Истоки

Году российской истории и 75-летию Алтайского края посвящалась межрайонная краеведческая научно-практическая конференция школьников и студентов, которая проходила в мае в АГППК. Кроме экскурса в историю, задачей конференции было обсудить проблемы сегодняшнего дня и стратегию на будущее. Ее участники на основе своих исследований подготовили интересные доклады, которые мы (с некоторыми сокращениями) включили в этот выпуск.

Алтайский край: история и современность

28 сентября для Алтая – историческая дата образования края как самостоятельного субъекта. Алтайский край был образован Постановлением ЦИК СССР от 28.09.1937 г.

У края – богатая предыстория. 75 лет назад он возник не на пустом месте. С момента заселения его территории русскими переселенцами произошло много административных преобразований. Когда-то здесь сформировался Колывано-Воскресенский горный округ (огромная территория, включавшая нынешние Алтайский край, Республику Алтай, Новосибирскую, Кемеровскую, часть Томской и Восточно-Казахстанской областей. Свыше 500 тыс. квадратных километров).

В конце XIX века территория нынешнего Алтая входила в состав Томской губернии. С июля 1917 года по 1925 год существовала Алтайская губерния с центром в Барнауле. С 1925 по 1930 годы территория Алтая входила в Сибирский край (центр – Новосибирск), а с 30 июля 1930 года по 28 сентября 1937 года – в Западно-Сибирский край (центр – Новосибирск).

В нынешнем статусе край вместе со страной прошел сложный исторический путь. Хорошее и плохое, светлое и темное – все вместили в себя эти годы.

Алтайский край – неотъемлемая часть России, ее житница и здравница. Но главное богатство Алтая – это, конечно же, люди, его славное настоящее и надежное будущее.

Достойный вклад в победу над врагом внес край в годы Великой Отечественной войны. Невозможно описать ратные подвиги всех частей и соединений, сформированных в годы войны на Алтае. Все они прошли славный боевой путь. За боевые заслуги на фронтах десятки тысяч воинов с Алтая награждены орденами и медалями, более 300 удостоены высокого звания Героя Советского Союза. За годы войны Алтайский край дал Родине 160 млн. пудов хлеба. Каждый второй патрон и каждый пятый двигатель для танка Т-34 были произведены на Алтае. Свыше 213 тысяч тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд».

Алтайский край стал первой стартовой площадкой целинной эпопеи. Освоение целинных залежных земель – одна из наиболее ярких страниц истории края, важный рубеж в развитии его аграрного сектора. Несмотря на ошибки и просчеты, освоение целины Алтая внесло существенную прибавку в зерновой баланс страны, сыграло заметную роль в решении продовольственной проблемы. За 1954-1964 г.г. Алтайский край дал стране 28,8 млн. тонн товарного зерна, он превратился в крупнейшую зерновую базу на востоке страны. За успешное освоение целинных и залежных земель, увеличение производства зерна край в октябре 1956 года был награжден орденом Ленина, 12850 покорителей целины отмечены высшими правительственными наградами, 18 из них были удостоены звания Героя Социалистического Труда. В 1960-1970 годы Алтайский край представлял собой уже сложившийся аграрно-промышленный район, на долю которого одновременно приходилось более трети государственных закупок зерна и 23% всей пашни Сибири и Дальнего Востока, около 17% валовой продукции и основных производственных фондов промышленности Западной Сибири. За большие трудовые достижения Алтайский край в 1970 г. был награжден вторым орденом Ленина.

Конец 80-х – 90-е годы – тяжелый период в истории России в целом и Алтайского края в частности. Все, что пережила страна, пережил и Алтай. Результатом безголовой перестройки и так называемых рыночных реформ стал системный кризис, сопровождающийся падением уровня и качества жизни населения. Резкая социальная поляризация, спад промышленного и сельскохозяйственного производства, безработица, миграционный отток (прежде всего из сельской местности), сокращение численности населения, рост преступности – все эти последствия «лихих 90-х» не преодолены до сих пор. Вместе с тем Алтай в период трансформации – это актуальная тема для обстоятельного исторического исследования.

