Царапать душу, врачевать ее и радовать – все это получается у юных артистов

Концепция районного ежегодного театрального фестиваля – «Театр – искусство без границ». В ответ на вопросы о теме фестиваля организаторы «Театрального серпантина» говорят: «Играйте, что просит душа». Неограниченность тематики усложняет работу жюри: как оценивать сказку и драму? Зато разножанровости рады зрители.
Труппа Усть-Гавриловской школы в этом году привезла спектакль «Щепотка соли». На сцену вышли почти все ученики школы – семеро из одиннадцати. В школах райцентра могут позволить себе провести кастинг на роли, а здесь – помилуйте, какой кастинг! Приходится искать сценарий, чтобы ролей поменьше. Где усть-гавриловцы взяли роскошные восточные костюмы, оставим в секрете, у каждой школы свои источники. Сцену они превратили в восточный дворец, красавицы в звенящих монистах и летящих одеждах грациозно порхали по сцене. Стихотворный текст так и лился из уст. Подвела неудачная сценография, в некоторых сценах артисты стояли спиной к зрителю. Но в целом впечатление от спектакля очень хорошее, время пробежало незаметно. Марине Тарасюк досталась роль рассказчицы, в таких нехарАктерных ролях обычно трудно раскрыться. Но интонации и мимика артистки сделали второстепенную роль интересной, что редко удается. Спектакль получил диплом в номинации «Художественное решение».
«На следующий год мне снова хочется на эту сцену. Мы выступим лучше!» – оставила запись на листе отзывов усть-гавриловская артистка.
«Я посмотрела все выступления. Особенно мне понравился спектакль Красноярской школы. Я очень переживала», – еще один отзыв. Красноярцы поставили спектакль о блокаде по мотивам произведений Людмилы Никольской «Должна остаться живой» и Олега Шестинского «Блокадные новеллы». Рвущая душу история семьи, простая и трагичная. Красноярцы верны своей традиции быть точными в мелочах. Это настоящее мастерство. Все артисты подобраны по возрасту и фактуре (росту, темпераменту). «Мелюзга», как назвал двух братьев главный герой, действительно по росту и возрасту – мелюзга. Они решили ежедневно встречать маму с работы. Голодные, замерзающие в своих пальтишках, они упорно тянут санки, только бы маме было чуть легче. Когда они рассказывают об этом герою, он называет их сначала мелюзгой, но тут же поправляет себя: «Мужики!». И веришь, что эти пацанята и впрямь мужики, настоящие. Еще одна отличительная черта спектакля – минимализм в декорациях. А эти клетчатые пальтишки!.. Не было у ленинградских детей фуфаек и тулупов, были пальто. Маленький мальчик с озябшими руками, в кургузом пальтишке с короткими рукавами. Это пальто, из которого он вырос, говорит о многом. Старшему до войны купили на вырост, а младший донашивал одежду старшего. А в войну один дорос до размера, а второй перерос. Стоят перед глазами эти длинные ручонки, не прикрытые рукавами… И еще шапочка на резинке. Не ушанка, которую могли носить подростки, а детская шапочка с торчащей макушкой, перетянутая резинкой. Порой детали говорят больше, чем слова. «Мелюзгу» сыграли третьеклассники Юра Сердюков и Вася Васьков.
Горло перехватывало, многие зрители плакали. Красноярцы и афишу спектакля сделали лаконичной, сдержанной в цвете. Они получили диплом в номинации «Лучшая афиша спектакля». А спектакль – диплом в номинации «Сценическая культура».
Этот же сценарий взяла за основу своего спектакля режиссер ТСШ №2 О.В. Сторожилова. Она не стала сокращать сцены, чтобы уложиться в 20 минут, как требовали организаторы. И мы увидели сцену с соседкой, которую красноярцы убрали. Просто замечательно! Соседка – чуть легкомысленная, еще не хлебнувшая горя, эгоистичная – резко контрастировала с героями, которых уже ударила блокада. Ульяна Горюк постаралась сыграть развитие характера. Во второй сцене соседка уже испытала беды, она смогла сопереживать детям, оставшимся без матери, хоть характер остался прежним. Может, потому, что она одинока и ей не приходится нести ответственность за близких. Члены жюри даже спорили, один утверждал, что таких эгоистичных людей в блокаду не было, другой – что люди были разные, были милосердные, а были жестокие. Это историческая правда.
Вообще режиссер постаралась каждого героя наделить особыми чертами характера. Аревик Мгдесян сыграла роль Тани, девочки, на чьи плечи легла забота о младшем брате и маме, которая редко бывает дома, потому что работает на заводе. Таня осталась за старшую в семье. Она всех поддерживает, хотя силы ее на исходе. Аревик сумела воплотить образ блокадной девочки, стремящейся к жизни. Жюри оценило работу артистов, вручив диплом в номинации «Высокая художественная выразительность сценических образов». А программка спектакля была признана лучшей.
