Артистом надо быть с детства

Что-то есть в нем особенное, в этом фестивале. Какая-то необъяснимая энергетика, которая объединяет всех завсегдатаев «Театрального серпантина». Иначе как объяснить, что вот уже много лет подряд на фестиваль привозят спектакли одного направления? Не сговариваясь – Шукшин, или старая классика, или, вот как нынче, – сказки. Режиссеры, художники, сценаристы, участвующие в фестивале, придирчиво смотрят спектакли коллег. Порой даже хочется наблюдать именно за ними. Мне особенно радостно видеть зависть. Да-да, именно зависть. Она у творческих людей сильная, яркая, и если уж «академики» школьного театра позавидовали чьей-то находке, будьте уверены – на следующий фестиваль они покажут что-то еще более впечатляющее!

Т.В. Старкова, руководитель театрального кружка «Настоящие артисты» Беловской школы, второй год экспериментирует с современными формами. В канву спектакля она включает видеоматериалы. Таким образом, мы видим, что происходит в одно время в разных местах. Кстати, если кто не знает – играть на камеру гораздо сложнее, чем на зрителя. Процесс съемки – все эти планы, наезды, ракурсы – требуют особого мастерства. Не все пока удается беловцам, но ведь  они  «Настоящие артисты», научатся. Хорошо сыграли свои роли  и в записи, и на сцене Вера Дурова и Алексей Старков. Удалась возрастная роль мастера-сапожника Никите Трейдеру.

Сидящие в зале малыши открыли рот, когда на сцене появился царь (Дмитрий Блинов), уговаривающий Забаву (Евгения Головина) выйти замуж за Полкана. Колоритный такой царь, разодетый в мантию, немножко самодур, немножко тиран. Да так и просидели с открытым ртом, потому что потом из болотца показался Водяной (Никита Демин), следом – Баба Яга с дочерью. Костюмы у всех героев сказки «Летучий корабль» в постановке Красноярской школы яркие, достоверные. И хотя корабля на сцене не было, верилось, что он парит где-то в небе.

Давно замечено, что играть героев положительных гораздо сложнее, чем отрицательных. Зло разнообразно в своих проявлениях. Людмиле Бочковой, сыгравшей Звездного мальчика в одноименном спектакле Троицкой школы №2, удалось воплотить самовлюбленность и жестокость героя, а когда мальчик встает на путь самопожертвования, его немного затмевает Злой волшебник. Особенно яркой получилась сцена гибели  волшебника, игравший эту роль Владимир Кузнецов изобразил предсмертные муки: падал, полз и хрипел. Прекрасно сыграла роль Зайчика Нина Сидорова, те полминутки, которые она пробыла на сцене, запомнились многим. В спектакле много интереснейших мизансцен – с Зайчиком, с Волшебником, первая встреча Мальчика и Матери.

Еще одна яркая эпизодическая роль – Избушка на курьих ножках. Ее сыграла Анастасия Шангареева в спектакле «Данилино счастье» Беловской школы №1. Немного не повезло тем зрителям, которые из-за ракурса не могли следить за мимикой Анастасии. Если избушка могла бы существовать в действительности, она была бы именно такой – лукавой, беззлобной, изворотливой и очень умной, мудрой даже. И весь этот набор проявлялся не только в словах, но и на лице артистки. Кстати, в первом действии она же сыграла Матрену, и снова попала в точку. Героиня получилась очень естественной, живой, запоминающейся. Пожалуй, это тот случай, когда эпизодические роли затмевают главные. Художник спектакля Т.В. Яковлева создала интересные костюмы и для крестьян, и для нечисти – Прохиндея, его дочери. Надо бы позаимствовать идею с образом Бабы Яги – маска из традиционного чулка, который многие используют, получилась очень хорошая, почти не скрывает мимику.

За кулисами, увидев артистов-малышей из Горновской школы, прошу их говорить громче. Никита Музгин делает успокаивающий жест: «Не волнуйтесь, у меня голос ого-го!». Так и есть, царя в его исполнении слышали зрители из самых дальних рядов. И ведь не кричал, просто голос хороший. И сыграл отлично! Малыши сыграли спектакль «Царевна-лягушка», как играют, например, в лапту, – единой командой. Старшеклассники часто, как говорят артисты, тянут одеяло на себя. Горновские юные артисты слушали друг друга и партнеров не затмевали.

