Карьер: от удаления грунта до сортировки щебня

Еще в далеком 1956 году Инской геологоразведочной партией треста «Уралрегионруд» было разведано Горновское месторождение гранодиоритов и сиенитов, и соответствующие лабораторные испытания подтвердили, что они полностью удовлетворяют требованиям ГОСТа и пригодны для строительных, дорожных и иных работ. Казалось бы, просто камень и щебень, что в них может быть особенного? Однако далеко не каждый камень подходит для дорожных работ – он должен удовлетворять требованиям по удельному весу, пористости, сопротивлению сжатию, морозостойкости, водонасыщению и иным характеристикам, иначе бетон не наберет необходимой прочности, а дорожное полотно очень скоро придет в негодность. Еще первопоселенцы Горнового оценили достоинства местного камня и использовали его для своих нужд. Наверное, отсюда и возникло название самого села. Кстати, известно, что в 19 веке деревня Горновая имела также название Каменка.

Недалеко от автодороги на Целинное возле села Горнового по левой стороне видны промышленные строения, тяжелая техника, и иногда слышны взрывы – именно здесь добывают необходимый дорожникам строительный материал.

На фабрике меня встречали старший лаборант Светлана Александровна Фролова и мастер Владимир Павлович Грошев, которые досконально знают технологию производства и работают здесь уже много лет. Сам же карьер не один десяток лет использовался Троицким ДРСУ для своих нужд, а некоторые работники из бывшего ДРСУ до сих пор продолжают трудиться на нем.

-Наши предприятия занимаются производством инертных материалов и щебня различных фракций, — рассказывает В.П. Грошев. – Они применяются в дорожном строительстве и состоят из изверженных в очень далекие времена вулканических образований – кварца, полевого шпата, бионита, роговой обманки и прочих. Основными потребителями являются дорожные предприятия всего Алтайского края и, в незначительных объемах, строительные, которые используют его для производства бетонных изделий и работ. Частные лица также могут приобрести щебень любой фракции для своих нужд.

Технологический процесс сложный: вначале проводятся вскрышные работы, мы работаем открытым способом – убирается слой грунта, глины и вывозится на отвал. Зачищается блок, затем маркшейдеры разбивают его и выдают карту. Далее специализированная компания проводит бурение скважин нужного диаметра и глубины, после чего уже другая, взрывная компания, закладывает взрывчатку и осуществляется подрыв. Затем горную массу в карьере грузим экскаваторами в самосвалы, отвозим на фабрику и загружаем в питатель, откуда камень размером до полуметра попадает в специальные дробильно-сортировочные установки и после – в грохоты. Отбиваются различные фракции, они по конвейеру подаются в следующие грохоты, где происходит дальнейшая отбивка по фракциям. Рассев осуществляется через специальные сита, где происходит сортировка по фракциям, и из-под конусов бульдозером уже выдвигают готовую продукцию. Работа круглогодичная, сезонность отсутствует. Для работников созданы все условия – теплые помещения, есть баня, столовая.

Потребителю нужен качественный продукт. Контроль качества продукции и соответствия ее ГОСТу – дело лаборатории, в которой «правит бал» С.А. Фролова. Она рассказывает:

-Как говорят геологи, разведанных запасов хватит минимум на 30 лет и даже больше. Мы обязаны соблюдать определенные требования к производственному процессу. Не было ни одного факта, чтобы экологи предъявляли претензии. Для уменьшения запыленности производим полив водой, все рабочие обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.

Лаборатория карьера оборудована всем необходимым. Много внимания уделяется характеристикам щебня с учетом самых высоких требований ГОСТа. Наш материал высокопрочный и пригоден для ремонта и строительства федеральных автодорог. Лаборатория в обязательном порядке аттестуется в Центре стандартизации и метрологии, и, кроме того, специалисты проверяют, как мы владеем соответствующими знаниями. Все оборудование калибруется и поверяется. На продукцию обязательно требуется декларация Таможенного союза.

В карьере трудится много добросовестных работников, среди них – водитель Сергей Александрович Синельников, дробовщики Алексей Юрьевич Вендлер и Сергей Николаевич Трофименко, машинист экскаватора Анатолий Григорьевич Полевик, электромонтер Александр Петрович Карелин и многие другие.

Виктор РЯБОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.