Как достичь желаемого? А желаемое – рост бюджетных доходов

В рамках 75-летия Алтайского края в сентябре в Барнауле проходила научно-практическая конференция «Преобразование Сибири: от реформы Столыпина до современности». В работе секции «Роль местного самоуправления в модернизации страны и его финансовое обеспечение» принимали участие представители научного сообщества, министерства финансов, администрации края и АКЗС, главы. Заместитель главы администрации района по экономике Е.А. Вишнякова получила задание подготовить выступление на секции, что называется, на местном материале. Тема: «К эффективному бюджету через рост доходов и оптимизацию расходов на примере Троицкого района Алтайского края».

Выводы о том, каким должен быть эффективный бюджет и как этого добиваться, могут быть небезынтересны и нашим читателям, прежде всего тем, кто интересуется экономикой.

«Для повышения качества управления бюджетным процессом в начале 2010 года были реализованы следующие мероприятия: проведена инвентаризация кредиторской задолженности муниципальных учреждений, расходных обязательств местного бюджета, анализ недоимки в местный бюджет в разрезе плательщиков, проверка полноты заключения договоров аренды земель поселений, определение неэффективных расходов местного бюджета. В результате был разработан план мероприятий по реструктуризации сети муниципальных учреждений и оптимизации расходов на их содержание, реализация которого осуществлялась за счет средств краевого и местного бюджетов.

Объем просроченной кредиторской задолженности бюджета на начало 2010 года составлял 15864 тыс. руб. Погашение взаимной задолженности бюджета за оказанные хозяйствующими субъектами услуги и организаций района по платежам в бюджет улучшило сразу два показателя: сократилась кредиторская задолженность бюджета и выросли налоговые и неналоговые доходы. Была проведена большая работа по списанию через Арбитражный суд просроченной кредиторской задолженности, возникшей в 90-е годы. По состоянию на 1 сентября текущего года просроченная кредиторская задолженность бюджета составляла 427 тыс. руб.

Одним из основных показателей эффективного управления финансами является обеспечение роста доходности бюджета. В бюджет Троицкого района в 2009 году было администрировано 58 млн. руб., а в 2011 году, благодаря реализации ряда мероприятий – уже 78,9 млн. руб., темп роста составил 136,5%.

Для обеспечения поступательного роста налоговых и неналоговых доходов в районе с 1 января 2010 года работают комиссии по снижению недоимки, по легализации доходов, рабочая группа администраторов доходов в бюджет района. Комиссии проводятся с участием работников прокуратуры района, налоговой инспекции, депутатов районного Совета, представителей внебюджетных фондов, судебных приставов. При этом главы поселений, на территории которых осуществляют деятельность должники, в обязательном порядке принимают участие в работе комиссий. Для работы с должниками практикуем проведение выездных комиссий. Во исполнение решений комиссий в бюджет района  в 2010 году поступило 6467 тыс. руб., в 2011 году – 9053,6 тыс. руб., за 8 месяцев 2012 года – 4042,9 тыс. руб.

Реальный сектор экономики района представлен субъектами малого и среднего бизнеса, крупных производственных комплексов нет. В районе созданы все условия для развития предпринимательской деятельности. С января 2010 года численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей возросла с 514 до 635. Как следствие – рост объема поступления налога на совокупный доход с 7982,2 тыс. руб. в 2009 году до 10942,7 тыс. руб., темп роста 137,1%.

Положительная динамика поступления неналоговых доходов: 2009 год – 15,7 млн. руб., 2010 год – 19,8 млн. руб., 2011 год – 22,3 млн. руб. – обеспечена в основном за счет роста поступлений арендной платы за земли  фонда перераспределения.

С 1 января 2010 года решением районного Совета депутатов ставки арендной платы за земли фонда перераспределения были увеличены вдвое. При этом средний размер арендной платы за 1 гектар пашни возрос со 146 руб. до 295. Для стимулирования хозяйствующих субъектов к развитию животноводческой отрасли с целью увеличения объемов производства и создания дополнительных рабочих мест предусмотрено такое положение: в случае, если сельхозтоваропроизводитель имеет не менее 30 условных голов скота на 100 гектаров арендуемой пашни, то к ставке арендной платы применяется коэффициент 0,5. Реализация губернаторской программы «100х100» и наше положение дали хороший результат. Если в 2009 году животноводством в районе занимались четыре хозяйства, то на сегодня их уже 17.