«Ощущение, что приехал профессиональный детский театр», — сказал один из зрителей, увидев первую сцену спектакля Детско-юношеского центра «Случай в джунглях». Возможно, ощущение было вызвано грамотной расстановкой декораций. В театре, как известно, существует специальная декорация – горизонт, – закрывающая собой заднюю стену и частично перекрывающая бока сцены. Горизонт создает иллюзию открытого пространства, воздуха. Именно по этой линии декораторы ДЮЦ выставили деревья. Получилось, что действо происходит на их фоне, при этом ничто не перекрывает артистам путь. Маски-шапочки не скрывают мимику, но при этом создают узнаваемый образ животного. Словом, очень удачная сценография (художник Т.В. Лех). Приятно поразил спектакль актерским ансамблем – все играли слаженно, живо. Обезьянки в исполнении Кристины Хрунжевой и Алены Григорьевой получились просто замечательные, озорные, настоящие. Юная Александра Богданова очень выразительно сыграла роль шакала Шарика.

«Курочку Рябу» на сцене «Театрального серпантина» ставили дважды. Зеленополянская школа привезла третий, но совершенно не прохожий на предшественников спектакль. Всем запомнилась вальяжная Корова в исполнении Владимира Фомина и Степана Мгдесяна. Юная Валерия Краус, конечно, очень волновалась, и это чуть-чуть помешало ей полностью раскрыть образ Курочки. Курочка-барышня – такой  мы Рябу еще не видели.  Спектакль особенно понравился зрителям-малышам.

Зависть у наших академиков вызывает талант пролетарцев выбирать пьесы для постановки. Это ведь большая проблема – подобрать пьесу. По опыту знаю, этот выбор занимает едва ли не большую часть времени подготовки спектакля. Ставишь один, а думаешь уже о следующем. Перебираешь книги, вчитываешься в давно прочитанные тексты – все не то! Ведь пьеса должна подходить имеющимся артистам: в один год в школе могут учиться ребята, годящиеся на роли принцев и принцесс, а на следующий год они выпустились из школы – и все, нет больше таких, зато есть, например, явные ведьмы и водяные. Если год неудачный на артистов, значит, надо «брать зрителя» декорациями или малоизвестным текстом. Особенно трудно ставить всем знакомые сказки, столько надо придумать, чтобы зритель не отвлекся. А бывает, что постановка средняя, а сюжет держит. Вдумчивый режиссер подбирает материал под возможности школы, талантливый – сам заранее, за годы, готовит, взращивает артистов.

Как же завидовали наши академики театральной студии пролетарской школы «Сказка»! Почти идеально сыгран спектакль «Принцесса и свинопас» по пьесе Е. Шварца «Голый король». Шварц, без сомнения, драматург гениальнейший, любой диалог из его пьес можно перечитывать десятки раз. Но и Шварца можно испортить плохой режиссурой. Так что относить успех пролетарцев только к удачному выбору пьесы не стоит. Костюмы, декорации, музыка,  игра артистов – все в высшей степени замечательно. Да за одну только игру придворных дам можно выставлять высший балл! У каждой своя линия поведения, свой характер, а вместе – манерные и любопытные. И каждая смогла бы сыграть главную роль. Основная ошибка школьных артистов – это то, что они часто играют одну черту характера. А в любом персонаже понамешано столько всего! Принцесс на сцене мы повидали огромное количество. Ну, что, казалось бы, за роль?  Романтичная красавица. Принцесса в исполнении Оксаны Пантюховой не картонное клише, а живой человек. Даже развитие характера есть. Очень непросто  показать за десять-двадцать минут сценического времени становление характера. Справляются единицы. Принцесса Оксаны поначалу глупенькая и восторженная, потом она влюбляется в Свинопаса (Роман Ушаков), и характер твердеет, она учится настаивать на своем, защищать любовь. И при этом она лучезарна и чуть-чуть глупа уже от любви. Пусть все эти метаморфозы намечены пунктиром, но они не ускользают от взгляда внимательного опытного зрителя. И вызывают зависть академиков!