Судьбы людей и жизнь региона сплелись воедино. В конечном счете, люди свои трудом, своими поступками вершат историю края. За 75 лет наш край состоялся как крупнейший аграрный, промышленный, туристический регион России. Алтайскому краю удалось минимизировать последствия затяжного кризиса. Ведется работа по модернизации экономики, социальной сферы, реализуются приоритетные национальные проекты. Идет техническое перевооружение АПК. Растут инвестиции в экономику. Открываются производства в городах и селах, создаются новые рабочие места. С каждым годом увеличивается поток туристов на Алтай.

Разработана стратегия социально-экономического развития края до 2025 года, определены приоритеты развития региона. Это развитие предпринимательской среды, образования, туристического сектора и перелом демографической ситуации в крае. Приграничное положение Алтайского края создает возможности для его межгосударственного сотрудничества со странами азиатского региона.

Именно высокоразвитый АПК и огромный туристско-рекреационный потенциал могут и должны послужить локомотивом социально-экономического развития Алтайского края. За последние три года Алтай посетили туристы из 60 стран мира.

Их привлекает удивительная по красоте и разнообразию первозданная природа. Здесь есть все! Горные хребты и снежные вершины, бурные и своенравные реки, золотистые нивы и разнотравье лугов и полей, красивейшие леса, озера, водопады, множество археологических и этнографических памятников. История и культура Алтая – увлекательная область знаний, насыщенная  интересными, яркими и своеобразными событиями, фактами, лицами. Алтайский край привлекателен для альпинистов и горнолыжников, любителей рафтинга и экотуризма, а также историков, краеведов и этнографов. Многие люди могут поправить свое здоровье на курортах края, использующих лечебные источники с радоновыми водами и лечебными грязями. Полученных впечатлений хватит на целую жизнь. В сердце навсегда останется очарование алтайскими просторами.

Малая родина должна занимать значимое место в иерархии ценностей всякого достойного гражданина. Вспоминаются известные слова В.М. Шукшина: «Трудно понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство…».

Учитывая выдающиеся природные особенности, жемчужиной Сибири назвал Алтай побывавший здесь в 1926 г. Н.К. Рерих.

Перед современниками стоит непростая задача – сохранить территорию края в чистоте и красоте, но при этом наполнить ее современными формами деятельности.

Пройден 75-летний рубеж, и начинается новый этап истории Алтайского края. От деятельности каждого из нас зависит, какие дела и свершения войдут в новую летопись Алтая. Есть все основания рассчитывать на то, что уже в ближайшем будущем край выйдет на более высокий уровень развития, сыграет весомую роль в подъеме и процветании России.

Михаил Алейников, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной истории Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск.

Девушка и война: страницы жизни русской девушки Гали Ласкиной

Исследовательская работа, которой мы занимаемся уже несколько лет, посвящена судьбе Галины Николаевны Ласкиной – одной из многих тысяч узниц женского концлагеря Равенсбрюк.

Галина Николаевна рано осталась без родителей, а ее воспитанием занимались бабушки. Детство и юность она провела в с. Рождествено Гатчинского района Ленинградской области, а после окончания школы поступила на гидрогеологические курсы в г. Ленинграде и поехала в экспедицию в Карелию, где ее и застала война. 12 августа 1941 г. работа экспедиции была прекращена, и 18 августа Галина вернулась в Рождествено. А 23 августа в село вошли немецкие войска. Началась «чистка». В первые же дни расстреляли троих ребят только за то, что их отцы были коммунистами. Немцы отбирали у населения вещи, еду, уводили скот. Когда в селе появилась комендатура, некоторые русские стали полицаями. Когда в Рождествено привезли военнопленных, территорию, где они находились, оцепили и строго-настрого запретили приближаться к ним. Пленных держали на голодном пайке, и жителям нередко приходилось на санях в деревянных ящиках вывозить их трупы на свалку. В этих же ящиках привозили капустные листья. «Полицаи строго следили за тем, чтобы мы не кидали листья пленным, — вспоминает Галина Николаевна. — При мне полицай прострелил ноги молодой женщине за то, что она бросила пленному капустный лист…». Но больше всего поражал жителей села тот факт, что избранный немцами староста Михаил Столяров хотя и был их односельчанином, но, по словам Галины Николаевны, «усердием в наведении новых порядков превосходил немцев»… В то же время  Галина стала замечать, что не все немцы ведут себя, как завоеватели. В доме ее подруги Шуры Бирцевой остановились на постой четверо немецких солдат. В этой семье кроме Шуры было еще трое маленьких детей. «Все немцы, за исключением Альфреда, очень хорошо относились к детям, — с теплой улыбкой рассказывает Галина Николаевна. – Но особенно полюбил детей самый старший из них – Тэдди. Под Новый год он принес и поставил под елку табуретку, на которой лежали конфеты. Тэдди было лет сорок. Он показывал нам фото своей жены и детей и говорил о том, как они хорошо жили до этой войны, которая совсем не нужна немецкому народу».

