Современный учитель – не просто блестящий предметник…

В декабре 2014 года Марине Викторовне Шевцовой, учителю начальных классов Троицкой средней школы №1, было присвоено звание «Ветеран труда» (указ губернатора Алтайского края А.Б. Карлина от 4 декабря 2014 г. №166). Слово «ветеран» кажется неуместным при взгляде на эту стройную молодую женщину, лицо которой кажется совсем юным, когда его освещает улыбка.
В детстве Марина Викторовна, как и многие девчонки ее возраста, любила играть «в школу» и мечтала стать учителем. Но если с годами у многих из нас интересы меняются, то мечта Марины на протяжении всех школьных лет была для нее путеводной звездой. Единственное, в чем она сомневалась, – отдать ей предпочтение профессии учителя русского языка и литературы, так как всегда любила читать, или стать педагогом начальных классов. Сделав выбор в пользу последнего, она после окончания Троицкой средней школы №2 поступила в Бийский государственный педагогический институт на факультет «Педагогика и методика начального обучения» и в 1994 году пришла на работу в Троицкую среднюю школу №1. В этой школе она работает уже 21 год, и нынешние второклассники станут для нее шестым выпуском.
-Как вам удалось в таком достаточно молодом возрасте получить звание «Ветеран труда»?
-Такое звание может получить каждый педагог, имея 20-летний стаж педагогической деятельности и министерскую награду. (На августовской педконференции 2013 года Марине Викторовне были вручены удостоверение и значок «Почетный работник общего образования Российской Федерации». – Ред.). Министерская награда была мне вручена за заслуги в области образования. Заслуги свои я перечислять не буду, скажу только, что, наверное, главная причина всех моих достижений – в том, что с самого детства я была очень требовательна к себе и старалась все делать хорошо. Я хорошо училась в школе и институте, постоянно участвовала в олимпиадах и конкурсах, была комсоргом класса, в институте – комсоргом группы. Работая в школе, я продолжаю участвовать в профессиональных конкурсах и занимать призовые места. Кроме того, я стимулирую своих учеников участвовать в различных конкурсах – от школьных до всероссийских.
Марина Викторовна достает свое увесистое портфолио и начинает перелистывать:
-Вот итоги участия в олимпиадах и конкурсах моего последнего выпуска. За четыре года – только 125дипломов и грамот. Это очень старательные дети, после окончания четвертого класса у них было шесть отличников. Свои знания они подтвердили и в пятом классе. Сейчас эти ребята учатся в 6 «б» классе, который по успеваемости и участию в конкурсах считается одним из лучших классов в школе.
-Вы поддерживаете отношения со своими бывшими учениками?
-Пока они учатся в школе, мы общаемся постоянно. Пятиклашки вообще прибегают поначалу на каждой переменке. Да и те, что сейчас уже в десятом классе, не забывают. Кстати, трое моих бывших учеников в нынешнем десятом классе закончили первое полугодие на одни пятерки, и у них есть реальные шансы стать медалистами. Многое, конечно, зависит от ЕГЭ, но они стараются.
-Вы сказали, что лично сами тоже участвуете во многих профессиональных конкурсах. Расскажите хотя бы о некоторых.
-Я назову последние конкурсы, в которых участвовала в этом учебном году. В октябре 2014 года я приняла участие сначала в районном, а затем в краевом конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию, посвященном Году культуры. Моя методическая разработка заняла второе место в районе, а из края я получила благодарность за активное участие и достигнутые высокие результаты. Также в начале учебного года я участвовала в районном конкурсе эссе «Я современный учитель?!» и заняла первое место.
-Будучи учителем начальных классов, вы одновременно возглавляете районное методическое объединение учителей начальных классов. Расскажите о вашей работе в должности руководителя.
-Я возглавляю РМО учителей начальных классов пятый год. Наше методобъединение – самое большое в районе, в нем около 100 педагогов. За год аттестуется примерно 15-16 учителей. Но моя работа заключается не только в том, чтобы оказать помощь аттестующимся по различным вопросам. Я провожу также заседания РМО всех учителей начальных классов, на которых мы все вместе обсуждаем различные вопросы; организую и провожу различные конкурсы для педагогов и учащихся начальных классов. Эта работа, конечно же, отнимает много времени. Сложность еще в том, что переход на новые стандарты образования требует совершенно новых подходов к работе. Возросла нагрузка на меня как на руководителя методобъединения, так и как на учителя. Школа сейчас, как никогда, нуждается в понимании и поддержке родителей, которые должны помочь своим детям адаптироваться в условиях новых стандартов.
-При такой колоссальной загруженности как вы находите время на свою семью и, прежде всего, на собственных детей?
-Свободного времени, конечно, мало, но я никогда не забываю, что у меня двое собственных сыновей, которым я стараюсь во всем помогать. На данный момент задача моих детей заключается в том, чтобы хорошо учиться в школе, и пока у них это получается. И четвероклассник Артем, и десятиклассник Кирилл окончили первое полугодие на одни пятерки. Мне очень помогает мой муж, Сергей Иванович. Причем это касается как семьи, так и моей работы. Без него мне, наверное, было бы сложно достичь того, что я сейчас имею.
-А сейчас о самом личном: что вы любите, чем интересуетесь?
-Я отвечу коротко. Я люблю все, что связано с понятиями «красота» и «уют».
-И традиционный вопрос: ваши пожелания коллегам?
-Ставьте перед собой цели, стремитесь к их достижению. И, конечно же, творческих успехов!
Отрывки из конкурсного эссе М.В. Шевцовой:
«…Свои размышления я начну с того, что я достаточно давно работаю в школе, но постоянно спрашиваю себя: правильно ли я учу? Ответы находятся, но путем длительных поисков. А иногда случайно, как-то все складывается само собой. Уже потом, анализируя, как прошел урок, работу детей и свою собственную, понимаешь, что все закономерно и, в сущности, ты имеешь то, что очень сильно желаешь. Когда моим ученикам сопутствует успех, я с уверенностью говорю себе: «Ты все делаешь правильно!». Если же их преследуют неудачи, что-то дается очень тяжело, тогда кажется, что это мои ошибки.
…Мы воспитываем молодежь, живущую в современном обществе, а современному обществу нужна молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, учиться делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди!
…Современный учитель – это не просто блестящий предметник. В современной школе, в современном мире даже блестящий предметник обречен на поражение. Учителю мало блестящих знаний, к примеру, творчества какого-либо писателя. Он должен уметь донести до ученика, почему в современном мире это важно знать и как его жизнь зависит от понимания того, чем терзался писатель… Быть учителем было трудно во все времена, а в наше время – особенно. Трудно вкладывать в это душу.
…Когда-то я услышала такое сравнение: ребенок – как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаряют любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать».
Вот как возвращают свою любовь Марине Викторовне ее бывшие ученики:
Катя Саблина:
-Марина Викторовна, вы наш первый учитель и наша вторая мама. Вы могли и поругать, и приласкать. Вы были строгой и доброй одновременно. И в то же время – справедливой.
Влада Шебалина:
-Я за все благодарна Марине Викторовне! Пусть она иногда и была с нами строга, но теперь я понимаю, что это было необходимо.
Алина Чикарева:
-Она нас очень многому научила, только благодаря ей мы были и есть лучший класс. Она лучшая и моя любимая учительница!
Полина Сорочкина:
-Марина Викторовна Шевцова! Для меня она остается самой дорогой и любимой учительницей! Когда я ее вижу, то на лице сразу появляется улыбка. Я ее очень-очень люблю! Благодаря только ей мы стали такими умными и добрыми. И за это ей большое спасибо!
Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.