Надежда умирает последней

1960 г. Горноалтайск, Республика Алтай. Семилетний воспитанник Горно-Алтайского детского дома Сережа Алфимов с увлечением ест конфеты-трюфели – сегодня выходной, и к нему пришла мама. Она приходила часто, несмотря на то, что почему-то была на костылях. Вдруг он внимательно смотрит на нее и задает самый главный вопрос в его жизни: «Мама, а что, у нас больше нет никаких родственников?». Александра Николаевна вздыхает, потирая больные ноги: «А помнишь, сынок, как мы бабушку хоронили?».

Сережа не помнит. Из кладовых детской памяти всплывают только маленький домик в горном селе, куры, забегающие за печку, и гуси, от которых он убегал по тропинке вдоль ручейка. Смутно вспоминается старший брат Валя и какие-то еще мальчишки постарше…

Много лет прошло с тех пор. Уже давно нет того домика в селе Веселая Сейка Чойского района ныне Республики Алтай, как и нет в живых и Александры Николаевны Алфимовой, умершей в апреле 1961 года на 33-м году жизни при загадочных обстоятельствах. Но все так же весело бежит там ручеек Амур. И до сих пор работает золотодобывающий рудник Веселый, а значит, жизнь продолжается.

Сергей Алфимов по итогам окончания восьмилетней школы был рекомендован воспитателями детского дома в Барнаул для прохождения 9 и 10 классов. Оттуда поехал в г. Нижний Тагил, где с отличием окончил художественное училище. После службы в армии он остался жить в Казахстане, где женился и вырастил двоих детей – Ольгу и Сергея (это мы с братом). Отца всегда тянуло на родину, и после распада СССР уже всей семьей мы приехали в Барнаул.

С этого-то момента начинаются наши с братом поиски родственников и дяди Валентина на сибирской земле.  Начались они с запроса в Горно-Алтайский архив и ответа из него справкой о смерти нашей бабушки. Затем мы поехали на родину отца, которая для него, по сути, была только записью в свидетельстве о рождении, так как жил он там всего лет до трех. В Веселой Сейке нами был проделан колоссальный труд по обходу всех пожилых людей села, его старожилов. Из 2500-тысячного села нам удалось найти только двух бабушек, знавших лично Александру Николаевну. Когда одна из них сказала, что помнит Шуру Алфимову, наш отец с замиранием сердца воскликнул: «Я сын ее!». На что бабушка невозмутимо спросила: «А где второй? Я помню, у нее двое пацанов-то было».

Эх, да если бы мы сами знали, «где второй»… Когда мы побывали в Горно-Алтайском детдоме, нам удалось узнать адрес воспитательницы, работавшей в 50-х годах. В свои 90 лет эта удивительная женщина сохранила ясную память и энергию, присущую не многим в ее возрасте. Она тут же вспомнила Сережу Алфимова и его мать Шуру. Вот что удалось узнать от нее: «Да, я помню Александру. Это была серьезная, неразговорчивая женщина. Она приходила часто, но поговорить мне с ней не удавалось. Похоже, ее совсем не радовало то, что ее сын находится у нас. Я знала, что второго мальчика она отдала в другой детдом, расположенный ближе к ее селу, и как-то посоветовала ей «соединить» двух братьев. Она поспешно ответила: «Да, я обязательно это сделаю в самом скором времени». И вдруг неожиданно умерла через несколько недель… Похоже, она чем-то болела, потому что приходила на костылях, а мужа у нее не было. О ее смерти нам сообщила какая-то женщина из ее села».

Самое главное, что удалось нам в селе Веселая Сейка, – получить бабушкину «трудовую карточку» из архива рудника. Этот документ указывал основные моменты ее биографии: дату и место рождения, образование, семейное положение и общий стаж работы. Следуя им, можно сказать, что судьба нашей бабушки была одновременно простая и героическая. Уроженка главного добывающего региона России – Кузбасса, она с пятнадцати лет занималась тяжелейшим, неженским трудом. Восемь лет отдав одному руднику, она отправилась на второй, где ей было суждено проработать еще девять лет, чтобы потом быть, как гласит равнодушная запись, «исключенной из списков в связи со смертью».

В своем повествовании я опущу наши поиски могилы бабушки, запросы в администрации сел Веселая Сейка, Чоя, Ынырга и г. Горно-Алтайска о ее паспорте, воспоминания местных жителей о тех тяжелых временах, знакомство с чудесной женщиной-историком, которая пишет книгу о своем селе…

Возвращаясь к нашим поискам дяди Валентина, цитирую воспоминания его брата о нем: «Когда мама умерла, мне было восемь лет. Время шло, я рос. Смутно мог вспомнить, что были у меня когда-то брат и мама… Как вдруг году в 1965-м получаю я письмо на свое имя от Алфимова Валентина Николаевича из с. Петровка Троицкого района Алтайского края. То есть брат мой старший сам меня нашел! Писал он, что находится там в детдоме, скоро школу восьмилетнюю закончит. Потом он прислал фотографию – так я увидел своего брата. На фото он был в форме ПТУ и писал, что его распределили после восьмого класса учиться в этом же селе в местное СПТУ, кажется, №28. Мне тогда было лет 12, значит, брат старше меня года на три-четыре. А потом последнее письмо от брата почтальон мне не принес, сказал, что потерял, и больше писем не было. Я, когда сам школу окончил, пытался через объявления по радио брата найти, но мне отказали – мол, мы ищем только тех, кто в войну потерялся. Гораздо позже, когда учился в Нижнем Тагиле, со мной в группе оказался парень из села Озеро-Куреево Турочакского района Горного Алтая, он сказал, что учился там в детдоме с моим братом в 50-х годах».

Основываясь на этих воспоминаниях, мы поехали в село Петровка. Там в сельсовете просмотрели все книги тех лет о проживающих в селе, но нигде не было упоминания о дяде. Затем мы посетили сам детдом, но так как архив уцелел частично, узнать опять ничего не удалось. Следующим нашим шагом была поездка в Троицкое, где работники администрации просмотрели базы всех проживающих не только в с. Троицкое, но и в Троицком районе, и сказали, что людей с этой фамилией не встречается. В паспортном столе нам отказали в предоставлении информации, как и в архиве ЗАГСа, сославшись на то, что они не занимаются запросами от населения. Тогда, вернувшись в Барнаул, мы подали запросы в краевые архивы. В данный момент мы ждем ответа из архива образования, надеясь на чудо. К тому же мы звонили в село Озеро-Куреево и подавали запросы в Турочак. Активно пытались найти дядю через передачу «Жди меня», до сих пор размещаем объявления на поисковых сайтах «одноклассников», «в контакте» и т.п. Разыскиваем Валентина Алфимова в телефонных базах всех городов России и СНГ, так как в советские годы он мог уехать куда угодно…

В заключение хотели бы обратиться к жителям Троицкого района. Если кто-нибудь что-нибудь знает о Валентине Алфимове примерно с 1948 по 1952 год рождения, просим откликнуться по электронной почте alfimova80@list.ru или по адресу: 656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ядринцева,119, а также по телефону 8-913-227-35-26. Заранее спасибо!

С уважением, семья Алфимовых.

Г. барнаул.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.