Для обеспечения сбалансированности бюджета недостаточно роста доходов, необходимо еще обеспечить рациональное использование бюджетных средств. В рамках реализации плана мероприятий, согласованного с комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, проведена большая работа. Прошла реорганизация семи сельсоветов путем присоединения пяти сельсоветов к двум; реорганизация четырех школ путем присоединения к более крупным с организацией подвоза учащихся, что дало возможность не только сэкономить бюджетные средства, но и повысить качество знаний; мероприятия в рамках реализации муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Троицкого района на 2010-2012 годы», реструктуризация сети учреждений, введение режима строгого контроля за расходованием топливно-энергетических  ресурсов позволили за два года сократить объемы потребления угля на 839,8 тонны, электрической энергии на 537,7 тыс. кВт/ч, холодной воды на 20,4 тыс. куб. м. Экономия бюджетных средств при размещении муниципальных заказов в соответствии с федеральным законом за 2010 год составила  863,2 тыс. руб., за 2011 год – 8346,4 тыс. руб., за 8 месяцев 2012 года – 25089,0 тыс. руб.; приведение численности работников муниципальных учреждений в соответствие с отраслевыми нормативами в 2010 году позволило сократить фонд оплаты труда по сравнению с 2009 годом на 3542,3 тыс. руб.; оптимизация численности работников, замещающих муниципальные должности, позволила сократить расходы на содержание органов местного самоуправления на 2,85 процентных пункта.

Работа, направленная на повышение доходности местного бюджета, повышение эффективности использования бюджетных средств, дала возможность району направлять значительные суммы на софинансирование работ капитального характера и тем самым увеличить объемы привлекаемых средств из краевого и федерального бюджетов. С 1 января 2010 года по настоящее время в районе отремонтировано 11 фельдшерско-акушерских пунктов, произведен выборочный капитальный ремонт шести школ, благодаря реализации краевой программы 80% учащихся района обучаются в условиях, соответствующих современным требованиям; произведен капитальный ремонт четырех детских садов, проведена реконструкция административного здания, выкупленного администрацией района у индивидуального предпринимателя под детский сад, продолжаются работы по газификации района. Инвестиции бюджетных средств в социальную сферу района составили 82,5 млн. руб., в том числе федеральный бюджет – 13,2 млн. руб., краевой бюджет – 57,8 млн. руб., местный бюджет – 11,4 млн. руб. Кроме этого работы по газификации района проведены на сумму 48,9 млн. руб. (федеральный бюджет – 27 млн. руб., краевой – 16,1 млн. руб., местный – 5,8 млн. руб.).

Но несмотря на все принимаемые меры по увеличению объема собственных доходов, по оптимизации бюджетных расходов, средств муниципальным образованиям нашего района на выполнение всех полномочий, определенных 131-м федеральным законом, крайне недостаточно.

Предлагаю на краевом и федеральном уровне рассмотреть:

— вопрос уплаты единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по месту осуществления деятельности;

— введение минимального налога для единого сельскохозяйственного налога;

— урегулирование вопроса по включению в налогооблагаемую базу жилых домов в малых селах, не имеющих государственной регистрации прав;

— обеспечение сопоставимости баз налоговых и других органов, формирующих налогооблагаемые базы;

— урегулирование вопроса уплаты НДФЛ налоговыми агентами – индивидуальными предпринимателями по месту осуществления деятельности;

— по расширению полномочий органов местного самоуправления по муниципальному земельному контролю в части охвата земель сельскохозяйственного назначения за чертой населенных пунктов;

— в связи с отсутствием на местах налоговых инспекций расширить полномочия муниципальных районов по осуществлению контроля за полнотой налогооблагаемой базы в части налогов со специальным налоговым режимом».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.