Нелегкой была жизнь русских людей в оккупированном фашистами и полицаями родном селе под властью ненавистного предателя-старосты. Но Галина и не подозревала, что самые страшные испытания еще впереди.

4 декабря 1942 г. деревенских девчат и молодых женщин погрузили в товарные вагоны и повезли в Германию.

На вокзале Галю случайно увидела фрау Берта Вагнер, которая жила вдвоем с пятилетним сыном Эрихом. Она пожалела хрупкую девушку и решила забрать ее к себе. Галина считалась домработницей, но имела свою отдельную комнату, и фрау Вагнер относилась к ней, как к дочери. Эрих полюбил ее, как свою родную сестру. В первый же выходной фрау Вагнер отвела Галю к русским девушкам, которых взяли на работу немецкие бауэры, и всегда передавала для них гостинцы, так как условия у них были намного хуже. В семье фрау Вагнер Галина пользовалась полным доверием. Ей не поручали никакой «грязной» работы. В ее обязанности входила лишь помощь по дому. Муж фрау Вагнер служил на Западном фронте.

Из воспоминаний Г.Н. Ласкиной: «Однажды с фронта приехал муж фрау Вагнер. Он позвал к себе Эриха и меня, нарисовал мелом на руке сына свастику, а у меня на руке звезду, велел нам взяться за руки и сказал: «Вот всегда бы жили немцы и русские так же дружно, как вы».

А когда Галина за хранение листовок была отправлена в концлагерь, фрау Вагнер и ее муж Пауль Вагнер разыскивали ее по всей стране. Правда, об этом она узнала только спустя 53 года, в 1996 году, когда ее сын поехал в Германию и разыскал фрау Вагнер. Она очень обрадовалась, узнав, что Галине удалось выжить и вернуться на Родину. Фрау Вагнер передала письмо для Галины Николаевны и портрет своего мужа, которого на тот момент уже не было в живых. Вот несколько строчек из этого письма: «Дорогая Галина! Для меня как бы наступило Рождество, когда я получила Ваше письмо. Огромное спасибо! Эрих тоже его прочел и был рад. Ваше письмо из лагеря я тогда получила, но не могла вам ответить, у меня ведь не было адреса… Но теперь мы снова встретились – и это замечательно. Пожалуйста, пишите мне. Сердечный вам привет и всего самого хорошего! Б. Вагнер». Конечно же, Галина Николаевна отправила фрау Вагнер ответное письмо: «Дорогая фрау Вагнер! Я очень благодарна судьбе, что она нам предоставила еще одну встречу… Теперь я знаю о Вашей жизни и очень сожалею, что Ваш супруг покинул Вас рано. Я помню его хорошо, он так любил русский народ, что даже на фронте изучал русский язык. И он не хотел войны. Помните, когда он приехал в отпуск, то мы начали строить бомбоубежище. Была прекрасная погода, светило солнце, и зрели сливы и груши, как будто и не было той зловещей войны… А вы, фрау Вагнер, были для меня как мать, шили мне одежду, учили готовить и даже не давали мне стирать, а в выходные дни провожали к подругам, приглашали их к нам, угощали чаем и фруктами… Разве это можно забыть?.. Я так плохо поступила, сбежав от Вас тайком, наверное, страх из-за листовок принудил меня и Риту к такому безрассудному поступку. Я своим детям с ранних лет рассказывала о Вас, о Вашей доброте ко мне… Адрес Ваш я всю жизнь храню в памяти. Передайте Эриху огромный привет и наилучшие пожелания в жизни, а главное – чтобы наши дети никогда не пережили то, что мы, – страшные годы войны».

