«Черный квадрат». В чем его смысл? Самира Алиева объясняет по-своему

Кто такой художник? Стандартное мнение – тот, кто умеет рисовать… И только? У студентки третьего курса факультета искусств АлтГУ Самиры Алиевой есть на этот счет собственное мнение.

 Смотреть и видеть не как все

…Умения хорошо рисовать мало для того, чтобы быть художником. Художник видит мир иначе, трактует его по-своему. Когда начинаешь рисовать, и это тебе действительно интересно, ты начинаешь смотреть на вещи иначе, видеть их иначе… Постоянно акцентируешь внимание на мелочах, не заметных большинству людей, не интересных им, таких, как форма глаз, силуэт, пропорции, тени…  Это происходит подсознательно.

Конечно, это приобретенные навыки, основу которых заложила Нина Александровна Скрябина, преподаватель ИЗО в детской школе искусств. Ей я очень благодарна. И не только за то, что она научила меня рисовать, а еще за то, что она изменила мое мировоззрение, восприятие реальности. Никогда не врать без крайней необходимости – один из ее уроков. А это гораздо важнее, чем правильно поставленная рука.

Сейчас преподаватели тоже очень хорошие, но они уже не смогут повлиять на внутренний мир. Они учат рисовать, учат смотреть и видеть, подбирать цвета, вплоть до малейших оттенков. Для того чтобы здесь учиться, мало уметь рисовать, надо любить рисовать!

На первом курсе думала, что будет проще учиться. Ошибалась. У нас, помимо общих предметов, много профильных: физика цвета, цветоведение, проектирование костюма и т.п.

Рисовать приходится очень много, постоянно. Нужно не только уметь рисовать, нужна фантазия. Но и это не все… Надо идеально подбирать цвета и уметь объяснить, почему они идеальны.

На первом курсе очень много часов уделялось человеческой анатомии. Нужно четко знать пропорции человека, чтобы рисовать его уже не задумываясь, «на автомате». Модели приходится рисовать в статике и в динамике. Динамика предпочтительнее. Причем, чем интереснее поза, тем лучше. Самое сложное здесь – не исказить пропорций человека. Теперь уже рука натренирована, а раньше приходилось срисовывать, искать интересные позы в Интернете, сейчас же на это уходит несколько минут.

Мы посещаем все выставки, рисуем с натуры людей, архитектурные мотивы, животных в зоопарке…

Раздражают временные рамки. Художники пишут свои картины годами, доводя их до совершенства. Видимо, я из той же породы.

 Талант внутри

…Практика играет огромную роль в рисовании, как и в любом деле. Недостаточно просто обладать талантом, нужно не давать ему пропасть. Талант не только в руке, он внутри… Пока ты сам не увидишь нюансы, тонкости, свет, тени, рефлексы, ты не научишься по-настоящему хорошо рисовать.

Я считаю, что любой человек может научиться рисовать действительно стоящие вещи. Талант – еще не главное. Главное – желание. И практика, само собой. Единственная разница между человеком, у которого способности к рисованию есть от природы, и человеком, у которого этих способностей нет, в том, что последнему придется работать над собой, над техникой, над видением намного дольше. Но рисовать может каждый, и если рисовать бесконечно много, то придешь к той или иной степени совершенства.

 Нет плохих художников…

…Есть ли у меня любимый художник? Скорее, нет. Люблю их всех – абстракционистов, сюрреалистов, реалистов, импрессионистов… Всех без исключения. Плохих художников нет.

Правда, из всей плеяды мастеров я особо выделяю для себя Леонардо да Винчи. Он не просто гениален, он еще и был левшой, что для меня значимо, я тоже левша. Забавно, но в детстве я долго писала наоборот – справа налево, как будто арабской вязью, как да Винчи, а еще некоторые буквы и цифры получались зеркально отраженными. Долго не могли научить писать правильно и правой рукой. Теперь зато могу и писать, и рисовать обеими руками. Иногда кажется, что левой даже удобнее.

Еще люблю Айвазовского. Он тонко передает водную стихию, ее настроение, время суток – все. Кажется, что на несколько мгновений оказываешься там, в показанном им мире. Водная стихия для меня особенна. Ее невозможно не любить и не бояться. И очень сложно показать ее, постоянно меняющуюся, так, чтобы она и на картине была «живой».

Все художники хороши. И это не плохо, что я не выделяю для себя кого-то одного. Во всяком случае, у меня точно не возникнет склонности к подражанию чьей-то манере письма.

 И нет плохих картин

…Рисунок может очень многое рассказать о человеке, о его психологии. Здесь все имеет значение: выбранная тематика, цвета, оттенки. Если в рисунке есть гармония, или он к ней стремится, – это замечательно. Это значит, что внутренний мир человека в порядке.

Почему нет плохих картин, на мой взгляд? Потому что каждая картина, каждый рисунок отражают новый взгляд на мир, так или иначе наталкивают на какие-то мысли. Даже рисунки сумасшедших – это мир, видимый совсем под другим углом. Первое впечатление – бред! Но откуда нам знать, может быть, именно они видят мир максимально близким к его настоящему облику…

Любая картина несет определенный смысл. С реализмом все несколько проще, хотя реальность трудно передать так, чтобы от нее было не отвести глаз, – всегда понятно, что именно хотел показать художник, какой именно момент. А в картинах абстракционистов, сюрреалистов, кубистов и т.д. сложно иногда понять, какие мысли роились в голове автора. Многие считают, что это мазня. Но это не так. Даже черный квадрат нужно нарисовать так, чтобы он был черным. Кстати, что хотел показать Малевич своим «Черным квадратом»? На этот счет есть множество версий. Одна из них заключается в том, что «квадрат» – просто грамотный пиар-ход со стороны Малевича. А остальные версии просто отражают то, что видят люди, которые на него смотрят. Каждый придуманный ими смысл – всего лишь отражение, отголосок их собственного мира, того, который внутри. Так что, в любом случае, Малевич смог поставить очень выразительное многоточие…

Ксения Алексеева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.