Готовь сани летом, а лес для саней – осенью

Если спросить, какое изобретение человека самое древнее, все, наверное, назовут колесо. А ведь древнее колеса сани! Привязал два передних конца жердей к лошади или быку, а задние пусть волочатся по земле, вот и готовы сани-волокуши. Сани – распространенный вид повозки без колес, обычно имеющей полозья. В основе изготовления деревянных саней лежит производство деталей из натуральной древесины, сборка их в целое изделие и тщательная шлифовка всего изделия. Деревянные сани получаются довольно тяжелыми, но добротными и экологически чистыми. В районах бездорожья на Крайнем Севере, а местами и в Сибири, сани нередко заменяли колесную повозку и в летнее время.

Много ли встретите сегодня людей, которые смогут изготовить деревянные сани для лошадиной повозки, сложить русскую печь или соткать холст на старинном станке? Пожалуй, нет. Да и тот же ткацкий станок встретишь разве что в музее… Но если в городе о санках (не санях) вспоминают только зимой, отправляя детей кататься на горку, то в большинстве российских сел лошадь, впряженная в сани, остается основным средством передвижения по переметенным снегом дорогам. И пусть изменили сани свой первоначальный вид, немало их еще в нашей глубинке.

За свою трудовую биографию освоил Юрий Семенович Жигулин несколько специальностей. Много лет работал в сельском хозяйстве, был электриком, механизатором, даже агрономом. Умеет класть печи и работать со сварочным аппаратом.  Когда совхоз «приказал долго жить», решил открыть свое дело и последние несколько лет занимается изготовлением столярных изделий, а приобретенные ранее навыки пригождаются и сегодня. Двери, рамы, мебель – все по силам, хоть и работает без помощников, в одиночку. Недостатка в клиентах нет. Под мастерскую выкупил помещение бывшей пекарни ПО «Троицкое», которое оборудует потихоньку. Самостоятельно сконструировал и установил в мастерской сушилку для теса, на взятый в банке кредит купил трактор. Лес берет в основном у К.Т. Музаева, с которым сложились прочные деловые отношения.

Идея научиться делать настоящие русские сани пришла в голову Юрию Семеновичу, когда бросилось в глаза то, в какие сани впрягают лошадей беловские мужики. С одной стороны, сани как сани, без изысков и наворотов. А с другой – претерпели они существенные видоизменения. Бывает, что и на сани-то настоящие, русские не похожи: чтобы ускорить процесс и облегчить труд, деревянные полозья давным-давно заменили на железные.  А настоящие сани должны быть исключительно на деревянном ходу!

Как-то в разговоре с односельчанином узнал, что его брат, живущий в Усть-Пристанском районе, всю жизнь занимается изготовлением «деревенского транспорта». Уговорил съездить в гости. Получить мастер-класс в первый раз не удалось, договорился о встрече и в назначенное время поехал учиться.

-Ремеслу меня учил дядя Витя Завьялов из Чеканихи, настоящий мастер своего дела, — рассказывает Юрий Семенович. – Он-то и растолковал все премудрости, рассказал и на деле показал, что да как. Абы какой лес для саней не подходит, и, как учил мастер дядя Витя, заготавливать дерево нужно только весной или осенью (к сожалению, в наши дни, не имея собственной деляны, это невозможно). Процесс изготовления саней долгий и трудоемкий. И для начала необходимо найти подходящий материал, а подойдет для этих целей далеко не каждое дерево. Чтобы найти пару подходящих березок для тех же полозьев, нужно не один десяток километров исходить. Вроде, стоит березка, по всем параметрам хороша, но незамеченный сучок сведет «на ноль» всю работу. Полтора месяца буквально без перерыва на обед и выходных, от рассвета до заката – именно столько времени уходит на изготовление одних саней, и это только в том случае, если все необходимые заготовки уже есть в наличии. А чтобы получились настоящие сани, делать нужно все так же, как это делали наши предки. Никакая техника не приветствуется, ту же оковку нужно делать только вручную. Кузнечный горн в мастерской не установишь, и я научился ковать при помощи автогена. В принципе сделать деревянные сани может любой, но нужны желание и терпение, без которых, впрочем, как и в любом другом деле, далеко не уедешь. Кстати, первыми я сделал не сани, а кошевку по заказу односельчанина. Пробовал и дуги гнуть, оглобли делать, но они спросом не пользуются.

Сани саням рознь. Есть простые, прогулочные, спортивные, в моду сегодня входят детские саночки под старину. Простые сани делать и проще, и быстрее. Со спортивными возни больше. Кстати, одними из первых сделал именно спортивные, под лошадиную тройку для конезавода. Потом получил заказ на сани от крупного российского бизнесмена. «Сделай от души!» — попросил тогда заказчик. А по-другому, считает Юрий Семенович, делать и не стоит. Заказчик остался доволен.

Специальной рекламы Юрий Семенович себе не делает, но недаром говорят, что слава бежит впереди мастера. Вот и весть, что в Беловском появился спец по деревянным саням, сама разнеслась по краю, и сегодня поступил еще один заказ на прогулочные сани, а значит, придется отложить всю остальную работу и заняться только ими.

-Мечта у меня есть, — продолжает Юрий Семенович, —  чтобы возродилась на селе традиция – жениха и невесту в день свадьбы не на машине, а на тройке с бубенцами по селу и окрестностям катать! Вот было бы здорово: представьте, несется такая птица-тройка, лентами-цветами разряженная, в санях – молодожены. Да у народа шапки бы над головами от восторга поднялись! Последние заказчики, видимо, тоже для этого хотят сани приобрести.

Есть такая фраза: мечты сбываются. Так, может, и у нас, стараниями местных умельцев и коневодов, действительно возродится эта славная традиция. А уж начать в Беловском, где есть люди, занимающиеся коневодством, как говорится, сам Бог велел: здесь тебе и сани – здесь тебе и кони!

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.