Они остались ленинградцами

Ранним утром 8 сентября из Барнаула, взяв курс на село Боровлянка Троицкого района, выехали два «Фиата». В автобусах ехали преимущественно пожилые женщины, но были среди них и мужчины. У каждого в руках – цветы и детские игрушки. Для многих из них этот путь был не так-то прост, но они все же решились на него. Решились, чтобы отдать дань героическому прошлому своего родного города Ленинграда. А игрушки они везли тем маленьким ленинградцам, которые, в отличие от них, не смогли преодолеть страшные последствия блокады и вопреки стараниям местных жителей один за другим уходили в мир иной.

-Нигде в Алтайском крае больше нет памятного места, посвященного тем людям, чьи судьбы так или иначе связаны с судьбой блокадного Ленинграда, – пояснила главный организатор поездки Светлана Михайловна Ерыгина.

Продумав все детали мероприятия, она позаботилась и о том, чтобы на нем присутствовал священнослужитель, и, узнав, что по состоянию здоровья настоятель Свято-Троицкого храма отец Александр не сможет приехать в Боровлянку, пригласила священника из Барнаула, тоже, кстати, отца Александра.

Светлана Михайловна и сама бывшая блокадница, эвакуированная в марте 1942 года из Ленинграда по Дороге жизни в Челябинск. Десять лет назад по ее инициативе в Барнауле была создана Алтайская краевая общественная организация «Жители блокадного Ленинграда», входящая в состав Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда. Члены этой организации – бывшие ленинградцы, для которых Барнаул стал второй родиной. О каждом из них Светлана Михайловна может многое рассказать, судьба каждого из них – как страничка той страшной трагедии, истоки которой уходят в тот далекий осенний день – 8 сентября 1941 года, положивший начало беспримерному подвигу великого города. Недаром, как бы ни разбросала их война, везде и для всех они оставались ленинградцами.

Ленинградцы они и сейчас, когда, склонившись над гранитными плитами мемориала, бережно усаживают рядом с выбитыми на нем именами разноцветных плюшевых зверюшек, когда дрожащими руками высыпают у подножия мемориала из маленьких пакетиков землю, привезенную с далекой родины. Быть может, эти щепотки земли для них дороже всего на свете. Но они привезли их сюда вместе с красными гвоздиками, белыми и желтыми хризантемами…На глазах у многих – слезы…. Никто из них не уверен, что сможет побывать здесь еще.

К каждому из них хочется подойти и заговорить, о каждой судьбе можно написать целую книгу.

Людмилу Николаевну Коржову вывезли из Ленинграда в июле 1942-го. Она помнит переправу на барже через Ладогу.

Ее нашли на улице, когда она стала сиротой после смерти мамы, о которой в памяти двухлетней Люси навсегда сохранился лишь один эпизод:

-Помню, как мама сказала: «Люсенька, подай мне горшок». Видимо, она уже не могла встать, а мне так странно было, что мама просит мой горшок…

Ирина Викторовна Назаренко приехала в Боровлянку с дочерью Дарьей. На одной из плит мемориала можно найти имя ее дяди: «Игорь Назаренко, три года»…

-Мама Игоря и двух его старших братьев погибла в Ленинграде во время бомбежки, – рассказала Ирина Викторовна. – А их отец и мой дед работал на Ижорском заводе, а потом приехал в Барнаул создавать «Трансмаш».

Серафима Алексеевна Бакшеева (Смирнова) предполагает, что тоже могла быть привезена в Боровлянку в возрасте двух лет, но потом по причине тяжелой болезни ее отправили в Барнаул. Она помнит, как ехала в вагоне, и во время бомбежки все попадали на пол. Помнила она и свое имя Сима, а вот отчество у нее было другое – Николаевна…

Валентина Сергеевна Полякова подарила музею Боровлянской школы книжку своих рассказов и стихов. Она приехала в Боровлянку вместе со своей сестрой, Натальей Сергеевной. Еще одна их сестра, Мария Сергеевна, не смогла приехать.

-А Люсеньки нашей уже нет в живых, — грустно произнесла Валентина Сергеевна.

Она не помнит, как уезжали с мамой из блокадного Ленинграда, где остались бабушка и отец. Но по рассказам бабушки, родителей и старших сестер постаралась восстановить картину происходящего и описала ее в своей книжке «Просто жизнь», изданной в Барнауле в 2011 году. Эту книжку с надписью «Спасибо Вам за память о детях блокадного Ленинграда…», она преподнесла в дар краеведческому музею Боровлянской школы, где гостей приветливо встретили после посещения мемориала.

Мне посчастливилось перелистать страницы этой книги и хотелось бы предложить вашему вниманию небольшие выдержки из нее:

«Я родилась 24 марта 1941 года в Ленинграде. Папа до войны работал на Октябрьской железной дороге заместителем начальника паровозного депо. Мама не работала, так как у нее было четверо детей…

Я, конечно, была слишком маленькой, чтобы помнить блокадные дни, поэтому пишу о том, что слышала от мамы и старших сестер.

