И жизнь, и слезы, и любовь…

31 января 2014 года, согласно восточному календарю, наступает год Синей деревянной Лошади, хотя некоторые астрологи предпочитают говорить о Зеленой Лошади. Этот год несет в себе динамизм и напористость, сочетание расчетливости и огненной страсти, то есть качества, присущие этому животному в жизни.

 Лошади являются, безусловно, одними из наиболее полезных животных для человека. Со старинных времен их использовали для работы в сельском хозяйстве и промышленности, для производства шкур и мяса, как военного помощника, как средство передвижения, для соревнований и разных спортивных мероприятий, для лечебной верховой езды и просто для удовольствия. Да и сегодня для многих лошадь остается другом и помощником по хозяйству, и жители нашего района – тому яркое подтверждение. Оказывается, лошадей держат не только для работы на животноводческих фермах – нередки они и на частных подворьях, а есть среди земляков и даже настоящие фанаты «лошадиного дела».

 Для многих лошади это не просто увлечение – это смысл жизни! Ведь в них восхитительно все – красота, обаяние, благородство, преданность, грация, сила.

 У братьев Киндер из Ельцовки лошади – одно на всех четырех увлечение! Это тот случай, когда хобби и работа составляют одно целое.  Сельские жители, с лошадьми они, как говорится, знакомы с детства.

 -Лошади, они как люди – у каждой свой особый, присущий только ей одной, характер, – делятся браться впечатлениями и наблюдениями. — Есть среди них мягкие и покладистые, а есть вредные и несговорчивые, норовящие укусить при каждом удобном случае.

 Так получилось, что еще 14 лет назад братья объединили свои личные подсобные хозяйства в одно и стали разводить лошадей. Начинали с семи кобыл и одного жеребца, которые и стали основателями имеющегося сегодня табуна. Есть у них и свои любимцы. Например, русский тяжеловоз Соловей пяти лет от роду, от которого уже получено потомство, и нынче одну кобылку оставили на племя. Еще есть тяжеловоз Аврал, который в основном используется для воспроизводства стада, и полученное в хозяйстве потомство – его заслуга.

 Они приносят радость в этот мир!

 Алексей Толмачев «заболел» лошадьми еще в раннем детстве. А поскольку просьбу сына купить лошадь отец  поначалу не мог исполнить, то мальчишка приспособил под скакуна простого быка. Сам смастерил упряжь, запрягал его в сани или ездил верхом. Сани, кстати, тоже сам изготовил, так что «лихой скакун» был при полной новой амуниции. Ну, а уж когда появилась первая лошадь – радости не было предела. С тех самых детских лет и по сей день своей жизни без лошадей Алексей не смыслит.

 В селе так заведено, что на свадьбу молодым часто дарят какое-нибудь сельскохозяйственное животное, как правило, корову или телку, чтобы с этого подарка молодые начинали вести собственное подсобное хозяйство, у народившихся детишек всегда было свежее парное молоко. Ну, а Алексею с Людмилой, зная такое пристрастие молодого главы семьи к лошадям, на свадьбу родители с обеих сторон подарили по кобыле. 

 На своем подворье, а кроме табуна лошадей у Толмачевых, конечно же, есть и коровы, и поросята, и всякая птица, Алексей сам и ветврач, и зоотехник, и работник. Как рассказывает супруга, с фонариком утром уходит управляться, с фонариком и заходит.

 То, что Алексей Толмачев – настоящий фанат коневодства, становится понятно уже с первых минут разговора. А рассказывать о своих любимцах, как всякий по-настоящему увлеченный человек, он может долго, много и подробно. Основная масса табуна – это простые рабочие лошади, есть молодой полукровка Мальчик. А в этом году на конеферме в Заринском районе Алексей купил чистокровного русского орловского рысака – четырехлетку Эдгарта. Правда, предыстория его появления в хозяйстве довольно грустная – из табуна украли любимицу Алексея, кобылу Красавицу-Серуху, ласковое и покладистое животное. После этой потери долго не мог Толмачев из депрессии выйти, уж сильно к лошади привязан был. И чтобы как-то облегчить эти страдания, решили они с Людмилой купить Эдгарта, так он и появился в табуне.

