Край имеет запас прочности

Большая пресс-конференция с главой края А.Б. Карлиным состоялась 26 февраля в Барнауле. К журналистам краевых и районных изданий губернатор приехал сразу после сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания, где он отчитывался о деятельности администрации края по социально-экономическому развитию региона в 2014 году.
Общение с журналистами началось с темы, которая стала одной из наиболее актуальных, даже болезненных в последнее время для жителей края, впрочем, как и всей России, – проявления кризиса в экономике.
-Каждый человек, идя в магазин, естественным образом хочет понять, что происходит, если на покупки по списку, который дала ему жена, не хватает денег. Чудес не бывает: вся страна испытывает проблемы, и Алтайский край, интегрированный в экономику страны, подвержен общеэкономическим процессам. Миллион раз можно сказать, что «Алтайвагон» – передовое предприятие в стране, европейского уровня, и это действительно так, но и оно испытывает сегодня серьезные проблемы. Вот потому и испытывает, что объемы производства огромные, к тому же на транспортной отрасли прежде всего сказываются проблемы в экономике.
Я нашим мясопереработчикам говорил: привязывайте к своему производству сельхозтоваропроизводителей, выходите на долгосрочные контракты, позаботьтесь о сырьевых рынках, смотрите вперед, выстраивайте долговременные связи. А сегодня мясопереработчики подают тревожные сигналы: не хватает сырья, есть угроза сокращения производства. Хотя по итогам прошлого года в крае зафиксирован приличный прирост в животноводстве. И промышленность не просела, нам удалось удержать достигнутый уровень. В плане инвестиций есть рост, в то время как по стране – снижение. Край демонстрирует приличные темпы строительства жилья, увеличение уровня заработной платы. Растут денежные доходы населения, в которые, кстати, входят и немалые социальные выплаты.
Мы говорим о том, что наша экономика испытывает негативные тенденции, но у нас приличные запасы устойчивости. Сельское хозяйство, пищевая промышленность придают устойчивость экономике в период кризисных явлений.
В целом сегодня квалифицирую ситуацию как сложную, не хочу бодрячества – кризис и нас касается. Но у нас есть серьезные резервы для мобилизации, для устойчивого социально-экономического развития региона. И нам заниматься кликушеством, нагнетанием паники ни к чему. Нередко это делается специально, чтобы создать ажиотажный спрос на продукты, что деформирует рынок.
-Каков, по вашему мнению, рейтинг Алтайского края среди российских регионов по оценке рейтинговых агентств?
-Мы работаем с известным рейтинговым агентством. Последняя оценка дана в конце прошлого года, и я по-хорошему был удивлен: национальный рейтинг России понизился, а Алтайского края – остался на прежнем уровне. Считаю, регион объективно оценивается. Мы с 2005 года активно занимались выплатой долгов, которые были, и на сегодняшний день у нас нет прироста внутреннего долга. У края очень достойная кредитная история. На фоне высокой закредитованности регионов России (консолидированный долг всех регионов страны составляет около 2 трлн. рублей) объем внутреннего долга Алтайского края самый низкий. Совокупно он составляет 2 млрд. рублей. Мы практически не тратим средства на обслуживание внутреннего долга. У нас нет коммерческих долгов, мы не выпускали региональные ценные долговые облигации. Вместо обслуживания кредитов деньги направляются на реализацию социальных программ, на строительство дорог, школ, детских садиков, объектов культуры.
-Вы были на премьере сюиты «Мастер», посвященной Шукшину, которая состоялась недавно в Москве. Как ее восприняли москвичи?
-На премьере сюиты композитора Эдуарда Николаевича Артемьева в Московском международном Доме музыки было почти полторы тысячи человек. Симфонический оркестр, хор Московской консерватории, наших артистов не отпускали со сцены минут десять, зал аплодировал стоя. Такова оценка этого произведения. Музыка замечательная, но в центре действа – Шукшин, выражение личности и творчества Василия Макаровича. Сюита создана в формате, близком к гениальности.
-Предприятия мясопереработки негодуют по тому поводу, что казахи активно скупают в крае скот. Выражают беспокойство зернопереработчики. Есть ли опасения, что соседи взвинтят цены?
-Покупатели цены не взвинчивают, это делают продавцы. Суть единого экономического пространства, и это решение принято на уровне глав государств, – сотрудничество, наши предприятия тоже закупают зерно на казахском рынке. Идет процесс присоединения к азиатскому пространству в плане торговли, и мы должны быть к этому готовы. Вопрос в другом: что мы об этом думаем? Там мясо дорогое, значит, продукция дороже, так, может, идти к ним со своей продукцией? Но мы робко смотрим в ту сторону. То же самое – с кисломолочной продукцией, а у них есть с этим проблемы.
-Что предпринимается для удержания цен на социально значимые продукты питания?
-В ближайшее время состоится подписание соглашений с торговыми сетями, их около двух десятков. Речь идет о стабилизации цен на социально востребованные товары, создании специальных отделов для покупателей.
-Удастся ли в этом году достроить большие объекты и осуществить крупные проекты?
