Ремесло или искусство?

-Всегда хотела быть хирургом, но стала парикмахером… Что ж, все равно какие-то части человека я отрезаю, — шутит парикмахер Лариса Евгеньевна Медведева.

Парикмахер – профессия, хорошо известная с древности. Смотрю один из сайтов профессионалов-парикмахеров в Интернете. Читаю: «Работа парикмахера – это работа с каждым человеком в отдельности, требующая учета его характера, индивидуальности и вкуса. Творческий процесс создания причесок и стрижек находится в близком родстве с творчеством в любом другом виде человеческой деятельности. Труд по выполнению причесок и стрижек по сути своей ближе всего к искусству скульптора».

Что ж, все так… Тем не менее, кажется, это недостаточно полное определение.

-Чтобы быть хорошим парикмахером, недостаточно просто уметь стричь, делать прически и окрашивать волосы. Нужно любить людей. И любить их волосы. Причем, волосы нужно любить сами по себе, отдельно от человека, с ними нужно общаться, как с одушевленными, — считает Лариса. — Нужно, чтобы это где-то внутри сидело. Как-то моя  практикантка не могла подстричь челку, не могла понять, как это правильно сделать, я ей тогда говорю: а ты представь себя челкой… К любой стрижке нужно подходить как-то вот так, представлять себя волосом, тогда лучше понимаешь, как нужно правильно сделать.

Свое собственное помещение под парикмахерскую у Ларисы Евгеньевны Медведевой появилось далеко не сразу. Но когда представилась возможность выкупить площадь в здании бывшего ателье, она, прежде арендовавшая помещения и там, и сям, недолго раздумывала. Все-таки для дела это значит очень много.

Лариса занимается своим делом (в смысле, как индивидуальный предприниматель) уже довольно давно – в этом году исполнится десять лет, как она открыла парикмахерскую. Но вообще стричь Лариса начала лет в 15, когда училась в школе.

-У кого-то хорошо получается рисовать, у кого-то – шить, а у меня – делать стрижки. Первыми клиентами были родители, соседи, друзья… Вообще-то я никогда не хотела быть парикмахером. У меня медицинское образование, да и в роду почти все медики. Но я несколько лет «просидела» в «декрете», а при медицинском образовании, если не работаешь больше пяти лет, нужно переучиваться. Вот и пришлось… Когда училась на четырехмесячных парикмахерских курсах, мастер говорила, что переучивать самоучек – себя не уважать. Но потом она передумала, решила, что из меня выйдет толк.

Может быть, многие парикмахеры с десятилетним стажем работы и подумали бы: «я и так все умею, зачем еще чему-то учиться», и «забили» бы на всякие мастер-классы, семинары, курсы… Но не Лариса.

-Я стараюсь каждый год повышать квалификацию. У меня есть много сертификатов, грамот… Как можно отказываться от возможности научиться новому, интересному? В этом году я участвовала в «Свадебной феерии». Это своеобразный показ всего, что соответствует свадьбе: платьев, машин и, конечно, причесок и стрижек. Вообще-то я поехала туда как зритель, но получилось так, что мастеров было мало, и меня попросили принять участие.

Считается, что профессия парикмахера небезопасна. Действительно, весь день на ногах, да к тому же мелкие частички остриженных волос оседают в легких. В общем, физическая нагрузка налицо. И те, кто считает, что парикмахерский труд – легкий, очень заблуждаются.

-Я особой нагрузки за работой не чувствую, может быть, потому, что об этом как-то и не задумываюсь. А вот когда начинают причитать, жалеть меня, что весь день на ногах, тогда начинаешь невольно прислушиваться к организму. И – ага: ноги побаливают, руки устают все время быть в поднятом положении и так далее. Но я свою работу люблю. Особенно когда удается работать по режиму – и пообедать, и домой не слишком поздно попасть… А если с утра и до ночи на работе, тогда трудно, быстро «сдуваешься». Хорошо, что есть клиенты, от которых как бы подзаряжаешься, появляется энергия.

В принципе, я не вижу и особых недостатков в моей работе, хотя проверки бывают часто. Спасибо мужу, который ведет всю документацию. Я вообще считаю, что из любой ситуации есть выход. Единственное, пожалуй, что по-настоящему «напрягает», – это постоянное отключение воды. Самое обидное, что об отключении не предупреждают даже. Приходилось как-то минералку покупать, чтобы руки помыть. Теперь уже научена опытом —  пятилитровые бутылки с водой постоянно стоят наготове.

В последнее время в райцентре появилось много разных парикмахерских. Для людей это, конечно, неплохо – есть выбор. Но каково такое количество «цирюлен» для самих парикмахеров? Ведь чем их больше, тем больше и конкуренция…

-Конкуренция ощущается, конечно, — говорит Лариса. — Но это и хорошо. Во-первых,  когда из такого количества парикмахерских люди выбирают тебя, это повышает самооценку, ты самоутверждаешься. Было бы хуже, если бы люди говорили, что нет выбора. В принципе, я не против, чтобы мои клиенты стриглись в других парикмахерских. Нередко бывает, что приходят люди с хорошей стрижкой, я всегда спрашиваю, где они ее делали. В случае если мне некогда принять клиента, а ему нужно срочно подстричься, я уже знаю, куда его можно отправить.

Кризис сильно сказывается. Еще недавно у меня не было долговой книги, а теперь вот опять завела. Но не отказывать же людям только потому, что они не могут расплатиться сейчас же. Теперь вот еще инфляция… Я же принципиально не буду поднимать цены на свои услуги. Это своеобразный способ борьбы с инфляцией…

Работа отнимает у Ларисы достаточно много времени, но семья для нее, безусловно, на первом плане. У Ларисы и Александра Медведевых двое детей. Сын учится в кадетском корпусе в поселке Сибирский, а дочь – в школе. Их судьба, конечно, волнует Ларису.

-Мне бы не хотелось, чтобы мои дети остались жить в районе. Я хочу видеть их «наверху». А здесь этого «верха» не будет. Я – ладно, никуда уже не поеду, а вот дети, мне кажется, не должны здесь задерживаться…

Впрочем, как там сложится будущее семьи Медведевых, сказать трудно. Может быть, со временем изменится и мнение Ларисы. А пока многочисленные ее клиенты вполне удовлетворены тем, что могут пообщаться с мастером, который создает настроение.

Ксения Алексеева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.