После того, как у Галины оказались английские листовки, она решила бежать, чтобы не подставить под удар семью фрау Вагнер. Но гитлеровцы схватили ее вместе с другими девушками, посадили в поезд и куда-то повезли. Везли только днем в тюремных вагонах, а ночью они сидели в тюрьмах в нескольких городах. Последняя была в Берлине на Александрплац. Отсюда 40 девушек привезли в местечко Фюрстемберг. На станции их встретили надзирательницы в спецодежде с черепами и свастикой на рукавах, посадили в крытый грузовик без окон и опять повезли, а когда грузовик остановился, открыли двери и высадили женщин на площади, усыпанной шлаком, а кругом – проволока, бараки и вышки. Заключенных завели в холодную баню, раздели, остригли, сняли кольца, удалили золотые зубы и коронки. После холодного душа всех выстроили и объявили, что они находятся в концлагере Равенсбрюк. У прибывших больше не было ни имен, ни фамилий, а только номера. Номер Галины был 24096.

Из воспоминаний Г.Н. Ласкиной: «Заключенным выдавались полосатое платье и деревянные колодки-шлепанцы. На левом рукаве были лагерный номер и винкель – знак в виде треугольника, нашивавшийся выше лагерного номера и окрашенный в зависимости от категории: в красный цвет – для политических заключенных и участников движения Сопротивления, желтый – для евреев, зеленый – для уголовных преступников, фиолетовый – для «Свидетелей Иеговы», черный – для цыган, проституток, лесбиянок и воров; в центре треугольника стояла буква, указывающая национальность. Русский винкель представлял собой красный треугольник с буквой «R».

Русские девушки не забыли свое Отечество.

«…Пропеллер, громче песню пой,

Неся распластанные крылья,

В последний бой за вечный мир

Летит стальная эскадрилья», — пели советские узницы в концлагере во время бомбежки, показывая свою несгибаемую волю. Строки этой песни Галина Николаевна сохранила в своей памяти на всю жизнь.

Заключенные жили в бараках, где стояли трехъярусные нары. Сурова была жизнь хрупкой девушки в концентрационном лагере Равенсбрюк. В четыре часа утра – подъем сиреной и построение на «аппель» (Appellplatz – место построения), где стояли по три часа утром и вечером в любую погоду на расстоянии вытянутых рук, чтобы не грели друг друга.

«Недалеко от Берлина – островок, окруженный водой,

На нем есть небольшая равнина и концлагерь с электростеной.

32 деревянных барака, кухня, бункер, ревир и бетриб.

Наши девушки ходят без яков, хоть ноябрь холодный стоит».

Эти стихи сочинил кто-то из узниц Равенсбрюка. Галина Николаевна пояснила: «Бетриб – это мастерская, где изготавливали одежду и обувь для заключенных, а яками узники называли полосатые пиджаки, которые выдавались заключенным зимой». Ревир – лагерная «больница».

Днем гоняли на работу: разгружали баржи с углем, дровами, а иногда – с картошкой. Тяжелые вагонетки поднимали в гору, где их разгружали. Когда вечером возвращались в лагерь, у ворот уже лежали груды обуви, одежды, волос от вновь привезенных, а около крематория – кучка пепла от сожженных больных и мертвых. По различным оценкам, в концентрационном лагере Равенсбрюк скончалось от 50000 до 92000 человек. Причины смерти: недоедание, изнуряющий труд, плохие санитарно-гигиенические условия и систематические издевательства над узниками. С осени 1943 года в концлагере функционировал крематорий. Пепел сбрасывался в озеро Шведтзее.

