Губернатор края Александр Карлин: резкого сокращения параметров бюджета не предвидится

Общение журналистов краевых и районных СМИ с губернатором края А.Б. Карлиным проходит в рабочем режиме несколько раз в год. Очередной медиалог состоялся в конце сентября.
-Недавно в Ростове прошло совещание по вопросам развития агропромышленного комплекса России. Было заявлено, что все меры господдержки в 2016 году для крестьян будут сохранены. Александр Богданович, какие программы поддержки АПК и по каким направлениям будут реализованы в Алтайском крае?
-Совещание в Ростове проходило под руководством Владимира Владимировича Путина. Он совершил выезды в два хозяйства Ростовской области и потом провел рабочее совещание. Присутствовали: помощник президента по экономическим вопросам, вице-премьер, министр сельского хозяйства и ответственные работники министерства, Россельхознадзора. Были приглашены руководители шести регионов России – аграрных территорий, которые вносят наиболее существенный вклад в решение задачи продовольственной безопасности страны: Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Воронежской и Белгородской областей, и от востока страны – Алтайский край. В совещании участвовали представители основных ассоциаций производителей и переработчиков сельхозпродукции. Разговор носил деловой характер, Путин дал возможность высказаться представителям профессиональных ассоциаций, потому что они транслируют проблематику в сфере производства молока, мяса, овощеводческой продукции. Мы обменивались мнениями. В целом положение с обеспечением продовольствием в стране стабильное, продуктов питания – достаточное количество, по крайней мере, подавляющее их большинство производится в России. Констатация факта на уровне главы государства: продовольственная безопасность обеспечивается. Но есть ряд проблем, на которых нам нужно сосредоточиться. Вы их можете увидеть на магазинных полках, где присутствует импорт. Алтайский край в этом смысле, наверное, нетипичен, потому что мы обеспечиваем себя сами всеми основными продуктами питания. Но если говорить о крупных мегаполисах, есть проблема увеличения производства молока и мяса, и одна из проблем, которая озвучивалась, – необходимость повышения производства плодоовощной продукции, фруктов, ягод и так далее. И у нас, к сожалению, особенно в зимнее и весеннее время, присутствует достаточно много импортной продукции, без которой рацион питания не будет полноценным. И речь шла о том, что государство должно в ближайшие годы больше внимания уделять вопросам поддержки овощеводства, садоводства, переработки, хранения этой продукции.
Тема поддержки молочного животноводства и наращивания производства мяса стояла очень остро. Сегодня Россия поставляет на экспорт мясо птицы, и есть возможность увеличивать производство свинины и говядины. Вот об этом шла речь на совещании. Что мы услышали, что нам дает определенный заряд оптимизма? Несмотря на переход на годичный формат бюджетирования, на переживаемые экономические трудности, на дефицит федерального бюджета, на некоторое снижение валового внутреннего продукта, тем не менее руководство страны будет продолжать курс на бюджетную поддержку развития сельского хозяйства в не меньших масштабах, чем осуществлялась в 2014-м и текущем годах. И это будет продолжено в 2016-м. Наверное, будут смещаться акценты, в зависимости от того, какое направление представляется государству более актуальным; и эти направления обозначены и нам понятны. Так, например, молочное животноводство, одна из наиболее экономически сложных отраслей, требует более серьезной, более стабильной и долговременной поддержки.
Остро поднимались вопросы о необходимости ужесточения государственного контроля и надзора за качеством продовольственных товаров в торговой сети. Президент согласился с тем, что здесь надо дать больше полномочий Россельхознадзору, в том числе по пресечению поступления некачественной продукции из-за рубежа.