-В 2015 году сдадим в эксплуатацию современный лечебно-диагностический корпус онкологического центра «Надежда», завершим строительство первой очереди краевого противотуберкулезного диспансера. Продолжатся работы по строительству регионального перинатального центра, одного из лучших в Сибири, возведению здания Государственного художественного музея, будем развивать центр термических поражений. Суперсовременная специализированная противотуберкулезная больница строится в Новоалтайске. Кстати, ни в одном регионе не занимаются этой темой так серьезно, как у нас. Большие деньги направляем мы на строительство этого комплекса. В проекте – реконструкция старой клинической больницы. Завершаем ремонт госпиталя ветеранов войны. Тема здравоохранения не снимается, хотя есть бюджетная напряженность.
-2014 год для Алтайского края был серьезным и в связи с наводнением…
-Это было жесточайшее испытание. Наводнение на Алтае наглядно и убедительно показало, что государство сегодня – это в целом очень эффективно работающий механизм. Мы сделали выводы на основании событий прошлого года, провели серьезные учения.
О чем особо хотел бы попросить сейчас… Пожилые люди раньше говорили: «Ужо февраль, пора снег с крыши сбросить». С этого начинается подготовка к паводку – убрать снег с крыш, очистить стены зданий, домов, расчистить естественные каналы ухода паводковых вод. Мы должны достучаться до граждан, до их сознания, чтобы избежать безалаберности, иначе никаких средств на преодоление паводка не хватит.
Наиболее значительные запасы снега – в Заринском, Залесовском, Ельцовском, Тальменском районах, на территории, примыкающей к Чумышу, Кулунде, Бурле. Расслабляться нет причин, природные аномалии надо предвидеть и готовиться к ним.
-Антикризисная программа в крае – чем она отличается от предыдущих?
-Программа принята, и я не разделяю критических суждений, что она не предусматривает миллиарды на преодоление кризиса. Имеем ту расходную часть, которую имеем. Но мы активно прибегаем к федеральным ресурсам. Мы в этом году получим средства на поддержку сельского хозяйства в объеме гораздо большем, чем в прошлом году. Отрадно, что в течение последних двух лет государство направляет нашим крестьянам «несвязанные деньги» на один гектар посевной площади двумя траншами – перед началом посевной и уборочной кампаний. Первый транш федеральных средств хозяйства края уже получают. Очень интересной и востребованной оказалась для региона поддержка начинающих фермеров и семейных фермерских хозяйств, которые специализируются на племенном и мясном животноводстве. По этим направлениям мы получаем самый крупный объем помощи в стране. На правительственном уровне мы добились выделения поддержки на производство молока не только высшего, но и первого сорта. Ни на йоту не свернута госпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий».
Я первым из руководителей регионов поддержал программу по снижению напряженности на рынке труда, и антикризисные меры адресованы людям, работникам предприятий. В центре любой из программ – человек.
-Вы приняли решение отменить некоторые обязательные условия получения сельхозпредприятиями несвязанной господдержки. Расскажите подробнее.
-Я в данном случае поступаюсь принципами. Дело в том, что мы всегда жестко требовали с тех, кто получает господдержку, чтобы они соблюдали наши условия по выплате налогов, уровню зарплаты и отсутствию ее задолженности. В этом году в силу особых обстоятельств, которые всем известны, я ввожу мораторий на те требования, которые в свое время сам и заявил. Да, я отступил от этих требований, но это отступление временное. Оно вызвано опасениями, что, не освоив первые транши несвязанной господдержки аграриям, мы создадим повод для снижения объемов следующих траншей. Чтобы не давать таких поводов, мы первые транши проплатили с отступлением от ранее заявленных требований. Но после проплаты первых траншей мы будем жестко требовать от предприятий, получивших господдержку, чтобы они рассчитались с работниками и с бюджетом. Тем более что это относительно небольшие долги. Я думаю, что это справедливое решение.
-Каково ваше мнение о проблеме снижения неформальной занятости? Бизнес не хочет выходить из тени…
-Я бы сказал, что бизнес в этом ключе мы рассматриваем только как площадку, где существует неформальная занятость: сам-то предприниматель зарегистрирован, а использует труд работников незаконно… Именно работник страдает, поскольку он выпадает из сферы серьезных социальных гарантий. Огромные деньги мы платим из бюджета за неработающую часть населения, в то время как кто-то эксплуатирует его труд, но не платит за него. И при этом работник не требует оформления трудовых отношений. Я знаю случаи, когда работник предлагает работодателю часть зарплаты выплачивать официально, а часть – «в конверте», чтобы он имел право на меры социальной поддержки как малообеспеченный. В снижении неэффективной занятости должны быть заинтересованы сами работники.
Несколько вопросов задали журналисты о конкретных объектах, которые строятся и реконструируются по программе «80х80». И вновь губернатор развеял опасения, что в связи с напряженностью краевого бюджета исполнение программы под угрозой:
-Программа строительства и капитального ремонта социальных объектов будет выполнена. Однако при реализации проектов будем учитывать усилия и муниципалитетов, и демографическую ситуацию, и результаты работы районов и городов. Для чего мы строим дворцы? Чтобы и люди знали: мы должны работать вместе. Кризис? Переживем и его. Надо сделать все, чтобы кризис остался категорией публицистической, чтобы мы ощутили его влияние по минимуму.
Подготовила Елена ЦЫГЕЛЬНАЯ.
Читайте интервью полностью в номере газеты за 7 марта 2015 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.