Из воспоминаний Г.Н. Ласкиной: «За неподчинение наказывали вплоть до смертной казни. Кормили овощной похлебкой, обычно из шпината. Шпинат кучей лежал около кухни, его варили даже тогда, когда в нем заводились черви. Вечером давали хлеб и жидкий крупяной суп. Вставали заключенные при звездах, спать ложились при звездах, и в дождь, и в снег ходили в одной одежде – на ногах гольфы и пантофли (шлепанцы на деревянных подошвах), на теле – полосатые платья. В декабре выдали полосатые куртки (яки) и полосатые шапочки».

В книге Пьеро Дельи Антони приводятся следующие факты: «По мере того как приближались советские войска, суточные рационы становились все более и более скудными. Wassersuppe (похлебка) постепенно превращалась в одну только воду, и на дне миски можно было найти лишь крохотные кусочки репы и картошки. Когда же вдруг в котле на поверхность всплывал кусочек мяса, заключенные, стоящие с мисками в очереди за своей порцией еды, начинали дрожать от волнения. Происхождение этого мяса вызывало кое-какие сомнения, но большинство заключенных старалось об этом не думать».

Когда Галина Николаевна прочла эти строчки, она отложила книгу и заплакала. Она хорошо понимает, о каких сомнениях идет речь. Однажды узницам Равенсбрюка вместо обычной похлебки принесли комочки сырого фарша. На кухне тоже работали заключенные, ни варить, ни жарить этот «фарш» у них не поднялась рука. А женщины собрали все эти комочки и похоронили под стеной своего барака.

С 1 августа 1942 года в лагере Равенсбрюк начали проводить медицинские эксперименты над заключенными.

Из воспоминаний Г.Н. Ласкиной: «Те, у кого номера были на семнадцатую тысячу, назывались «кролики», то есть подопытные. В любое время приходили в барак и забирали заключенных для того, чтобы взять у них какие-либо органы для пересадки немецким солдатам, а то и просто удалят какой-либо орган и следят, что с человеком будет. Я подружилась с одной молодой полячкой, которая после такой операции стала калекой. На работу подопытных не гоняли».

Эксперименты над узниками проводились в помещении ревира, хотя официально он был предназначен для лечения больных.

В конце 1944 года, после посещения Гиммлером Равенсбрюка, командование лагеря получило приказ ликвидировать всех старых, больных и неработоспособных заключенных. А нашу героиню от такой участи спас перевод в январе 1944 года группы женщин, в составе которой она оказалась, в пересыльный лагерь Барт, где они должны были работать на самолетных заводах. Условия жизни остались прежними. Если в самолете находили какую-то неисправность, то всех наказывали голодом, по два-три дня не давали хлеба, а в воскресенье целый день стояли или ходили строем вокруг барака.

В Барте находились немки-революционерки, женщины из Польши, Чехословакии, Югославии, Франции, цыганки, русские.

30 апреля 1945 года соединениями Советской Армии было освобождено около трех тысяч больных женщин, а также обслуживающий медицинский персонал из числа заключенных в концлагере Равенсбрюк. До 3 мая 1945 года соединениями 2-го Белорусского фронта были освобождены заключенные внешних лагерей Равенсбрюка.

