В походе флаг не спускают…

26 июля – День Военно-Морского флота 

Моряки говорят, что бывших среди них не бывает, тот, кто отслужил во флоте, ходил в дальние походы, охранял морские рубежи нашей страны или по нескольку месяцев проводил под водой, неся боевую службу на подводных лодках, никогда не забудет годы, проведенные в морях и океанах.

Василий Геннадьевич Семенов нес службу на Балтике, охраняя западные границы государства. Он коренной тройчанин, на флот был призван в 1979 году. Поначалу, как и все новобранцы, попал в учебную часть в Анапе, где получил специальность рулевого и сигнальщика. Через шесть месяцев молодого матроса направили на Балтику, в морскую часть пограничных войск. База находилась в городе Высоцке, на острове под Ленинградом, где располагалась отдельная бригада сторожевых кораблей. Василий попал служить на малый поисково-сторожевой корабль, хотя малым судно назвать трудно, его длина – более сорока метров, а скорость достигала 45 узлов (более 80 километров в час), имелось три машины по пять тысяч лошадиных сил! Корабль, помимо скорости, обладал отличной маневренностью. Службу несли по графику: 20 дней – в море и пять – на базе.

-Когда были в море – сильно уставали, скучали по берегу, но как только оказывались на базе, так уже через два дня мечтали, чтобы поскорее выйти в море. Зимний ледостав, а он длится около трех месяцев, приходилось переживать на базе, так мы ругали климат и радовались, когда вскрывалось море, — вспоминает Василий Геннадьевич. – Мы контролировали акваторию Финского залива, охраняли наши рубежи Балтийского моря – берега Эстонии, Латвии, Литвы и Ленинградской области. Берега Калининградской области были под охраной другого подразделения.

Экипаж – 45 человек, а корабль нес на себе четыре торпедных аппарата с восьмиметровыми торпедами и был вооружен двумя 30-миллиметровыми артиллерийскими установками высокой скорострельности, а также глубинными бомбами, по шесть штук с каждого борта. Было и стрелковое вооружение, из которого нас учили стрелять не только на суше, но и с борта корабля, чтобы мы могли поразить цель при качке. В экипаж входили акустики, радиометристы и другие флотские специалисты. Командир корабля Поленов был капитаном третьего ранга, а ему в то время было всего 29 лет. Корабль был полностью автономным, имелись камбуз (кухня-столовая), кают-компании, кубрики, помещения для сна и отдыха и даже телевизоры.

В обязанности матроса Василия Семенова входило управление кораблем, ведь его основная должность – рулевой, но приходилось и сигналить – фонарями и руками.

-Штурвал корабля был небольшой, около 20 сантиметров в диаметре, — продолжает он, — а в трюме имелся запасной, при помощи которого аварийно можно было управлять кораблем непосредственно в ручном режиме. Когда мне впервые доверили штурвал, так меня била дрожь, до того я переживал, а командир сказал: «Да не трясись ты, всю палубу расшатаешь…».

Во время службы Василия Геннадьевича каких-то особых происшествий не произошло, но задерживали финских рыбаков-браконьеров.

-А однажды пришлось догонять наше рыболовецкое судно, так как вся команда рыбаков была мертвецки пьяна, и все спали! На ходу пришлось брать «на абордаж» наших рыбаков, так как судно шло прямо через границу, — вспоминает В.Г. Семенов. – В те годы Советский Союз был сильной морской державой, и нарушать наши границы решались немногие. Суда, которые входили в наши территориальные воды, обязаны были предупредить о своем намерении, и мы их вносили в особый реестр, встречали и сопровождали до порта назначения, а некоторые приходилось даже досматривать. Помню, как судно под либерийским флагом выбросило в наших водах какие-то предметы, что категорически запрещено, мы заметили это, догнали, остановили их и заставили экипаж судна-нарушителя убрать за собой пустые железные бочки. В нашу зону ответственности входила охрана и нескольких островов Финского залива, где имелись пограничные заставы.

К сожалению, корабль, на котором я служил, уже списан по возрасту, они долго не «живут», но с друзьями я до сих пор поддерживаю связь.

У Василия Геннадьевича пятеро внуков, и он мечтает, что хотя бы один из них будет нести службу на флоте, а пока племянник служит на Тихом океане командиром катера.

До сих пор бывший моряк с удовольствием вспоминает службу. Молодая смена на корабль приходила один раз в год. Кормили отлично, снабжение было великолепное. На берегу устраивали на стадионе футбольные матчи между экипажами. В гости к морякам приезжали заслуженные артисты и олимпийские чемпионы. Моряк вспоминает встречу со знаменитой фигуристкой Ириной Родниной.

У моряков много традиций, и нарушать их нельзя. Например, честь отдается, только когда входят на корабль, за исключением общих официальных построений всего экипажа, в порту и на рейде флаг поднимают каждое утро, а в походе не спускают никогда.

Виктор РЯБОВ.

Краткая версия материала. Читайте его полностью в номере газеты за 25 июля 2020 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.