Профессионалы – костяк коллектива

Всех гостей, как водится, встречает директор. В последний раз мы встречались с Людмилой Федоровной Юшковой в этом же кабинете в 2016 году, накануне сорокалетия Зеленополянской школы. И вот она вновь рассказывает мне о достижениях коллектива и, конечно же, о его проблемах. В школе в этом году 92 ученика, и семеро из них – одиннадцатиклассники (в прошлом году была только одна выпускница). Да еще семеро детей учатся в Усть-Гавриловском филиале. В ведении школы находится также детский сад «Ласточка», в котором числится 13 воспитанников.

-В прошлом году сделали в детском саду котельную, в этом – канализацию, — радуется Людмила Федоровна. – В этом году хорошее количество детей набрали, но в перспективе уже столько не будет. Рождаемость идет на спад. Молодежь в село не торопится, а у кого есть возможность – те уезжают…

Костяк школы составляют специалисты с большим стажем работы, поэтому новшества системы образования директора не пугают.

-Готовы ли вы к тому, чтобы вводить второй иностранный язык?

-Да хоть сейчас. У нас прекрасный педагог Елена Робертовна Ульянова. Сейчас она ведет немецкий язык, но может преподавать и французский.

-А как насчет шахмат в школе?

-Из нашей школы на курсы никого не отправляли, но у нас многие дети играют в шахматы. И это показал турнир, который мы проводили в день выборов 18 марта. А еще у нас успешно работают секция баскетбола и кружок технологии. Результаты вы можете увидеть на наших стендах.

Кубков и грамот на стендах видимо-невидимо, и все это – за победы в районных и краевых турнирах и конкурсах.

-Я вам потом еще по второму этажу экскурсию проведу, — обещает Людмила Федоровна, — а сейчас приглашу Елену Владимировну Попову. Очень хорошо, что вы решили о ней написать. Она работает в нашей школе 15 лет. Получила в Бийском педучилище отличную методическую подготовку. Пришла к нам в школу воспитателем группы продленного дня, поступила заочно в Бийскую педагогическую академию и окончила ее с красным дипломом. Работала и училась, а дома – семья, дети, хозяйство. Помимо русского языка и литературы преподает и другие предметы, ведет классное руководство сразу в двух классах – в пятом и десятом, отвечает за внеурочную воспитательную деятельность в школе. Она тщательно готовится к урокам, у нее всегда очень интересные классные часы. Елена Владимировна умеет устанавливать контакт с детьми. А еще она выращивает рассаду цветов для школы. Видели нашу клумбу? Это ее рук дело…

Клумба и правда роскошная, она тянется вдоль всего здания, и, что удивительно, ее обошли стороной первые заморозки, хотя в других дворах цветы давно уже замерзли. А на столе у Людмилы Федоровны стоит свежий букет только что срезанных георгинов.

Если загореться – дети откликнутся!

И вот мы уже говорим с самой Еленой Владимировной, и хотя я вижу ее только второй раз, общение дается на удивление легко.

-Я из многодетной семьи, в которой было пятеро детей – два брата и три сестры, я самая старшая, – рассказывает она. – Папа работал механизатором в совхозе, был звеньевым в свекловодческом звене, потом управляющим. Мама всегда была там, где мы: то техничкой в школе, то поваром в совхозной столовой. Жили мы в поселке Боровлянском, его тогда называли первой фермой. До восьмого класса училась в Беловской основной школе №2. Нас было немного, и все мы с детства воспитывались на трудовых традициях своих земляков, среди которых и Роза Егоровна Кутукова, и Александра Матвеевна Фоминых…

Наша ферма тогда гремела. В летнее время все школьники работали, и не только для того, чтобы что-то себе купить. Было стремление помочь родителям. Мои братья работали объездчиками: объезжали поля на конях, охраняя их от бродячего скота. Я работала помощницей свинарки. Первый раз устроилась работать на ферму после седьмого класса. А после восьмого уже полностью себя одела.

