложности. В то же время необходимо отметить, что по русскому языку и математике увеличилась доля выпускников, которые не приступали к выполнению заданий части С. Но если по русскому языку таких детей было три человека (2,75%), то по математике – 61 (56%). Тем не менее, средний тестовый балл по русскому языку возрос на 2,63, по математике – на 4,29. То есть РМО учителей-предметников и учителями принято правильное решение по подготовке выпускников к ЕГЭ.
Несмотря на положительные тенденции в подготовке и сдаче ЕГЭ, нам есть еще, над чем работать. Только по одному предмету мы превышаем средний уровень края – по литературе.

«Сетевой город»
На сегодняшний день в районе созданы все условия для оперативной внутренней оценки качества образования и принятия мер по его улучшению. Система «Сетевой город» позволяет давать оценку результатов образовательной деятельности не в период, когда закончилась четверть, а предварительно.
Использование системы «Сетевой город» незаменимо для оценки такого показателя качества образования, как успеваемость, который является одним из наиболее распространенных показателей внутренней оценки. Анализ качества знаний за последние три года можно оценить как отсутствие в образовательных учреждениях системной деятельности по повышению качества знаний. То есть рост качества за последние три года не имеет постоянной тенденции к росту, а колеблется.

Инновационный фонд
Инновационный фонд, который распределяется второй год и как положительный опыт рекомендован Министерством образования для внедрения в практику во всех субъектах Российской Федерации, является хорошим показателем оценки качества образования. По сравнению с 2013 годом объем средств, выделенных району, увеличился в 5,8 раза (с 217 тыс. рублей до 1266 тыс. рублей). Такой показатель стал возможным благодаря, прежде всего, улучшению результатов ЕГЭ в 2013 году (по шести предметам возрос средний балл) и увеличению доли детей, которые обучаются по профильным программам.
При распределении инновационного фонда внутри района не произошло простого увеличения размера стимулирующих выплат. Во-первых, изменилось соотношение в распределении, а во-вторых, ряд школ вообще оказался вне данного вида стимулирования. Так, если в 2013 году инновационный фонд распределялся между 19 школами, то в 2014 году – между 14.

Стимулирующие выплаты
Стимулирующие выплаты – одно из главных направлений работы по повышению качества образования. Анализ оценочных листов учителей одной из школ показал, что в ней основная доля баллов педагогами набирается в результате участия в конкурсах и мероприятиях. На этот раздел стимулирования приходится практически 70% баллов. А вот на такие разделы, как профессиональные достижения и внеурочная деятельность, – 2,2%, участие детей в экспериментальной и исследовательской работе – 0,6%, а внедрение современных образовательных технологий – вообще 0%. Это анализ одной из школ района, но, скорее всего, такая же ситуация в большинстве учреждений. В связи с этим каждому учреждению необходимо провести анализ распределения стимулирующих выплат, их соответствие целям и задачам школы и принять решение о корректировке положений.

Задачи на 2014-2015 учебный год
В предстоящем учебном году при формировании системы оценки качества общего образования, по мнению председателя комитета по образованию, необходимо принять следующие меры: активизировать использование системы «Сетевой город» для своевременного принятия управленческих решений, апробировать электронный мониторинг качества образования, внедрить в практику работы анкетирование участников образовательного процесса и обобщить опыт по использованию стимулирующих выплат для управления качеством образования.
После доклада А.С. Тупикина коллеги по цеху поделились своими мнениями о кодексе профессиональной этики, о профессиональных стандартах педагога, о применениях ИКТ в сфере образования и о федеральных стандартах в дошкольном образовании.
Гость педагогической конференции, начальник отдела правовой и кадровой работы управления информационных технологий и связи Алтайского края С.Н. Долгуй осветил в целом систему образования в крае и пожелал всем педагогам терпения в их нелегком и ответственном труде.
В заключение мероприятия по традиции были отмечены лучшие педагоги, им вручили грамоты Министерства образования и науки РФ и Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, а также поздравили с присвоением звания «Почетный работник общего образования РФ». А ансамбль «Родник» подготовил для всех педагогов концертные номера.
Подготовила Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.