 Когда отправился за ним, решил – назад добираться будут без машины. Правда, мужики сомневались, мол, не дойдет рысак, устанет, долго в клетке стоял без прогулки. А Алексей рискнул. Восемь часов шли «напрямки», где верхом, где вел под уздцы, но потихоньку добрались до Талдинки. На новом месте Эдгарт обосновался быстро и легко, теперь на него надежда, что будет отцом-основателем нового поколения полукровок.

 К сожалению, Красавица не единственная, на кого позарились воры. Несколько лет тому назад родился в табуне жеребенок, слабенький, хилый, как говорят в народе – паршивый. Алексей на руках принес его в дом, как ребенка, молоком из бутылки поначалу отпаивал, с рук кормил. И жеребенок стал выправляться, расти, а потом в благодарность хозяину в такого удалого жеребца превратился, что глаз не отвести! Высокий, статный, а еще ласковый, как котенок. И с мальства самым лакомым куском у коня была краюха хлеба.

 -Выйду утром с куском, крикну – Степан! – он несется во весь опор, топот стоит, жуть, подбегает и ластится, хлеб с рук осторожненько так берет, лакомится, – вспоминает Алексей. – А потом… У брата свадьбу играли, дома никого не было, вот и воспользовался один ухарь, украл нашего Степана. А когда узнали, кто, жеребца уже было не вернуть.

 Будет несправедливо, если, рассказывая о мини-конеферме Толмачевых, все лавры в разведении и уходе за питомцами отдать одному Алексею. Супруга Людмила – первый помощник во всех делах, и если бы не три дочери и домашнее хозяйство, наверное, так же пропадала бы на хоздворе с утра до ночи. Да и девчонки, с малолетства приученные к работе, помогают отцу. Самой маленькой, Жанне, только четыре, а она без страха уже садится на Эдгарта, правда, если при этом присутствует папа.

 Корма для своего большого подворья Толмачевы готовят самостоятельно. Потихоньку купили необходимую технику, и теперь в хозяйстве есть трактор, пресс, косилка, КУН. В заготовке кормов помогает брат Людмилы. В этом году 900 тюков сена накрутили, благо, травы было вволю, так что, не в пример прошлому году, животные будут сытыми.

 А вот прошлую тяжелую зиму Толмачевы, как и многие крестьяне, вспоминают с болью в голосе:

 -Своего сена мало было, не рассчитали с кормами, по знакомым собирали, а еще гоняли лошадей на  гору, где снега не так много. Мука это была. Сначала сами идем, тропинку топчем, насыпаем по ней зерно, чтобы лошади шли. Прогоним их туда и пасем, караулим. Там, на пригорке, могли они под снегом траву найти. Так вот выели они все вплоть до земли. Было и такое, что падали, мы на сани загрузим и увозим. Тяжело вспоминать, не дай Бог еще такому повториться. А в остальном все хорошо! Не унываем, работаем. Лошади, они ведь как дети – ласку и тепло любят, радость в мир приносят. К ним с заботой, любовью и терпением – и они тебе добром отплатят! Сейчас вот снега большого ждем, чтобы начинать приучать молодых коней к саням, в упряжи ходить. Дел море – только поспевай!

  Отплатили за добро хорошими привесами

 Год назад из-за финансовых трудностей Смоленская птицефабрика объявила о продаже лошадей, и в хозяйстве, руководит которым Иван Петрович Дятлов, об этом узнали, решили приобрести несколько голов для пастьбы скота. Приехали на птицефабрику, посмотрели, но сразу сделку оформить не удалось из-за того, что имущество находилось в залоге у банка, «добро» на сделку не давали, и лишь спустя месяц удалось забрать лошадей. Однако этот месяц стал роковым для многих животных. Когда в очередной раз Галина Петровна Дятлова приехала на птицефабрику, картина перед глазами предстала печальная: животные, изможденные голодом, буквально валились с ног. Были и такие, кто просто лежал на полу, не имея сил подняться. Кто виноват? Вроде как банк, в залоге которого находилось имущество птицефабрики, пенял на хозяйство, то, в свою очередь, – на банк, а в итоге страдали животные. Работники были не против разобрать животных по домам, но раздавать и таким образом спасать поголовье там не хотели (или не могли?).

 Отобрав трех молодых животных, более-менее в нормальном состоянии, Галина Петровна привезла их в Ельцовку. Три месяца жеребец и пара кобылок находились на интенсивном откорме. Животные вволю лакомились овсом, пили воду, которой на прежнем месте просто не видели – на водопой коней никто не гонял. И спустя недели заботы и ухода животные вошли в силу, выправились, и сегодня заглянувших на ферму встречают самые настоящие красавцы, сытые, упитанные и лоснящиеся.