Нынешние старшеклассники даже в 11 классе нередко не могут определиться с будущей профессией. Передо мной такой вопрос не стоял. В 1987 году после окончания восьмого класса я поступила в Бийское педагогическое училище, которое окончила в 1991-м, получив специальность «учитель начальных классов», о чем нисколько не пожалела, потому что в училище прекрасно учат методике преподавания, педагогике и психологии. Мы очень рано начали проходить педагогическую практику, где у нас вырабатывали педагогическое чутье, которым я часто пользуюсь в школе. Но со своими детьми этот номер не проходит, потому что они меня давно уже раскусили.

С будущим мужем я познакомилась во время учебы в педучилище. После окончания учебы год проработала в родной школе, а потом вышла замуж и переехала к нему в Степной, где работала в детском саду. Дочери сейчас 24 года, она живет в Троицком, по моим стопам не пошла – работает бухгалтером, сыну – 23, так же, как его отец и дед, он выбрал профессию механизатора. В этой школе с 2003 года. Пять лет работала в группе продленного дня, а в 2008 году появилась вакансия учителя русского языка и литературы, и директор школы Александр Платонович Чепкасов предложил это место мне. В том же году я поступила заочно в Бийскую педагогическую академию. Я очень благодарна своим преподавателям, которые оказали мне неоценимую помощь. Нам всем кажется, что мы знаем русский язык, но на деле это оказывается совсем по-другому. Хотя я никогда не боюсь сказать детям, что чего-то не знаю, но завтрашний урок обязательно начну с этого вопроса.

-Трудно было начинать?

-Да, очень трудно… Спала со словарем. Пришлось перечитывать все произведения из школьной программы. Заново открыла для себя Тургенева, такие его произведения, как «Рудин» и «Дворянское гнездо». А «Отцы и дети» перечитала три раза. По-новому открыла Распутина, особенно его рассказ «Последний срок». В разном возрасте все воспринимается по-разному. «Маленького принца» Экзюпери в шестом классе дети не понимают, а в восьмом уже читают с интересом.

-Можете ли вы сказать, что у вас читающие дети?

-Очень часто задаю себе этот вопрос. С одной стороны, они сейчас более эрудированны, многое находят в Интернете. Но по-настоящему читающий ребенок – большая редкость.

Радует, что в программе остались знаковые произведения – «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, появились произведения Бунина, которых раньше вообще не было в программе, хотя в его рассказах есть над чем подумать. Больше стало поэзии… Блок, Ахматова…

Жаль, что ушли советские писатели. Хотя в их произведениях современные дети многое не поняли бы – время меняется, меняется и идеология. В обществе растет понимание того, что молодежи необходима какая-то объединяющая идея. Недаром появились Российское движение школьников, волонтерское движение. Но время уже упущено…

Несмотря на эти грустные нотки, пессимисткой мою собеседницу не назовешь. Она считает, что если загореться, то в глазах детей появится ответный огонь, и они с энтузиазмом возьмутся за новое дело. В школе уже создан волонтерский отряд «Шторм», состоящий из учеников 10-11 классов. Лидер – Екатерина Дотолева, а руководитель и идейный вдохновитель – Елена Владимировна.

-Я люблю делать все по порядку, — рассказывает она. – Решили начать дело – давайте разберемся, что это такое.

Разобрались. Оказалось, что в школе эта работа велась всегда: за памятником ухаживали, вдовам ветеранов помогали. Сейчас добавились еще дети войны и Бессмертный полк, шествие которого в этом году было организовано, можно сказать, на высоком уровне, а фильм Кати Дотолевой про Бессмертный полк занял первое место в районе.

-Волонтерство – это еще и нравственная сторона, — рассуждает моя собеседница, — воспитание полезных привычек и борьба с вредными… Это и клумба, которую дети делали вместе со мной (мое хобби, которое я реализую здесь)… Это и работа на картофельном поле…

Поле находится прямо за школой, ни много, ни мало – 35 соток. В этом году работы по копке картофеля весь коллектив школы провел очень дружно, а главное – с хорошим настроением.

