Яркая жизнь. Несбывшаяся мечта…

Как я, оказывается, ошибалась, когда, размышляя о жизни Владимира Трофимовича Устименко, полагала, что с той поры, как он покинул совхоз «Беловский», уже никак не был связан с этим хозяйством. Ан нет:

-Он уже когда работал председателем объединения «Алтайсвинопром», уделял внимание нашему совхозу. Тогда, в начале 90-х, корма доставать было тяжело, да еще на такое поголовье свиней, так Владимир Трофимович помогал с кормами, помогал выбивать дотации. К нам у него было особое отношение, — рассказывает бывший главный экономист совхоза «Беловский» А.В. Казанцева.

Антонина Васильевна на просьбу вспомнить о своем директоре откликнулась охотно:

-Он приехал в Беловский из Завьяловского района в 1979-м году, уже с опытом работы руководителем. Я пришла в совхоз годом позже, вместе мы работали десять лет. Это были действительно плодотворные годы для хозяйства, для коллектива. Человек очень энергичный, деятельный, Владимир Трофимович был требовательным к специалистам. Что называется, «оттянет» – за дело! – и тут же разговаривает по-человечески, по-доброму. И, надо сказать, специалистов подобрал высокого уровня. Очень любил коллектив, мы все вместе праздновали Новый год – это была многолетняя традиция, а он ушел – и перестали…

Очень грамотный руководитель, отлично разбирался в финансах, вникал во все тонкости производства, жизни коллектива. А коллектив-то был – 1200 человек! Поголовье свиней в совхозе насчитывало около 30 тысяч. Работы было много, но люди трудились с большим подъемом, стремились к хорошим результатам. А Устименко задавал тон. В годы его руководства совхоз много строил – и свинарники, и жилье. По тем временам, я бы сказала, это было непросто, но он, рисковый человек, не боялся, что его могут за это наказать. Так и выросла целая улица в Беловском – Молодежная, впору называть ее «Устименковской» в память о Владимире Трофимовиче.

И его человеческие качества заслуживают искреннего уважения и похвалы: открытый, щедрый, доброжелательный. Помню, в 89-м году я сына женила, так он согласился вести свадьбу…

Антонина Васильевна в разговоре несколько раз подчеркнула, что все сказанное – мнение не только ее, но и тех, с кем работали она и Владимир Трофимович:

-Мы часто созваниваемся, вспоминаем былое. Хорошие были годы, веселые. И о нем, об Устименко, все вспоминают тепло. Жаль, что рановато ушел из жизни. Мы его часто поминаем в нашем православном приходе…

Его сердце остановилось год назад.

Из некролога, опубликованного в «Алтайской правде»: «На 76-м году жизни после тяжелой болезни скончался бывший председатель ассоциации «Алтайсвинопром», внесший значительный вклад в развитие агропромышленного комплекса края. Он родился в 1935 году в селе Нижний Кучук Благовещенского района Алтайского края, вся его трудовая биография была связана с сельскохозяйственной отраслью. В 1955 году, после окончания Павлодарского зооветеринарного техникума, он начал свой трудовой путь врачом-эпизоотологом в Бесскарагайской межрайонной ветбаклаборатории. С 1955 года по 1958 служил в рядах Советской Армии. С 1958 года работал веттехником в хозяйствах Благовещенского и Баевского районов, главным зоотехником совхоза «Чистоозерный» Завьяловского района. А с 1967 года, более 22 лет, работал директором совхозов «Фрунзенский» Завьяловского района и «Беловский» Троицкого района. С апреля 1990 года он возглавлял объединение «Алтайсвинопром».

Под руководством Владимира Трофимовича хозяйства были самыми эффективно работающими в крае, школой распространения передового опыта по внедрению передовых технологий, достижению высоких результатов в сельскохозяйственном производстве.

Владимир Трофимович никогда не искал легких путей в жизни, его отличали преданность и любовь к делу, чуткость и душевная теплота, высокая дисциплинированность и ответственность. В любой ситуации он оставался добрым и отзывчивым человеком, умеющим выслушать, понять и прийти на помощь. Заслуженными были авторитет и уважение к нему не только коллективов, но и всех, с кем его хотя бы один раз сталкивала судьба.

