Как одна семья

Официально Вершининская школа основана в 1966 году, но когда в прошлом году коллектив решил отметить 50-летие своего учебного заведения, по уточненным данным оказалось, что датой его основания считается год 1960-й.

Находится школа на самом краю села, но если подъехать со стороны леса, то ее не сразу можно увидеть, так как от дороги одноэтажное деревянное здание заслонили высокие тополя и стройные сосны, как будто пытаясь скрыть его от посторонних глаз. Эти сосны – ровесницы нынешнего директора школы, Сергея Анатольевича Мезенцева. Он сажал их, еще будучи первоклассником.

Школьное пространство обнесено аккуратной оградой, а чуть свернешь с натоптанной тропинки – ноги утопают в мягкой траве. Есть какое-то особенное очарование в маленьких сельских школах, где все устроено по-домашнему: скворечники над окнами, на крышах которых удобно устроились непуганые воробьи, аккуратная маленькая калитка, закрывающаяся сама собой, хотя на ней нет никаких затворов, застеленный ярким покрывалом мягкий диван в учительской и приветливые, хотя и немного настороженные, лица учителей. В их глазах читается тревога, и, несмотря на внешнее спокойствие, каждому понятно, что привычная – размеренная и спокойная жизнь в таких вот маленьких школах, к сожалению, подошла к концу. А от набившего оскомину слова «оптимизация» педагоги уже давно не ждут ничего хорошего, потому что все мероприятия, проводимые в ходе этого болезненного процесса, пока включают в себя только меры по сокращению объектов, их реорганизации и сокращению численности работников. А о том, что конечная цель оптимизации – повышение качества предоставления населению образовательных услуг, нам пока только вещают с высоких трибун. Очевидно, что не достигла оптимизация и еще одной своей цели – повышения заработной платы педагогических работников, ее незначительный рост сопровождается дополнительной нагрузкой на педагогов, для чего широко используется практика совместительства. И яркий пример этому – Вершининская школа, где практика совмещения, можно сказать, достигла своего совершенства. Здешние учителя прекрасно ориентируются в этом сложнейшем лабиринте, проявляя свои самые разносторонние способности. Так, например, нынешний директор по основной специальности – учитель труда, но уже много лет преподает историю и рисование, а экс-директор с более чем 30-летним стажем Виктор Иванович Мачалин учит ребятишек не только основам физики и информатики, но еще и ведет у них музыку и музыкальный кружок. И таких примеров в школе сколько угодно.

На сегодняшний день здесь работает дружный и сплоченный коллектив, состоящий из девяти педагогов с большим стажем работы, за исключением одного из них – учителя физкультуры и трудового обучения Валерия Валерьевича Тельпуховского, который в этом году начинает в качестве преподавателя свой второй учебный год. Еще в прошлом году в коллективе трудились три семейные пары: Виктор Иванович и Наталья Владимировна Мачалины, Сергей Анатольевич и Лариса Михайловна Мезенцевы и Сергей Владимирович и Вера Михайловна Климовы. Но в этом году Сергей Владимирович ушел на заслуженный отдых, да и с Верой Михайловной нам встретиться не удалось. Все остальные учителя были в сборе и на большой перемене собрались в своей маленькой и уютной учительской, с удовольствием согласившись сделать совместное фото. Несмотря на то, что они, по их собственному мнению, находятся сейчас между небом и землей, у всех сохранилось желание работать в полную силу и надежда, что школу не закроют, потому что это для них да и для всего села – самое страшное. До Боровлянской школы, которая теперь становится для них головной, – 25 км, с учетом того, что в Вершинино возят 14 учеников из поселка Уткуль, то крюк получится немалый. А во что может превратиться такой путь для детей во время снежного бурана или осенне-весеннего бездорожья…

По той же самой причине вряд ли превращение школы в филиал поможет улучшить качество образования, потому что для этой цели учащимся пришлось бы ездить на лабораторные и практические занятия в Боровлянку. Зато вместо двух рабочих, трех сторожей и четырех кочегаров в школе осталось только три сторожа, которые зимой переквалифицируются в кочегаров, и еще одного кочегара приходится принимать на временную работу.

К своему коллективу, в котором он отработал более 15 лет завучем и вот уже четвертый год – директором, Сергей Анатольевич относится с большим уважением:

-У нас работают очень опытные учителя, стаж работы почти у всех – более 30 лет. Наш единственный молодой специалист Валерий Валерьевич уже сейчас показывает неплохие результаты. Он приобщает детей к спорту не только на уроках физкультуры, но и во время внеурочной деятельности, регулярно вывозит их на районные соревнования. Одна из его воспитанниц завоевала на районной олимпиаде золотую медаль. В любом деле мы всегда поддерживаем друг друга, будь то проведение дня открытых дверей или работа на школьном огороде, на котором мы трудимся вместе с ученикам, выращивая овощи для школьной столовой.

Так уж водится, что во все времена школьные учителя были на селе самой активной прослойкой общества, а директор школы в первую очередь должен быть в курсе всех сельских проблем, тем более что в селе живет не более 200 человек. Волнует его и уровень обеспеченности многих семей, особенно многодетных, и то, что людям приходится ездить на работу в другие села. А радует то, что, несмотря на трудности, дети приходят в школу, как говорится, обутыми и одетыми, и это факт говорит сам за себя: люди работают и делают для себя и для своей семьи все возможное.

«Директор села», – так отозвался о своем коллеге учитель истории из Беловской школы №1 Константин Михайлович Липатов. И, действительно, на любой вопрос, касающийся жизни села, у Сергея Анатольевича готов ответ. Недавно в редакцию обратились жители Вершинина с просьбой помочь обратить внимание местных властей на сельское кладбище – и забор там повалился, и на территории беспорядок. Директор школы с этим совершенно согласен, хотя школа принимает посильное участие в деле благоустройства территории кладбища, ежегодно приводя в порядок могилы фронтовиков.

На сегодняшний день уже принято решение о преобразовании Вершининской школы в филиал Боровлянской, хотя в силу оно вступит только с 1 января будущего года. Что это решение повлечет за собой, доподлинно никому неизвестно, но пока педагогический коллектив работает в прежнем режиме, и каждый учитель в душе надеется, что кроме названия в школе ничего не изменится. Ведь у большинства из них в трудовой книжке записано только одно место работы – Вершининская основная школа. Сюда они каждое утро спешат на работу с радостью, потому что любят свою профессию и своих учеников. И у них почти никогда не бывает проблем с дисциплиной, потому что все живут в этой школе одной семьей, деля друг с другом беды и радости. Вместе со знаниями в такой школе дети ежедневно получают самые важные жизненные уроки – уроки взаимопонимания и добра.

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.