Если стоит задача быстро нарастить объемы производства, то, естественно, был поднят вопрос о новых серьезных проектах. Но вместе с тем надо провести инвентаризацию тех проектов, которые находятся в стадии реализации и имеют высокую степень готовности. Оптимальный путь – сосредоточить ресурсы, государственные в том числе, а также банковские, на том, чтобы эти объекты побыстрее завершить и таким образом создать предпосылки для увеличения производства. По Алтайскому краю – не менее двух проектов высокой степени готовности. Это «Альтаир-Агро» в Ребрихинском районе (производство свинины) и «Алтаймясопром» в Тальменском районе (тоже производство свинины). В общем в эти два проекта уже вложено средств более десяти миллиардов рублей. Для их завершения во вторых очередях необходимо еще около двух миллиардов рублей. Речь идет о банковских кредитах с субсидированием государством. Но это позволит в течение одного-полутора лет на этих двух объектах увеличить производство свинины не менее, чем на 30-35 тысяч тонн в год. Это очень солидная прибавка. Мы ведем работу с министерством сельского хозяйства, работаем с банками, которые кредитуют оба проекта.
-В последние недели мы наблюдаем, как разыгрывается «гречневая» карта. Сначала звучали заявления о том, что в Алтайском крае якобы неурожай гречихи, потом – информация, что вследствие этого скоро поднимутся цены на этот продукт в торговле. Как на самом деле обстоят дела?
-В этом сюжете я бы выделил две стороны. С одной, плюс для Алтайского края – о нас вспоминают, в принципе, в хорошем контексте. Я встречался с журналистами на московской площадке и несколько самонадеянно назвал Алтайский край главным по гречке в России сегодня. И на самом деле, до 50 процентов потребности в этом продукте обеспечивают крестьяне и переработчики Алтайского края. В этом году ситуация по производству гречки – и по темпам уборки, и по объему собранного – благоприятная. Сегодня в закромах уже более 190 тысяч тонн гречихи, и урожай собран более чем с половины полей. Это поздняя в плане уборки культура, и по прогнозам на октябрь будут и благоприятные периоды, так сказать, «окна», и есть все предпосылки в оптимальные сроки убрать гречиху. По прогнозам наших специалистов валовый сбор этой культуры будет не менее чем в полтора раза выше, чем в прошлом году. Качество выше прошлогоднего, потребительские свойства лучше, выход конечной продукции выше. Таким образом, никаких оснований опасаться за рынок по гречке нет. Другие регионы все вместе дают столько, сколько Алтайский край. У них ситуация тоже не провальная. Свою долю рынка они закроют. Поэтому нет никаких оснований для того, чтобы бежать в магазины и закупать в больших количествах крупу. Тем более что она имеет свои сроки хранения, далеко не беспредельные.
Так называемые «эксперты», которые дают тревожащие прогнозы, взятые с потолка, на самом деле не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Я абсолютно убежден в том, что эти «эксперты» не эксперты вовсе и, наверное, обнаружить их будет сложно. Мы озадачили контролирующие инстанции, чтобы понимали, откуда такие заявления делаются. Я абсолютно убежден, — это не что иное, как неправомерные маркетинговые ходы, чтобы спровоцировать повышенный спрос, искусственно взвинтить цены, раскачать рынок.
-В последнее время много говорится об овощеводстве. Что изменилось в крае, уделяют ли сельхозпроизводители больше внимания этой отрасли? Мы видим, что везут картофель из Казахстана, он присутствует на социальных ярмарках. А местная картошка у нас есть?
-Есть. Ежегодно в крае выращивается от 800 до 900 тысяч тонн картофеля в зависимости от условий. Этот год не самый благоприятный, но и неплохой. Картошка в этом году отличается лучшим качеством. По валовому сбору картофеля мы ожидаем увеличение в пределах 15-20 процентов к прошлому году. Сегодня весь картофель, который выращивают предприятия и фермеры, убирается с использованием современных машин. Никаких опасений за судьбу урожая у нас нет. Более того, наши сельхозтоваропроизводители использую современные технологии хранения картофеля, а это всегда было важной задачей. Сегодня строятся не очень дорогие современные картофелехранилища, которые обеспечивают сохранность этого продукта. У нас около 200-250 килограммов картошки приходится на одного жителя края в год. Кто из нас потребляет столько картошки? Даже этнические белорусы, которые любят его, потребляют меньше. Вывод: никакой казахстанской картошки нам не надо. Мы можем сами накормить значительную часть Казахстана.