Из воспоминаний Г.Н. Ласкиной: «30 апреля 1945 года вечером пришла комманденфюрерин и объявила, что заключенные концлагеря должны с ними отступать, а если кто не захочет, будет взорван в блоках. Первыми вывели немецкий блок, вторым – смешанный и уже в 23 часа – русский…». Гнали женщин всю ночь, а тех, кто не мог идти, добивали прикладами. Утром конвой исчез, и заключенные остались без охраны. Шли медленно, отдыхали. Мимо проходили маленькие немецкие колонны. Женщин не трогали, даже давали напиться. Так дошли до города Рыбниц, а там уже начали расходиться, кто куда. Галя после болезни была очень слаба. Подруги всю дорогу поддерживали ее, чтобы немцы не добили, как других. Совсем ослабев, девушка прилегла на берегу небольшого озера, пока подруги не найдут что-нибудь поесть. Легла и уснула. Проснулась оттого, что кто-то пытался ее разбудить. Старый поляк говорил девушке, что нужно вставать и уходить, так как скоро начнут взрывать близлежащие строения. Поляк помог Гале встать. Отвел ее подальше от озера, усадил на скамью. В четыре часа дня пришли подруги Клара и Валя, уже переодетые. Они принесли маленький кусочек очень соленого сыра. Сыр разделили поровну и пожевали. К девушкам подошел немецкий солдат с автоматом, спросил: «Почему вы не ушли? Ждете большевиков?». Он повел девушек на главную площадь, завел в какое-то здание, где в большой комнате сидели люди. Им сообщили, что из 3000 заключенных осталось 200, остальные разошлись. Оставшихся 200 девушек хотели расстрелять. Их построили перед входом в здание. На крыше здания – часы. Было восемнадцать часов пятнадцать минут первого мая 1945 года. Немецкие солдаты держали наготове автоматы, чтобы расстрелять узниц концлагеря. Вдруг все увидели бегущего к зданию немца, переодетого в гражданскую одежду. Он кричал: «Русише Армее!». Всех автоматчиков как ветром сдуло. Женщины, как приклеенные, стояли и не могли сдвинуться с места, с улыбками на лицах слушали грохот приближающихся танков. Увидев у танкистов погоны, сначала испугались (ведь у русских в начале войны не было погон), а потом, прочитав на танке «Чкалов», очень обрадовались. Всем бывшим узницам объявили, что они свободны. Женщинам выдали продукты, разместили на ночлег. Никогда не забудут этот день, 1 мая 1945 года, бывшие узницы концлагеря Равенсбрюк. Они были искренне благодарны каждому нашему бойцу.

В этот незабываемый день закончилось пребывание в немецком плену Галины Николаевны Ласкиной, но даже из этого ада она вынесла теплые воспоминания, связанные с хорошими людьми, которые встречались на ее жизненном пути. Это были такие же узницы, как она, поддержавшие ее своим надежным плечом в трудные и страшные минуты. Но, что удивительно, даже о некоторых надзирательницах она вспоминает с уважением. Так, в пересыльном лагере Барт одна из них, увидев юную Галину с выбивающимися из-под полосатой шапочки темными кудрями, воскликнула: «О, майн готт!». И еще одна фраза, сказанная по-немецки: «А таких-то детей за что сюда?». А еще была одна пожилая надзирательница, которую девушки звали Маргот. Она постоянно защищала их от злобного мастера, а когда однажды вынуждена была при нем слегка ударить Галину по щеке, то потом перед ней извинилась. Конечно, такие женщины среди надзирательниц встречались редко. Но нельзя не упомянуть и о том, что немецкие девушки томились в застенках концлагерей в таких же условиях, как и представители других национальностей. Германия с первых дней войны была охвачена антифашистским движением.

В 1959 году по распоряжению правительства ГДР на небольшой части территории бывшего лагеря был создан «Национальный мемориальный комплекс Равенсбрюк». В конце XX века был создан германский фонд «Память, ответственность и будущее», осуществляющий выплату денежных компенсаций всем оставшимся в живых гражданам, принуждавшимся национал-социалистическим режимом Германии к рабскому и принудительному труду в годы войны. В декабре 2007 года Галина Николаевна неожиданно получила письмо из германского города Фрейбурга от руководителя общества «Максимилиан-Кольбе-Верк» – благотворительной организации католической церкви в Германии, которая оказывает поддержку выжившим узникам национал-социалистических концлагерей и гетто, проживающим в странах Центральной и Восточной Европы. Организация названа именем Максимилиана Кольбе, польского монаха, который в феврале 1941 года был отправлен в концлагерь Освенцим, а летом 1941 года добровольно пошел на смерть вместо другого узника. В знак симпатии и уважения общество выслало Галине Николаевне через Сбербанк России подарок в размере 400 евро от имени своих спонсоров в Германии. Из письма Вольфгана Герснера, руководителя общества: «Никто не может стереть прошлое из памяти. Но от имени многих немецких граждан мы хотим попросить у Вас прощения за обиды и страдания, причиненные Вам немцами. Мы помним Вас».

