Тайна гибели субмарины К-129

45 лет назад, в марте 1968 года, погибла советская подводная лодка К-129. Погибли 98 членов экипажа.

Историческая справка. Субмарина была заложена 15 марта 1958 г. на заводе в г. Комсомольске-на-Амуре под наименованием Б-103. Она имела водоизмещение около 2900 т, глубину погружения 300 м и была вооружена тремя ракетами с ядерными боеголовками и шестнадцатью торпедами, в том числе двумя – с ядерной боевой частью. 2 августа 1958 года подводная лодка Б-103 была зачислена в списки кораблей ВМФ и 6 мая 1959 года спущена на воду. 31 декабря 1959 года вступила в строй, 2 февраля 1960 года вошла в состав Тихоокеанского флота. 16 июня 1960 года Б-103 переименована в К-129. 20 мая 1966 года отнесена к подклассу больших подводных лодок. В 1964–1967 г.г. на «Дальзаводе» во Владивостоке прошла модернизацию. 24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке «Могила» К-129 вышла на боевую службу под бортовым номером 574 в район Гавайских островов. Командовал подводной лодкой капитан первого ранга В. Кобзарь, все 17 офицеров экипажа имели опыт подводного плавания. В числе 59 матросов и старшин был старшина второй статьи, командир отделения телеграфистов Валерий Нечепуренко, выпускник Заводской школы.

В течение 12 дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытому патрулированию (возвращение подводной лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года). 8 марта 1968 года К-129 должна была дать контрольное радиодонесение, но не ответила на радиограмму штаба Тихоокеанского флота. Это было серьезным основанием для тревоги. В то время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. К-129 не могла бесследно раствориться в океане, но точное место гибели подводной лодки советскому командованию тогда не было известно. По данным разведки, примерно в эти дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка, имевшая повреждения. Американцами предпринимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. В штабе флота возникла мысль о столкновении под водой, и срочно началась подготовка к поисково-спасательной операции.

В океан были направлены советские самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска составляла 5000-6000 метров, удаление от Камчатки – 1230 миль. Первым в точку предполагаемого нахождения К-129 направился морской буксир. Как только он приблизился к этому району, как над ним начали кружиться американские патрульные самолеты «Орион». Это вызывало подозрения: почему такое пристальное внимание к обыкновенному буксиру?

Когда через несколько дней в район подошло 11 наших кораблей, полеты американцев стали еще интенсивнее. Было зафиксировано и появление американской подлодки. Вероятнее всего, американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и знали точное место ее гибели. Однако двухмесячный поиск подлодки закончился неудачей. Возможной причиной гибели назывался «провал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при движении под РДП через поплавковый клапан». РДП – устройство для работы двигателя под водой. После гибели К-129 ГК ВМФ запретил подводникам использовать РДП.

Пока советские корабли систематически патрулировали квадрат гибели К-129, а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводной лодки официально, ЦРУ решило ее поднять. Об этом стало известно в Москве, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К-129 шифры и документы кодирования на флоте заменены, что поднять подводную лодку с глубины 5000 метров практически невозможно. На всякий случай в район гибели К-129 время от времени стали направлять разведывательные корабли.

Напрасно ЦРУ призывало журналистов забыть об этом деле: с газетных страниц сыпались все новые и новые подробности. Но Москва ограничилась одним официальным запросом и удовлетворилась уклончивым ответом.

В подъеме К-129 были задействованы судно «Гломар Эксплорер» и баржа-понтон НМВ-1, предназначенная исключительно для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов. В океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на глубине. Во время подъема нашей субмарины с пятикилометровой глубины одна из конструкций рассыпалась. Теперь лодку удерживала за носовую часть лишь одна пара клешней. В этот момент случилось непредвиденное: подводная лодка раскололась, и три четверти ее корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в океанскую пучину. Из этой части выскользнула ракета и медленно пошла ко дну, но взрыва не последовало. А носовая часть К-129 оказалась в огромном отсеке американской баржи. Американцев поразило прежде всего низкое качество стали, из которой был изготовлен корпус К-129. Им удалось таки извлечь ядерные торпеды.

Российские эксперты склонны считать, что подводная лодка, получив внешнее повреждение, заполнялась водой, отсек за отсеком, и тонула относительно медленно. А при подъеме она переломилась именно в месте пробоины.

В поднятой американцами носовой части подлодки были найдены тела шестерых советских подводников, которых американцы перезахоронили в 90 милях от Гавайских островов. В октябре 1992 года ЦРУ передало президенту РФ Б.Н. Ельцину видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения подводников. По погибшим отслужили молебен на английском и русском языках, были исполнены гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около 4000 метров.

Версий гибели К-129 выдвинуто и существует до сих пор несколько. Правительственная комиссия рассматривала возможные причины гибели подводной лодки, среди них – взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь прочного корпуса из-за несовершенства устройства подачи воздуха к дизелям или частично через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подводной лодкой или кораблем. Согласно версии, распространенной в США, советскую подводную лодку, находившуюся на боевом патрулировании, в феврале-марте 1968 года отслеживала американская стационарная высокочувствительная система дальнего гидроакустического обнаружения «Морской паук». Она же и засекла момент и место катастрофы. Как сообщила американская печать, первой к лежащей на дне советской подводной лодке подошла атомная подводная лодка США «Халибат», переоборудованная в разведывательную – специально для участия в операциях по слежению за советскими подводными лодками и кораблями. Летом 1968 года «Халибат» изучила корпус затонувшей советской подводной лодки: спущенная по кабель-тросу фотокамера сделала тысячи снимков К-129.