-Хотелось бы знать о планах по поводу ремонта автодороги краевого значения Троицкое-Целинное.
-Я эту дорогу прекрасно знаю, я по ней лично проезжал не один раз. Причина состояния дороги известна: она разбита большегрузным транспортом, который эксплуатируется с нарушением установленного порядка. В наших планах дорожных работ эта дорога значится, мы ею будем заниматься. Но я попросил бы и муниципалитеты обострять вопросы контроля. Мы все должны в этом участвовать – и федеральные структуры, которые должны обеспечить контроль, весовой в том числе, и муниципалитеты. Будем заниматься дорогами, и в Троицком районе, в частности. Мы несколько миллионов выделяли на обустройство дорог района плюс есть муниципальный дорожный фонд, и средства его должны использоваться эффективно.
-Алтайский край более семи лет продвигает закон об аграрных территориях. На днях он будет обсуждаться на слушаниях в Общественной палате. Можем ли надеяться, что этот закон будет принят?
-Семь лет – это небольшой период для подготовки федерального закона. Если семь лет идет работа над законопроектом и не сворачивается, это говорит о том, что законопроект не скороспелый и не мертворожденный. За этот период мы прошли Совет Федерации, получили поддержку профильного комитета по аграрной политике, и это очень важно. Нас поддерживает спикер Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. Мы получили поддержку от ряда законодательных собраний субъектов Федерации, которые вносят значительный вклад в решение задач продовольственной безопасности страны. И слушания законопроекта в Общественной палате – это дальнейший этап продвижения законопроекта. Мы рассчитываем, что поддержку Общественной палаты мы получим, а это авторитетный, уважаемый орган. Для нас очень важно, чтобы ту озабоченность, которая нами двигала при подготовке проекта закона и его продвижении, разделила Общественная палата. Надеемся, что в этой серьезной большой работе мы сделаем еще один шаг к цели. Я думаю, что та ситуация, которая сложилась с санкциями против России, с необходимостью импортозамещения в продовольственной сфере, еще более подчеркивает актуальность и востребованность законопроекта и обоснованность подходов, которые в нем изложены.
-Начинается формирование краевого бюджета на следующий год, и происходит это в непростых условиях, понятно, что некоторые статьи будут урезаны. Каковы приоритеты бюджета будущего года?
-Мы не ожидаем резкого сокращения параметров бюджета, которые потребовали бы методов хирургических – как вы сказали, «урезать». Речь идет о том, что у нас меньше будет возможностей увеличивать расходы. Но мы все будем делать для того, чтобы удержать расходы на социальную сферу в тех объемах, которые бы позволили нам выполнять все обязательства перед населением, я имею в виду образование, здравоохранение, сферу оказания социальных услуг. Здесь мы постараемся не потерять. Если говорить об источниках экономии, то, по всей видимости, это будут расходы на управление. Ну, и инвестиционную программу будем смотреть.
Мы в текущем году бюджетные корректировки по доходной части выполняем. Если прогнозы, что в начале следующего года экономика начнет более активно развиваться, оправдаются, соответственно, в бюджете появятся дополнительные доходы. Но в любом случае каких-то резких сокращений параметров бюджета не предвидится.
-Кризисы всегда приводят к ухудшению статистических показателей. В частности, в крае отмечается рост задолженности по зарплате, а это показатель, которого еще недавно не было. Отмечается падение показателей по строительству. Прокомментируйте, пожалуйста, как планирует краевая власть бороться с ситуацией.
-Задолженность по заработной плате – это один из негативных показателей. Просроченная задолженность по зарплате составляет около ста миллионов рублей, и мы знаем, кто ее формирует. Львиную долю, почти две третьих, – предприятие «Сибэнергомаш», которое находится в процедуре банкротства. Но сегодня на части основных средств этого предприятия создано новое юридическое лицо, заключившее контракты на поставку продукции, набран персонал. И наши специалисты работают с арбитражным управляющим и руководством нового юридического лица. У нас есть надежда, что задолженность будет погашена. Есть одно промышленное предприятие, небольшое, но проблемное по тем же причинам – из-за финансовой непродуманности руководства и собственников предприятия. Это завод алюминиевого литья, где задолженность около 10 миллионов.