За свой многолетний труд Владимир Трофимович был заслуженно отмечен орденом «Знак Почета» и медалями. А в 1987 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР».

Под некрологом стояли подписи начальника Главного управления сельского хозяйства края А.Н. Чеботаева и его коллег.

«Жить – значит, работать. Труд есть жизнь человека». Это правда. Человек, о котором сказано немало теплых слов, тоже посвятил свою жизнь работе. Он ее не боялся. Более того, он понимал, как важно быть образованным и грамотным. Заочно окончив сельскохозяйственный институт, Владимир Трофимович в 1988 году защитил кандидатскую, и решением совета при Сибирском научно-исследовательском и проектно-технологическом институте животноводства ему была присуждена ученая степень. Удивительно, как ему на все хватало времени. Все в жизни для него было главным: работа, коллектив, друзья, увлечения. И семья. Но вот что примечательно: дочь Ольга Владимировна Брак, рассказывая об отце, прежде всего упомянула его открытость для людей, в том числе и совсем чужих:

-Сколько помню, дверь нашего дома всегда была открыта для всех. Буквально: пришел человек из тюрьмы, ему некуда идти – он ночует у нас. Приехали люди издалека – к нам, а мы с сестрой встречаем. Мама порой была в замешательстве, а он ни на минуту не сомневался, что людям надо помогать. У него было доброе сердце.

У папы было очень много друзей, еще больше знакомых, и все о нем вспоминают добрым словом.

Для нас он был любящий отец. При такой должности он успевал нам уделять внимания столько, что в наших воспоминаниях о детстве – прежде всего он. Всегда был рядом с нами – и дома, и даже на работе: он брал нас с сестрой с собой в свои рабочие поездки. Папа вырос в многодетной семье, его отец, а наш дедушка погиб, и мать поднимала восьмерых детей одна. Они всегда помогали друг другу, и для папы все связанное с его матерью, было свято.

Когда мы приехали в совхоз «Фрунзенский», многие семьи жили в землянках. Папа – он был назначен в совхоз директором – считал очень важным строить дома. Добротные, хорошие. И спустя годы там его не забывали: мы уже жили в Беловском, а из «Фрунзенского» присылали поздравления и подарки.

Мы жили небогато, но зато у нас раньше, чем у других, появились газплита, стиральная машина, «Жигули». Отцу всегда нравилось все передовое, и он привносил это не только в работу, но и в семью. Уже пожилым человеком он живо интересовался компьютерами.

У папы от природы было хорошее здоровье, к тому же он занимался спортом и нас приобщал.

Очень любил семью, внуков, переживал, когда болели. Всегда заботился о нас, уже давно ставших взрослыми. Даже когда тяжело заболел и был известен диагноз, он нам не сказал, пожалел…

Ольга Владимировна не скрывала слез, когда мы, разговаривая, более-менее выдерживая хронологию, добрались до последних месяцев, дней жизни Владимира Трофимовича. Он провел их в далекой Испании, солнечной и вполне благополучной. Где, наверное, всем приятно отдыхать, но не всем хорошо жить. Близкие понимали, как страдает вдали от семьи отец и дед, как могли, поддерживали его. Так уж сложилось, что Владимир Трофимович поддался уговорам чужой для его родных женщины, ставшей его женой, и вместе с ней уехал за границу. Но душой рвался в Россию, к своим.

-Очень скучал, — Ольга Владимировна помолчала, еще раз в душе переживая то время разлуки с отцом. – Когда приезжал, не мог надышаться, навстречаться со всеми, кого любил и кто любил его. Он был сильным человеком и ушел из жизни с мечтой, что вернется.

Чувствую, что для дочерей Ольги и Татьяны, бывших коллег В.Т. Устименко очень важно, чтобы мы все вместе рассказали о нем. Чтобы люди помнили.

Елена Цыгельная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.