Вперед, к знаниям! И качество должно быть выше

18-19 августа в Барнауле проходила ежегодная краевая августовская педагогическая конференция. От нашего района помимо председателя комитета по образованию А.С. Тупикина в ней приняли участие директор ТСШ №1 А.И. Бруль и заведующая Заводским детским садом Н.С. Сухих.

Губернатор края А.Б. Карлин, выступивший перед участниками краевой педагогической конференции, отметил, что главный педсовет региона в этом году проходит под знаком обсуждения проекта нового Закона РФ «Об образовании». «Законопроект не оставляет равнодушным никого из наших граждан, особенно в нынешних условиях модернизации различных сфер общества, когда ключевой фигурой инновационного развития становится человек с его многосторонними ценностями, потребностями и интересами», — подчеркнул глава региона.

26 августа состоялась районная учительская конференция. В первой половине дня педагоги работали по секциям, а затем собрались на торжественную часть в РДК. По традиции на августовской конференции с приветственным словом выступил глава района, с докладом – председатель комитета по образованию, о проблемах и успехах говорили сами учителя, а затем чествовали лучших педагогов района, награжденных министерскими, краевыми и районными наградами. Для педагогов школ района был подготовлен концерт с участием ребятишек детского сада «Рябинушка», Ивана Сваткова, Анастасии Коряковой.

Особого внимания заслуживает доклад председателя комитета по образованию А.С. Тупикина, который назывался «Законодательство в образовании: реальность – модернизация – перспектива».

Остановимся на его ключевых моментах.

С 1 сентября все первые классы будут обучаться по новым федеральным государственным стандартам, и одним из требований является соответствующее материальное обеспечение. В этом году все первоклассники будут обеспечены новой мебелью, продолжится оснащение кабинетов начальных классов мультимедийным оборудованием.

И еще на один момент хочется обратить внимание – 57% учителей района считают, что качество образования определяется именно соответствием его федеральным образовательным стандартам.

 Дошкольное образование

Дошкольному образованию в законе посвящены несколько отдельных статей. Но самое главное – закон выделяет дошкольное образование отдельным уровнем. Законом предусматривается гарантия общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Согласно закону именно дошкольное образование должно сформировать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

 Общее образование

Нормами проекта закона обучение осуществляется в формах, действующих и на сегодняшний день – очной, очно-заочной, заочной, семейной и в форме экстерната.

Сегодня самой распространенной формой обучения является очная. Заочная – довольно спорная форма получения образования как по качеству обучения, так и по эффективности ее применения.

При реализации образовательных программ законодательно закрепляется использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Для нашего района это новое, тем не менее 42% опрошенных учителей положительно относятся к такой технологии, 21% считает, что такое обучение должно осуществляться при отсутствии специалиста по предмету, и 21% относится к дистанционному обучению отрицательно.

 Итоговая аттестация 

К сожалению, результаты сдачи ЕГЭ и ГИА в очередной раз неутешительные. Они  показывают ухудшение качества знаний учащихся практически по всем сдаваемым предметам, причем по русскому языку, математике понижение происходит стабильно с 2007 года.

Для подготовки к ЕГЭ в прошедшем году были организованы мастер-классы по русскому и математике для учащихся и учеников. Результаты положительные: принявшие участие  в мастер-классах по русскому языку ученики Горновской и Красноярской школ повысили средний балл по сравнению с прошлым годом.

Выше среднего по краю баллы по химии и географии. А вот по истории район опустился ниже краевого показателя – это впервые за последние три года.

Конечно, можно отметить, что в результате сдачи ЕГЭ у нас только четыре человека не получили аттестаты, в то время, как в 2010 году таких было 12, но это нисколько не должно утешать.

Управление образовательной организацией

Чем больше мы заботимся о востребованности образования, тем больше родители в школах стремятся участвовать в образовательной деятельности. Поэтому проект закона об образовании расширяет полномочия органов самоуправления образовательного учреждения. Вместе с тем предлагается сохранить принцип единоначалия и коллегиальности. Согласно новому проекту в образовательном учреждении могут функционировать общее собрание работников, совет образовательной организации, педагогический совет, родительский комитет, совет обучающихся, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях существует полный набор органов управления – собрание трудового коллектива, педагогический совет, родительский комитет и совет образовательного учреждения. Данная структура управления учреждением позволяет организовать его деятельность эффективно и открыто. Необходимо отметить растущую роль родительских комитетов.

 Информационная открытость

Когда в образовательных учреждениях начиналась информатизация, большее количество учителей отнеслись к ней негативно, ссылаясь на то, что компьютер является ненужной составляющей образовательного процесса. На сегодняшний день информатизация прочно вошла в учебный процесс и является его неразрывной составляющей.

Конечно, основным показателем информационной образовательной среды будет сайт образовательного учреждения. Анализ сайтов учреждений показывает, что на сегодняшний день он для учреждения является только законодательно определенной необходимостью. Только у шести школ в период летних каникул появились новости. Только одна школа сообщила, что она готова к началу нового учебного года.

Если смотреть сайты с точки зрения родителей, то там нет практически ничего полезного. А если смотреть с точки зрения учеников, после двух посещений вообще нет смысла заходить на них.

Больная тема для учителей – сетевой город, но электронный журнал нужно будет регулярно вести.

Правовой статус педагогических работников

Статьи нового закона в части прав и гарантий педагогическим работникам не претерпели существенных  изменений. За работниками сохраняется право выбора и использования методов, способов и приемов обучения, участие в управлении образовательным учреждением, право на удлиненный отпуск, право на досрочное назначение пенсии, на компенсацию расходов на оплату отопления и освещения.

В то же время отдельная статья проекта закона определяет обязанность и ответственность, к которым относится прохождение аттестации. Тем педагогам, которые прошли аттестацию по новой форме, коэффициент повышения окладов увеличится в два раза.

Финансовое обеспечение образовательной деятельности

Проектом закона определяется, что заработная плата педработников не должна быть ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ. Данная позиция проекта закона будет реализована на территории Алтайского края в этом году, а точнее, в сентябре. Средняя заработная плата учителей в Алтайском крае (в первом квартале 2011 года она составила 10565 руб.) будет доведена до уровня средней заработной платы в экономике края за первый квартал 2011 года – 12307 руб. При этом повышение коснется не только учителей, но всех педагогических работников школ. Средняя заработная плата учителей в районе в первом квартале 2011 года составила 10450 руб., в сентябре она должна составить не менее 12450 руб. Но необходимо учесть, что заработная плата, и это предусмотрено проектом закона, зависит в том числе от результативности труда.

Сегодня ведется серьезная работа по переводу на нормативное финансирование и новую систему оплаты труда работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Подготовила Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.