Вот они, русские характеры!

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что значит творить добро? Вот и я не задумывалась. Жила себе да и жила, семь десятков лет не расставаясь со своей болью и пронеся через всю жизнь тяжкий груз блокадного Ленинграда. А жизнь скоротечна. Бежишь, бежишь, и некогда тебе остановиться, оглядеться. И вдруг… обо что-то неожиданно споткнешься и… на миг остановишься. Вот и я неожиданно споткнулась… о статью Анны Бодаговой «Зажгите свечи в нашу память» («Алтайская правда» за 5 мая 2012 г.). Споткнулась, замерла… и  помчалась в Боровлянку. Ехала с великой надеждой узнать что-нибудь о себе, обратиться за помощью в поисках родственников.

Но, ступив в августе этого года на боровлянскую землю, я забыла, зачем ехала, почувствовав такое волнение, которое невозможно передать словами. Сладковато-горький ком подступил к горлу. Я на миг задохнулась от переполнявших меня чувств, и вдруг блокадный Ленинград отодвинулся в сторону, и я почувствовала: вот она моя малая родина – Боровлянка! Это здесь я во второй раз получила право на жизнь и путевку в жизнь.

Тогда, в страшном сорок втором, здесь не было слышно зловещего гула самолетов, не выли сирены, не рвались бомбы и снаряды, не полыхали пожары. Здесь была такая звенящая тишина, такое чистое голубое небо и такое яркое-яркое солнышко! А еще здесь жили добрые люди, которые брали нас на руки и почему-то смахивали слезы; кормили нас, чем Бог послал, и снова плакали.

Я очень сожалею о том, что по причине своего малолетства не запомнила ни лиц, ни имен людей, вывезших нас двух-, трехлетних, из блокадного Ленинграда, ни тех боровлянских женщин, которые «завыли в голос», увидев нас, худых, изможденных, обессилевших.

Дорогие, милые боровлянцы сороковых! Я обращаюсь к вам, хотя знаю, что многие из вас уже покинули этот мир. Но пусть же ваши дети и внуки узнают, что это вы протянули навстречу нам, погибающим ленинградским детям, руку помощи. Это вы отпаивали нас теплым кисло-сладеньким клюквенным чаем. Это вы разделили с нами и без того скудную пайку военного хлебушка. Это вы горько рыдали над умирающими ленинградскими детьми. Это вы, преодолевая нужду, превозмогая личное горе, выбиваясь из сил, творили добро, спасая нас, чужих детей, как своих собственных. Это ваши добрые сердца и заботливые руки вырвали нас из лап смерти.

И не ваша вина в том, что у восьмидесяти восьми детей не осталось сил бороться за жизнь.

Спасибо вам, боровлянцы сороковых, за ваш подвиг, за то, что спасли наши жизни, за то, что ваши дети и внуки пронесли «через года, через века» память о великой войне и великой трагедии нашего народа и воздвигли мемориал детям блокадного Ленинграда, оставшимся навечно в боровлянской земле.

Спасибо и вам, боровлянцы  двухтысячных, и всем, кто поддержал идею создания мемориала и воплотил ее в жизнь.

Невозможно поименно перечислить всех, кто подарил нам этот многолюдный праздник памяти, эту незабываемую встречу почти пятидесяти ленинградцев-блокадников, кто воскресил в памяти народной еще одну маленькую страничку истории нашей страны, страничку трагедии и подвига.

Я искренне благодарна тем, кто встретился на моем нынешнем пути в Боровлянку: Валентине Михайловне Каркавиной, Владимиру Михайловичу Шарову, Екатерине Анатольевне Березиковой и Анне Бодаговой, корреспонденту газеты «Алтайская правда».

Это и о вас, боровлянцы, сказал Алексей Толстой: «Вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, но придет суровая беда в большом или малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота!».

Лилия Степановна ЯКОВЛЕВА, г. Заринск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.