Мама сначала ходила рыть противотанковые рвы, потом ее освободили, так как у нее был грудной ребенок. Но она была обязана дежурить на крыше дома, чтобы сбрасывать или гасить «зажигалки», которыми фашистские летчики пытались поджечь город, сбрасывая их на дома. Старшие дети тоже принимали участие, толкая наверх ведерки с песком. Когда начиналась бомбежка, старшие дети бежали с бабушкой в бомбоубежище, а мама оставалась дома со мной. Средняя из сестер, Наташа, помнит, как к нам приходил мужчина с красной повязкой и уговаривал маму отправить старших детей в эвакуацию. Но мама уже слышала, что детей по дороге разбирают добрые люди, да и от голода и болезней многие в пути умирали, поэтому никак не решалась на это шаг. И от папы с фронта не было никаких вестей.

Господи, как же она выдержала все это?!

Наконец она решилась! В дорогу брали только тех детей, которые уже могли за собой ухаживать. На вокзале на запястья детям надели бирки с фамилией, именем, отчеством и датой рождения и погрузили в вагоны. Родителей на перрон не пустили, и они стояли за оградой. Но вот паровоз дал гудок, поезд тронулся, и многоголосое «Ма-ма!» взвилось к небу. Родители надавили на ограду, она рухнула…

Люди бежали за поездом и кричали что-то свое, важное в эту минуту. Впереди бежала мама со мной на руках и кричала: «Люсенька, только все вместе, только все вместе!!!». Она споткнулась, упала, я вывалилась из ее рук. Но не заплакала, как будто понимала важность момента.

Поезд мигнул последний раз за поворотом и скрылся из виду, мама все стояла на коленях и шептала: «Люсенька, только все вместе…».

Через некоторое время мама узнала, что поезд с детьми разбомбили фашистские самолеты…».

От каждой строки этой документальной повести сжимается сердце. В ней рассказывается, как старшей Люсе удалось спасти сестер, которые на всю жизнь запомнили, как немцы на бреющем полете стреляли в детей почти в упор и при этом смеялись. И как мама, узнав, что они живы, поехала их разыскивать в Челябинскую область вместе с маленькой Валей, которая в дороге сильно заболела, врач, щупая пульс, говорил маме страшное: «Вот-вот». Но на одной из остановок какая-то женщина предложила полечить девочку, и мама согласилась сойти с поезда без всякой надежды на чудо, которое все же случилось: женщина отпоила Валю овсяным отваром, и они продолжили путь к сестрам.

Она не помнит, как произошла долгожданная встреча, но помнит, как им дали пустую избу с большой русской печью, на которой они жарили березовую кору и ели. Мама работала нянечкой в садике, а потом приехал после госпиталя отец, и они все вместе переехали в Красноярск, где ему дали жилье и работу. Вернуться в Ленинград им не позволили, и хотя сейчас Валентина Сергеевна об этом жалеет, но привыкла уже к Сибири и очень полюбила Барнаул. Будучи взрослой, она не раз бывала в родном городе, который она, как и многие коренные ленинградцы, не может назвать Санкт-Петербургом, а называет по-прежнему Ленинградом…

После экскурсии по музею гостей накормили вкусным обедом в столовой Боровлянской школы, во время которого они делились впечатлениями.

От имени городского совета ветеранов Римма Николаевна Касьянова поблагодарила организаторов поездки, а также администрации Троицкого района и села Боровлянки:

-Спасибо от всего ветеранского братства за память и за то, что воспитываете на примере этого мемориала своих детей. Я сама вечный учитель и считаю, что мы должны в первую очередь воспитывать патриотов, защищающих свои границы и свой народ.

С ответным словом выступил присутствовавший на мероприятии заместитель главы администрации Троицкого района Владимир Михайлович Шаров. Он подтвердил слова Риммы Николаевны, приведя в пример историю с памятником Неизвестному солдату в несуществующем уже селе Куличьем, который обрел вторую жизнь благодаря инициативе бывшего учителя этого села Галины Ивановны Кузьмичевой, и теперь учащиеся из города Барнаула со своими педагогами регулярно раз в год проводят акцию по благоустройству памятника. Второй год подряд вместе с ними в этой акции участвуют и троицкие школьники.

Во время посещения Боровлянской школы Светлана Михайловна успела пообщаться с учениками. По их лицам во время этой короткой встречи было понятно, что она говорила с ними об очень знакомых им вещах. Не сомневаюсь, что значение слов «блокада Ленинграда» здесь понимает едва ли не каждый, ведь создание мемориала детям блокадного Ленинграда само по себе стало уроком мужества не только для нынешних школьников, но и для будущих поколений. Во всяком случае, очень хотелось бы в это верить.

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.