Выводы делать рано?

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году была начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

По поручению Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Такое объяснение, для чего нужен стандарт второго поколения, мы нашли на сайте ФГОС.

1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали обучаться по новым федеральным образовательным стандартам, которые называют также стандартами нового поколения. Что же это такое, мы попросили рассказать председателя комитета по образованию А.С. Тупикина:

-Новые федеральные образовательные стандарты представляют собой ряд нормативных правовых предписаний и требований к содержанию образовательных программ, методам их преподавания, а также к результатам их усвоения учащимися.

-Что же нового вводится в школы и в чем основные отличия новых программ от тех, что использовались ранее?

-Прежде всего, ФГОС предусматривает деление основной образовательной программы на обязательную (базовую) и так называемую вариативную часть, — говорит Александр Станиславович, — которую может определять сама школа. Вторая половина дня в школе теперь отдана под внеурочную деятельность, на которую отводится 10 часов в неделю. Это кружки, секции, факультативы, экскурсии – то есть все то, что сумеет организовать школьная администрация.

ФГОСы нацелены не только на то, чтобы учащиеся освоили конкретный объем учебного материала, но и на то, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно получать новые знания, умели ставить конкретные задачи и находить оптимальные пути их решения, а также приобретали необходимые личностные качества и развивали интеллектуальные способности для того, чтобы успешно применять их в своей профессиональной деятельности в соответствии с нынешними требованиями. Для этого вся система преподавания теперь построена на пробуждении интереса детей к изучаемому материалу, мотивации их на самостоятельный поиск дополнительной информации, на применение их творческих способностей в любых областях знания.

В теории все звучит замечательно, а что же получается на практике? Как усваивают программу второклассники, первооткрыватели обучения по стандартам второго поколения?

-Как успеваемость в школе? – спрашивают при встрече родители второклассников друг у друга.

-Да знаешь, как-то не очень, ребенок не понимает того, что от него требуется в задании, – говорит один.

-В первом классе мы не жаловались на программу, все было понятно, не то что теперь, — продолжает другой.

-А мы не можем осилить таблицу умножения, раньше ее только в третьем классе изучали…

-Вчера мы сами не могли понять, как делать упражнение, пришлось даже звонить учительнице.

-Мне кажется, дети не могут осознать многого, то есть по возрасту они еще не подготовлены к таким задачам.

Именно такие и подобные суждения возникают у многих, у кого дети или внуки – второклашки.

О том, можно ли поменять программу обучения уже в этом в процессе, есть однозначный ответ директоров школ и председателя комитета по образованию – нет, нельзя, а вот будущие первоклассники могут пойти по другому учебно-методическому комплексу (УМК), но если школа сочтет это необходимым.

-Сейчас пока рано говорить, хорош или плох УМК «Перспективная начальная школа», по которому идут все начальные школы района, потому что нет результатов, а их мы увидим, когда нынешние второклассники окончат четыре класса, — продолжает А.С. Тупикин. – После окончания начальных классов дети покажут по результатам экзаменов, освоили они «Перспективную начальную школу» или нет. Родители говорят, что им не нравится программа, когда спрашиваю, чем, каких-то весомых аргументов мне не приводят. Детям, по большому счету, все равно, по какой программе их обучают, до этого они все равно никакой не знали, а вот трудно приходится родителям, а еще труднее – учителям, которые не могут перестроиться, поэтому они и говорят, что программа такая и сякая, и это подхватывают родители. Сейчас мы должны говорить о том, что достигнуто учеником, каким способом, это работа учителя, родитель же оценивает результат.

Учебно-методических комплексов для начальной школы разработано немало: это и «Школа России», и «Начальная школа 21 века», и «Гармония», и «Планета знаний», и «Перспектива», и «Перспективная начальная школа», и т.д.

Как же определялся УМК, по которому сегодня работают все начальные классы района?

По словам Александра Станиславовича, пилотный проект «Перспективной начальной школы» был запущен в 2010 году в Ельцовской школе:

-Проработав по этой программе год, учителя посчитали, что дети ее неплохо усваивают и она вполне адаптирована для сельских школ. Конечно, мы рассматривали много других УМК, но все же остановились на этой программе и решили, что она должна действовать на территории всего района, потому что семьи с детьми иногда переезжают из одного села в другое.

-В 2010 году комитет по образованию предложил нашей школе стать экспериментальной площадкой и выбрать любой УМК для начальной школы, — рассказывает директор Ельцовской школы Г.Ф. Петюшина. – Мы перелопатили весь Интернет, созванивались с друзьями и коллегами по всей России. Наконец вышли на Айскую школу Алтайского района, которая уже шла по «Перспективной начальной школе». Если честно, нас в ней подкупило еще и то, что она рассчитана на малокомплектные сельские школы. В учебниках этой программы есть постоянные герои, с которыми ученик проходит весь курс обучения. Мы считаем, что пока не поработаешь по какому-то УМК, не поймешь, плох он или хорош. И в этом УМК нам не все нравится: на каллиграфию здесь отводится совсем мало времени, используется иностранная литература и т.д., но если ты профессионал-педагог, то детей ты сможешь научить по любому УМК. В основном-то возмущаются родители, что им не нравится, как учат их детей, помня еще свою, советскую школу. Сегодня, чтобы выполнить задание, нужно подумать, поразмыслить над ним. А возмущение родителей происходит с подачи учителей, им самим очень трудно перестроиться на новую систему обучения. У нас родители, когда их дети учились в первом и втором классе, были в основном абсолютно спокойны за процесс обучения, в третьем классе в первой четверти были возмущения насчет сложности программы. Мы на собрании говорили родителям: если вы не можете  помочь ребенку в выполнении задания, звоните учителям, другим родителям, мы всегда на связи 24 часа в сутки.

Так что как усвоят новую программу школьники, покажут их результаты при переходе в среднее звено обучения, сейчас выводы делать пока рано.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.