По сельхозотрасли ситуация в целом улучшается, экономические параметры в плюсе, новых должников не появляется. Сохраняется задолженность по нескольким хозяйствам ассоциации «Изумрудная страна». Мы с ними тоже работаем.
Транспорт и строительство – это отрасли-индикаторы, которые наглядно показывают положение дел в целом в экономике. И здесь, что называется, открытия нет, мы и предполагали замедление. Но мы не допустили снижение объемов строительства жилья в крае, темпы неплохие, кстати, и в стране тоже. Жилья строится не меньше, а чуть больше, чем в предшествующие периоды. У нас темп роста даже выше среднероссийского. Мы надеемся, что объемы строительства жилья не будут сокращаться, с учетом того, что правительством в последнее время принят ряд мер по оживлению жилищной ипотеки. И ряд мер обсуждается. Это позволит нам удержать на прежних позициях жил строительство.
Что касается других подотраслей строительства – производственных, инфраструктурных объектов, то в целом снижение экономической активности, конечно же, сказывается. Мы вынуждены были несколько сократить объемы государственных инвестиций, но положение в целом по стране такое же. Проседание строительной отрасли в Алтайском крае меньше, чем по России. В том числе и потому, что мы не свернули госинвестиции, финансируем крупные стройки из регионального бюджета. Это далеко не везде происходит. Это с одной стороны с другой, значимой и болезненной, как дорожное строительство, — инвестиции не сокращаются, а, наоборот, увеличиваются. И у нас есть прогноз, что в следующем году по дорожному строительству объем инвестиций не будет уменьшен. Ситуация неровная, но если удастся добиться продолжения строительства крупных объектов в животноводстве, то это тоже поддержит строительную отрасль.
Я посещал предприятия, общался с руководителями, они констатируют, что положение не простое, но контролируемое.
-В конце октября в Барнауле пройдет выставка «Алтайпродмаркет». В прошлом году отмечали, что она организована вовремя, когда в стране решают задачи по импортозамещению. Скажите, какие задачи стоят в этом году, что вы ждете от выставки и каковы перспективы?
-Мы намерены эту площадку сделать регулярной. Первый опыт был вполне приличным. Это подчеркивали и те, кто производит продовольствие и те, кто торгует. Но мы от «Алтайпродмаркета-2015» ждем уже более серьезного наполнения. Речь идет о продовольствии, и здесь уместно сказать, что если в прошлом году была дегустация алтайского продовольствия, то, я считаю, в этом году должна происходить другая процедура. Отведали? Вкусно, достойно, по цене приемлемо. И после этого совершаются сделки. Поэтому надеемся, что такая перспектива есть, и в этом году мы ожидаем заключения значительного количества контрактов на поставку нашего продовольствия в крупные федеральные сети. Это очень тяжелая, на самом деле, работа, но мы постепенно пробиваемся на федеральные рынки. Дошли с сыром, с кисломолочной продукцией, крупами, медом, макаронными изделиями, мукой, растительным маслом. Перечень нашей продукции, о которой знают потребители за пределами Алтайского края, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале и в крупных мегаполисах, широк. Я думаю, что «Алтайпродмаркет-2015» будет площадкой, где мы наши позиции укрепим и расширим. Нам нужно выходить на стабильные долговременные контракты. Мы сегодня это можем предложить во всех смыслах – с точки зрения качества, и современных упаковок, и с точки зрения того, что у нас есть крупные логистические центры, где можно формировать большие партии товаров. Предприятия пищевой промышленности уже имеют не склады, а логистические центры, формируют вагонную или автомобильную поставку под заказ конкретных торговых точек. Эта серьезная работа будет продолжена, и мы уверены, что будет подписание серьезных долговременных контрактов на поставку нашей алтайской продукции. Мы к этому готовы.
Подготовила Елена Цыгельная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.