  А пони тоже кони!

 Когда Аревик Мгдесян было три года, она говорила, что хочет стать хозяйкой тысячи коров и одной лошадки. Правда, спустя некоторое время мнение изменилось, и за числом «тысяча» последовало слово – «лошади». А сама Аревик сегодня имеет твердое мнение по поводу будущей профессии – она хочет стать ветеринарным врачом. Время подумать еще есть, сегодня они с сестренкой… только пятиклассницы. А вот мечта о собственной лошадке исполнилась – посовещавшись, родители и дедушка решили сделать девчонкам подарок и купили на конеферме «Русская тройка», расположенной в селе Куяган Алтайского района, двух шетлендских пони.

 Потешный и Кипер – так зовут единственных пока обитателей миниатюрной конефермы семьи Мгдесян из райцентра. Но это сегодня,  а ведь есть предыстория этого новогоднего подарка…

 Как было сказано, о лошадке Аревик грезила давно, а чтобы мечта была ближе к реальности, в книгах и Интернете читала всевозможные рассказы о лошадях, даже завела специальную тетрадь, в которой делала записи относительно воспитания, кормления и выращивания этих животных. И именно Аревик узнала, что есть в Алтайском районе такая конеферма, владельцы которой отдают предпочтение пони. Видя горячий интерес девочки, на семейном совете решили: хоть и затратное это дело, но нужное. Если ребенок так тянется к животным, любит их, то почему бы не сделать пусть и дорогую, но такую полезную покупку?

 По заданию семьи папа, Андраник Хачатурович, навел все необходимые справки, и в полном составе семейство поехало на конеферму выбирать маленькую лошадку, а в итоге купили двух, которые к тому же оказались папой с сыном.

 Прежде чем привезти лошадок в Троицкое, рядом с домом построили вольер, где теперь по соседству с пони живут еще и собаки, которых в свое время бросили на произвол судьбы «добрые» хозяева, а Мгдесян приютили. Аревик каждый день сама старается, ухаживает за своими питомцами – чистит клетки, дает корм, а научил ее этому Анатолий Петрович Фомин, работающий в фирме отца. Сегодня девочка уже умело обращается с вилами, знает, сколько овса насыпать в кормушки, как расчесать животное. Ну, и, конечно же, ей всегда на помощь придет сестренка Армине. Кстати, если брать в расчет восточный календарь, то девчонки появились на свет как раз в год Лошади – в 2014-м им исполнится по 12 лет.

 -Выходной день, хочется выспаться, а на улице уже слышно: собаки залаяли, пони в загонах «заговорили» – это Аревичка уже там, пошла кормить своих любимцев, – рассказывает Андраник Хачатурович. – Это очень важно, когда дети дружат с животными, и не просто играют, а наравне со взрослыми ухаживают за ними, относятся вполне серьезно. От общения с лошадьми человек получает массу позитивной энергии, которая дарит заряд бодрости и хорошего настроения. Мы и до покупки пони устраивали со знакомыми, держащими лошадей, воскресные прогулки в лес, где дети катались верхом. Лошадь – это ведь не только доброе общение, но и отличная терапия, своего рода физкультура. При езде верхом работают все мышцы тела, и недаром одной из самых прогрессивных существующих методик лечения детского церебрального паралича является иппотерапия, лечение, в котором задействуются лошади. Установлено, что при помощи иппотерапии можно значительно улучшить состояние и при таких болезнях, как нарушение осанки, сколиоз, остеохондроз.

 Папа Потешный терпеливо катает на своей спине и главную наездницу Аревик, и ее многочисленных друзей. Каждый день девочки в сопровождении кого-либо из взрослых водят лошадок прогуляться, как правило, их маршрут лежит к озеру Пионерскому. Потешного ведут под уздцы, а малыш Кипер бежит рядом. Ему только предстоит узнать, что такое специальная упряжь. Кстати, некоторые интересуются: откуда такое необычное имя – Кипер? Пони – животные чистопородные, имеют племенные свидетельства. А по правилам племенного дела в имени сына должна быть буква от имен отца и матери. Вот девчонки и придумали сами – Кипер.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.