В Косихе получилось. А у нас?

Вопросы, которые обсуждались на этом совещании, очень важны для дальнейшего существования Троицкого агротехнического техникума. Но только ли для него? В сотрудничестве с учебным заведением, выпускающим специалистов сельскохозяйственного профиля, должны быть заинтересованы и руководители сельхозпредприятий, которые нередко высказывают озабоченность по поводу кадровой обеспеченности. Но обо всем по порядку.

На прошлой неделе в Троицком агротехническом техникуме состоялось совещание с участием главы района и представителей фермерских хозяйств. Тема совещания – «Дуальная модель обучения – залог сохранения села». Поясним: дуальное обучение – это вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Конечная цель состоявшегося по инициативе директора ТАТТ мероприятия – формирование совета работодателей и заключение договоров с хозяйствами района, которые предваряло обсуждение вопроса.

-Ни для кого не секрет, что если молодежь не будет оставаться в селе, то оно погибнет, – говорила директор техникума М.А. Ковалева. – У техникума нет своей земли и современной сельскохозяйственной техники, и производственную практику студенты должны проходить в хозяйствах, это диктуют новые стандарты обучения. Сейчас повсеместно ощущается нехватка квалифицированных кадров, поэтому фермеры уже сейчас должны присматриваться к потенциальным работникам. Только объединив усилия техникума, администрации района и фермерских хозяйств, мы сможем сохранить учебное заведение, иначе его ждет закрытие.

Как не допустить нежелательного исхода, то есть закрытия техникума? Воспользоваться опытом сотрудничества Косихинского профессионального лицея и фермеров соседнего района. Присутствующим показали фильм «Дуальная модель обучения на опыте Косихинского района», где благодаря помощи фермеров удалось сохранить лицей.

Глава района поддержал идею о совместном сотрудничестве, полагая, что нужно определиться, какие именно профессии востребованы на селе, и делать упор на них. Району необходимо, чтобы молодежь оставалась здесь, а это возможно, если ее заинтересовать и предложить работу.

Косихинские фермеры готовы поделиться опытом взаимодействия учебного заведения и хозяйств района, к тому же они не только берут на практику ребят из лицея, но и ведут у них занятия, которые проходят в форме бесед.

Исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края А.А. Вайс отметил, что последние несколько лет на ежегодных съездах фермеров России непременно обсуждается проблема отсутствия специалистов рабочих профессий:

-Я познакомился с опытом Косихинского района и считаю, что это показательный пример взаимодействия учебного заведения и фермерских хозяйств. Тем более что уже другие регионы страны запрашивают алтайский опыт. Так как материальная база техникума недостаточна и нет возможности ее пополнить, то производственные площадки нужно делать в хозяйствах. Иного пути развития нет, нужно формировать резерв своих специалистов, и техникум может подобрать вам кадры из ваших же сел.

Фермеры вспомнили, что в прошлом году предпринималась попытка создать попечительский совет при ТАТТ, но дальше обсуждения дело не пошло. Правда, независимо от этого некоторые из руководителей КФХ принимали на практику студентов, но отметили, что багаж знаний у них недостаточный. Потенциально из десяти практикантов они взяли бы на работу одного или двух, и это при условии, что сами ребята захотели бы остаться. От мастеров-наставников учебного заведения зависит очень многое.

Центр занятости населения, в свою очередь, выражает готовность работать со студентами, в том числе оказать помощь при составлении резюме, и направлять на переподготовку, если это потребуется.

Участники совещания решили избрать совет работодателей, председателем которого стал глава КФХ Евгений Владимирович Меркер.

Мы поинтересовались, какова позиция участников совещания, представляющих крестьянско-фермерские хозяйства.

Е.В. Меркер:

-Сотрудничество между техникумом и фермерами необходимо, и нужно, чтобы руководители хозяйств это поняли. Мы сами для себя будем растить кадры, какие нам нужны, и у пацанов будет перспектива трудоустройства. Конечно, не все останутся работать в сельском хозяйстве, но те, кто захочет, будут уверены, что пригодятся. А если молодежь будет оставаться в селах и создавать семьи, то и наши деревни будут жить. Сейчас кто-то из фермеров берет на практику студентов, а кто – и нет. А желательно нам распределить всех студентов с первого курса, чтобы в процессе работы они поняли, что от них требуется. Я сам выпускник этого учебного заведения, и последние пять лет у меня ежегодно проходят практику студенты. Могу сказать, что в плане знаний, как механизаторы ребята слабоваты, но совместными усилиями можно исправить положение. Если мы будем плотно работать, то техникум будет знать, на что делать упор в теоретических знаниях учащихся, а мы станем это закреплять на практике. В Косихе получилось, и я считаю, что и у нас должно получиться!

М.В. Ярохо:

-В целом я одобряю идею сотрудничества. Детей надо учить и приучать к технике. В советские времена мальчишки из школы уже выходили с правами шоферов и трактористов, и практику ребятишки проходили в колхозах и совхозах. У меня уже третий год проходит практику студент техникума, толковый парень Дмитрий Кузин, который живет у нас в Еремине. Я когда-то начинал работать с его дедом, теперь вот внук идет по родственным стопам.

Есть некоторые сомнения. Говорят, что у каждого студента должен быть наставник, но не все согласятся в силу тех или иных причин брать шефство. И еще: рассказали нам о косихинском опыте, но там у лицея была земля, мужики помогли с ГСМ, семенами. А у нашего техникума нет земли. Как будут проходить практику студенты? Если земли фермера находятся около Троицкого – это одно, а вот до нас 60 км, это дополнительные затраты, каким образом здесь выстраивать сотрудничество, пока мне непонятно.

Е.Ю. Поваров:

-Я считаю, чем быстрее начнется плодотворное сотрудничество, тем лучше. Что ни говори, но все-таки наша система образования имеет советский налет, а у нас в стране уже давно рыночная экономика, которая требует соответствующих специалистов. В хозяйствах – широкий спектр новейшей техники, но некоторые выпускники иной раз даже не знают, с какой стороны к ней подойти. Молодому специалисту, если его возьмут в хозяйство, нужно еще несколько лет работать под руководством наставника, чтобы разобраться в сельхозмашине. А если начать полноценную практику во время учебы, то и фермер будет иметь возможность посмотреть, сгодится ему такой специалист, и студент сможет понять, хочет он работать в сельском хозяйстве или нет.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.