 Он мечтал быть моряком

8 марта 1968 года считается днем гибели К-129. В конце 1992 года о погибших подводниках впервые было сказано открыто. 20 октября 1998 года, по прошествии 30 лет с момента гибели, весь экипаж подводной лодки К-129 был посмертно награжден орденами Мужества. В том числе – наш земляк, уроженец села Озеро-Петровское, старшина второй статьи Валерий Степанович Нечепуренко. В списках погибших он числится за номером 58.

Последнее его письмо пришло в феврале 1968 года: «Мама, не расстраивайся и не плачь. Последний раз уходим в море. Все будет хорошо. Придем из похода, отдохну – и домой! Ждите». И они стали ждать. Прошло полгода – ни одного письма. Екатерина Сергеевна металась, прибегала к дочери и твердила: «Зоя, с Валерой что-то случилось, я чувствую». Недоброе предчувствие тревожило всех. Дочь с мужем успокаивали родителей, как могли: «Мирное время, что может случиться?». Но любящее сердце не обманешь: тупая боль пронзила и навечно поселилась в нем. Родители узнали о гибели сына через полгода после трагедии. Раскрыв конверт, Степан Карпович замер с бумагой в руках. На истошный крик сбежались соседи. Семья Нечепуренко жила в то время в Озеро-Петровском, где и родился Валерий в 1945 году.

Его в селе все знали и любили за доброе сердце. В семье росло трое детей, среди которых выделялся он, средний сынок. Красивый, кудрявый, веселый, он мечтал быть моряком. В школе его так и звали – «моряк». Попробовал поступать во Владивостокское морское училище, но не прошел медкомиссию. Может, сама судьба пыталась предостеречь Валерия? Вернувшись домой, он окончил курсы токарей и устроился на Барнаульский моторный завод, откуда и был призван в армию. Сначала попал в «учебку» во Владивосток, затем был переведен в Петропавловск-Камчатский, где находилась главная база подводных лодок Тихоокеанского флота. Валерий Нечепуренко на этот раз благополучно прошел медкомиссию, тщательную проверку в КГБ, и мечта его осуществилась – он был зачислен в экипаж К-129, современного ракетоносца. К-129 считалась одной из элитных, ударных субмарин, которые тогда стояли на вооружении советского ВМФ.

О гибели подлодки газета «Красная звезда» написала только в 1998 году, то есть через тридцать лет после случившейся трагедии. Именно тогда впервые были опубликованы фамилии 98 погибших членов экипажа К-129. Все эти десятилетия Екатерина Сергеевна и Степан Карпович Нечепуренко жили в неведении, как погиб их сын. Он остался в памяти родителей тем же добрым и веселым сынком, трудолюбивым и отзывчивым, надежным. Таким, каким они его запомнили в последний приезд незадолго до гибели. Провожать его ездили на станцию Большая Речка. До последней минуты, пока не тронулся поезд, Валерий стоял с родными на платформе, бережно обнимая мать, повторял: «Потерпи, мамочка, осталось чуть-чуть, всего один год». Подошел поезд, и он, высокий, крепкий, в красивой морской форме, вскочил на подножку последнего вагона и махал, махал им рукой, пока поезд не скрылся за поворотом. А Екатерина Сергеевна и Степан Карпович вместе со всеми родными еще долго смотрели в сторону ушедшего состава, не ведая, что простились с любимым сыном навсегда.

Будут годы ожидания, запросов и упорного молчания со стороны властей. И вот спустя тридцать лет, в день известия о гибели Валеры с новой силой нахлынула боль, не отпускавшая материнское сердце все эти годы.

А потом будут почести и вручение ордена Мужества, которым посмертно награжден их сын, газетная шумиха на всю страну, визиты корреспондентов и военкома… Но это уже не обрадует родителей, которые в беззвучном рыдании будут повторять: «Вы нам сына верните, сыночка нашего. Никакая награда не заменит его».

Земляки собрали материал о Валерии Степановиче Нечепуренко и открыли мемориальную доску в Заводской средней школе, где он когда-то учился. На видном месте в школьном музее висит его фотография, где ежегодно проходит вахта памяти в его честь, когда вновь и вновь звучат рассказы о простом деревенском мальчишке, мечтавшем о море, с которым он оказался навечно повенчанным в 23 года.

На К-129 погиб и матрос Юрий Дубов, выпускник Сунгайской средней школы Кытмановского района Алтайского края. В день рождения подводника, 21 сентября 2002 года, постановлением краевого Совета народных депутатов было принято решение присвоить Сунгайской средней школе имя Ю.И. Дубова. Когда его матери, Елене Трофимовне, вручили орден Мужества с припиской «посмертно», она заболела и ушла из жизни именно в тот день, 8 марта, когда погибла подводная лодка К-129.

На той же подводной лодке погиб еще один наш земляк – Виктор Терешкин из Тальменского района.

Наши мальчики до конца исполнили свой воинский долг, заплатив за мир на земле своими жизнями.

Валентина КАРКАВИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.