Показались лишними вокальные номера. Они, пожалуй, разрывали единую ткань спектакля. Да еще микрофон приходилось регулировать. Но это все мелочи. Артисты играли на разрыв. Ведущая Ирина Комаренко расплакалась в конце, а ее соведущий, забывая слова, совсем некстати смущенно улыбался, но его голос был так выразителен! Чтобы дети прочувствовали драму, нужна большая работа режиссера. И не только его, а всех педагогов, родителей. Война уже так далека от современных школьников, что дорогого стоит вот это их переживание, понимание трагедии и величия тех дней. Коллектив Второй школы справился с задачей. Спектакль пришли посмотреть родители артистов, они в конце встали, аплодируя и плача. Вслед за ними встал и весь зал.
Мне много приходится работать с учениками ТСШ №2, и я вижу, что нынешнее поколение намного глубже понимает и чувствует трагедию народа, чем их ровесники лет пять назад. Встречаясь с ними на мероприятиях ко Дню Победы, готовя с ними митинг, я ощущаю, насколько мне с ними легко. Они понимают, они могут прочувствовать драму. А когда-то приходилось объяснять, настраивать, рассказывать о героях. Нынешние школьники гораздо более информированы, и я встречаю в них понимание. Думаю, это результат работы учителей.
Спектакль ТСШ №1 «Встретимся в День Победы» хочется пересматривать. Как они его скроили, как связали, каким волшебством получилось цельное полотно спектакля, то шершавым, царапающим душу и глаз, то струящимся, ласкающим слух! Ни единой лишней детали, ни единой неверной интонации! Глаза, сияющие от восторга, – потому что молодость, надежда, любовь переполняют; глаза потухшие, обращенные в себя, – война покалечила, изломала счастливые судьбы. Кто-то из зрителей сказал, что солдат, вернувшийся с войны и ждущий друзей в парке, слишком вял, неубедителен; что он должен иметь выправку, твердый взгляд. Но если вчерашний школьник, волею судьбы превращенный в воина, бесконечно долго сидит на скамье в ожидании и понимает, что никто не придет, какая уж тут выправка и сталь в глазах? Но, пожалуй, все же шаг его должен быть тверже, ведь он выстоял в смертельном бою.
Все герои наделены разными характерами. Комсорг (Лиля Вебер) – строгая, гладко причесанная, решительная, Лена (Валерия Кочеткова) – романтичная, Лиза (Лиза Немчина) – кокетливая и мечтающая о любви, Таня (Лиза Волощенко) – заботливая и добрая, недаром мечтает о семье. Поэт Саша (Алексей Барышников) – веселый, Артем (Кирилл Шевцов) мечтает быть летчиком и старается быть серьезным, а Максим (Максим Гришин) – мечтатель. Они все очень разные. Артисты замечательно сыграли дружбу. Вот веришь, что все эти разные ребята дружат давно, прощают друг другу слабости и надеются, что дружба победит смерть.
Отметить надо и сценографию спектакля. Стулья становятся то скамейкой в парке, то зрительным залом. Декораций вообще нет. Написала это – и открыла видеозапись, потому что засомневалась. Спектакль такой, что сцена не кажется пустой. Но она пуста. А мы видим и парк, и железнодорожные пути с потерянной куклой на них, и большое зеркало, перед которым любуется Лиза. Еще одна удача спектакля – музыка. Она не фон, как это обычно бывает, а действующее лицо. Она создает настроение, вплетается в повествование на равных правах с героями.
Потрясла коротенькая сцена, сыгранная второклассницей Машей Жениховой, – искренняя, полная трагизма. Юной артистке удалось воплотить образ ребенка с нечеловечески трудной судьбой.
Сомнений у жюри не было, гран-при фестиваля и маска Мельпомены получил спектакль «Встретимся в День Победы». Приз за лучшую женскую роль – Аревик Мгдесян.
Эти спектакли должно увидеть как можно больше людей. Жаль, что такой возможности нет. Да и театр – искусство особое, не каждому доступно. Сколько бы мы ни приглашали на фестиваль тройчан, зрителей маловато. Не верят, что школы могут поставить настоящий, интересный спектакль. А «Театральный серпантин» в который раз опровергает это мнение. Наши дети талантливы. И в школах – талантливые педагоги. Играйте, что хотите, царапайте душу, врачуйте ее, дарите радость – у вас это получается. Спасибо!
Елена КОЛЫХАЛОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.