«Театральному серпантину» немало лет. Немало, потому что никто не может вспомнить, сколько. Не менее 19-ти – это точно. И за два десятка лет он прошел путь от примитивных инсценировок до настоящих спектаклей. Уже редко постановщики используют внешнее правдоподобие для изображения правды жизни. А ведь были когда-то и настоящий костер на сцене, и живой петух, и горы настоящей посуды и шкафов! Лица закрывали масками, ставили настоящие деревья. Наконец стало всем ясно, что в театральной условности кроится истинный реализм. Пример тому – костюмы героев спектакля Новоеловской школы «Дюймовочка». Что таить, эта школа – редкий гость на фестивале, но рост уже заметен. Костюмы Мыши, Крота, Жабы и прочих персонажей очень достоверны, продуманы в деталях. Н.Г. Лубянская, из академиков, во многом благодаря ей столь сильный театр в Пролетарской школе, очень внимательно смотрела спектакль. «Помните, — говорит, — красноярскую Дюймовочку, как она из цветка появлялась?». Еще бы не помнить! Мы этот спектакль всей школой готовили. Находок в нем было множество. Спектакль вызвал восторг у Евгения Воронина, он целовал руку режиссеру и все восхищался и восхищался! И, как признавался позже, завидовал. И многие завидовали. Кто из режиссеров не позавидовал чудесному превращению пня в подснежники, случившемуся лет пятнадцать назад в спектакле Загайновской школы? Или хореографическому воплощению теней в подземном царстве («Аладдин» ТСШ №2). Или сценографии спектакля «Василий Теркин» ТСШ №1. Вот она, зависть, двигающая ввысь и вперед. А теперь еще зависть вызвало удачное совмещение видеофона и декораций, которое мы увидели в спектакле «Ночь перед Рождеством» ТСШ №1. Таинственная предрождественская ночь была воплощена на экране – медленно летящий месяц на фоне черных силуэтов деревьев. А какие колоритные запорожцы получились в исполнении Андрея Ерохина и Антона Яковлева! На зависть! И на удовольствие, конечно. Потому что зрителя не обманешь, если спектакль настоящий, то и смотрят его, затаив дыхание и забыв о шоколадке в кармане. И Чертенок (Александра Богданова), вертлявый и трусливый, тоже чудо как хорош. Пацюка (Никита Кузнецов), аппетитно поглощающего вареники со сметаной, именно таким и представляет большинство читателей Гоголя, ну настоящий Пацюк! И, несомненно, хорош Денис Борцов в роли Вакулы. Вообще исполнители мужских ролей в этом спектакле вызвали всеобщий восторг. Все как на подбор. Впрочем, Р.П. Клочкова, руководитель театрального кружка «АРТсош»,  их, конечно, подбирала под роли. Но, прямо скажем, не во всех школах такой выбор возможен. А если и есть статные, красивые парни, то попробуй еще научить их играть! Замечательный спектакль, зрители остались довольны. И благодарны.

О зрителях. Нынче на фестиваль пришли взрослые люди, не имеющие отношения к образованию. Пришли полюбопытствовать и остались до конца. Они потом благодарили организаторов, а это нам всем надо их благодарить. Так скучно играть перед полупустым залом. Да и хочется, чтобы талантливые школьные коллективы увидело как можно больше людей. Были и малыши с мамами. Кто один спектакль посмотрел, а кто и все десять! Чтобы полюбить театр с его условностями и особым миром, надо быть зрителем с детства. Только опытный зритель способен понять в полной мере задумку режиссера. Надеюсь, таких зрителей у нашего фестиваля всегда будет достаточно.

Фестиваль закончился, организаторы уносили аппаратуру, и кто-то на улице спросил: «А кто победил?». И, несмотря на усталость, пришлось объяснять, что на фестивалях нет победителя. Есть лучшие во всем, лучшие в деталях, в номинациях. Секундами и килограммами спектакль не измеришь. И все же, кто победил? Лучшая мужская роль – Денис Борцов. Лучшая женская – Оксана Пантюхова. Гран-при фестиваля – «Маску Мельпомены» – получила студия «Сказка» Пролетарской школы.

Кстати, недаром так много раз говорилось об академиках фестиваля. Дело в том, что в следующем году оценивать спектакли вместе с жюри будут и избранные академики.

А пока шестилетняя зрительница, посмотревшая все спектакли, разыгрывает по памяти «Летучий корабль». Все не зря.

Елена КОЛЫХАЛОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.