В планах у Елены Владимировны – подключать к волонтерскому движению своих пятиклашек.

-Только надо все продумать, — считает она. – Надо, чтобы у детей было стремление стать волонтерами.

К разговору о депутатской работе она подвела меня сама, потому что неравнодушна к жизни родного села.

-Прошел уже год с тех пор, как меня выбрали в депутаты. Для меня это большое событие. Когда предложили выдвинуться, была мысль отказаться. «В омут с головой» – это не про меня. Но потом пришлось включаться в работу, в которой оказалось очень много нового. Больше всего огорчает пассивность населения, видимо, это от неверия. Через газету хочу передать жителям: пусть обращаются, я буду только рада сделать то, что в моих силах. Сердце кровью обливается, когда смотришь на руины нашей знаменитой фермы, заросшие травой. В годы войны сюда доставляли скот из Ленинграда и сохранили всех коров и даже телят! А в мирное время все разрушили, и никто ничего не сделал… Пока власть к нам не повернется, все так и будет. Нужна программа по возрождению сел. Ведь мы живем в прекрасном месте. Для меня куда-то уехать отсюда – все равно, что сердце с корнем вырвать… Куда мы без деревни, без кормилицы? Мы все из деревни родом. Не верю, что все окончательно рухнет. В обществе растет понимание того, что дальше так жить нельзя, нельзя быть иванами, родства не помнящими. И одно из доказательств – Бессмертный полк…

И вновь мы вернулись к разговору о школе.

-Я никогда точно не знаю, с чем иду на урок. На русском еще можно действовать четко по плану, а на литературе дети могут очень далеко увести. За 15 лет у меня не было ни одной стандартной ситуации, с каждым новым набором все по-новому. А может, это и хорошо – эффект новизны. Главная наша задача – научить рассуждать. И еще – постоянно вникать в проблемы детей, которые они мне доверяют. А свои проблемы, входя в школу, оставлять за ее дверью. Зато когда прихожу домой, муж и дети знают, что какое-то время мне надо побыть одной. Об учениках думаю больше, чем о собственных детях. Не все родители вместе с детьми понимают, как разрешить ситуацию. Я всегда за мирные переговоры. Из любого положения можно найти выход, надо просто учиться договариваться.

И еще – не надо вешать ярлыки! Например, при переходе из начальной школы в пятый класс дети могут открыться совсем по-другому.

Во время нашего разговора я подумала: как хорошо, что семья Елены Владимировны с пониманием относится к тому, что ей постоянно приходится жить школьными делами. Она даже знает, что для школьной клумбы нужно ровно 198 корней сальвии. Да еще с каждым росточком надо поговорить. Впрочем, у нее вполне хватает сил и на собственный сад и огород, а еще она очень любит ездить с мужем в лес за грибами, посмотреть интересный фильм или почитать книгу. Поддерживает и то, что у Елены Владимировны очень дружная семья, центром которой является ее мама, Зоя Ивановна, которая сейчас живет в Гордеевском у младшей сестры. Папа, Владимир Андреевич, давно ушел из жизни. А вот сестры и братья очень тесно общаются между собой. Умению уважать и любить родителей она учит и своих учеников.

В заключение нашего разговора Елена Владимировна предложила мне пообщаться с ее пятиклашками, а потом Людмила Федоровна провела обещанную экскурсию по второму этажу, где продемонстрировала новенькие стенды военно-патриотической направленности, оформленные в едином стиле, отметив, что все это сделано своими руками. В это время мимо нас в актовый зал строем прошла группа старшеклассников. А из кабинета русского языка и литературы раздавались до боли знакомые слова: «Взвейтесь кострами, синие ночи…». Эту песню пятиклассники разучивали вместе с Еленой Владимировной. Школа готовилась к празднованию Дня учителя…

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.