Кирилл Афонькин, Троицкая средняя школа №1.

От редакции. Совсем недавно Галины Николаевны Ласкиной не стало. Светлая ей память…

 Человек, который не захотел стать памятником…

Вот уже 67 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы в честь советского народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Они совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти.

Моего прадеда зовут Алексей Иванович Скурлатов. Его призвали в армию в августе 1941 года. От роду ему было 19 лет. Попал в знаменитый лыжный батальон сибиряков, в лыжную разведку. Сражался на Орловско-Курской дуге. Потом – Украина. А 9 сентября 1944 года вошли в Болгарию. Вот здесь он и превратился в памятник. Это кратко.

А если подробно… Его не брали на фронт. Молод, да в очках с восьмого класса. Но в первые же дни войны испытал сильное потрясение: «Вы видели, как плачут старики? Так плакал мой отец: «Пропала Россия».

Мой прадед второй раз решил обмануть медкомиссию: «Захожу, а у меня рост 186. Вес – 86. Классика. Правда, ведь так положено? Почему-то комиссия смотрела на ноги, ступни. Спрашивают, на что жалуюсь. Ну, я тихо про зрение сказал. Спрашивают: «Сильно хочешь стать командиром?». Я в свой ответ вложил всю свою душу. Меня и зачислили».

Командиром он не стал. Но всю Европу прошел. Рассказ моего прадеда о войне часто сопровождается восклицанием: «Господи! Да какое это самое настоящее безобразие – война!».

Чаще всего вспоминает переправу через Дунай: «Ехали на полуторке. Дорога забита войсками. Стоят колонны танков, «катюш». Автобаты с боеприпасами. Переправа была колоссальная. Весь Дунай перегорожен баржами. Бомбежка шла непрерывно. Немецкие самолеты летали, как дьяволы. Правда, зенитная наша оборона была. Со стороны наблюдать отражение атаки воздушным огнем интересно. Со всех сторон, где стоят орудия и пулеметы, идут трассы конусом. Кажется, снаряды ме-е-едленно летят. Летит красный цвет. Красивейшая картина, если не знать, что это летит смерть.

Мы отступили. Увидели избушку, как наша русская хата. И знаете, кто в этой избушке оказался? Командир 135-го Сибирского полка царской армии. Ему было за восемьдесят лет. Врангелевский офицер. У него жена лет пятидесяти. Красивая. Как же они радовались нашему приходу!

Потом Мохач на Дунае, Печ – здесь долго стояли. Наши уже близко к Берлину подошли, а сюда немцы полезли. Почему? Здесь находился нефтеносный район. Где-то к 17 марта хребет им надломили.

Я ведь в рубашке родился. Лежу в окопе. Трассирующий огонь. Что это мне вздумалось посмотреть, откуда он бьет? Повернул голову. Автомат вжал в землю. Если бы я голову не повернул, пуля пришлась бы прямо в лоб. А так прошла через позвоночник в плечо. Долго в госпитале лежал. К строевой не пригоден. Перевели в автороту».

Мой прадед в молодости был высокий. Голубоглазый. Стройный. Красивый. Да! Алеша. Алексей Иванович.

Тяжкие дни переживала наша страна в последние месяцы 1941 года, спешила на помощь защитникам столицы. В зауральских городах и селах создавались новые воинские формирования, знаменитые сибирские дивизии из молодых сильных, крепких мужчин и парней. Среди них был и мой прадед Алексей Скурлатов – рослый, плечистый, с русым чубом и чистыми синими глазами, весельчак. Родом из села Налобиха Косихинского района Алтайского края, откуда родом и я. Совсем не было времени на военную подготовку. Пребывание несколько недель в городе Бийске на краткосрочных курсах молодого воина, скорее, можно назвать привыканием к армейской жизни. Надо было спешить. Враг не ждал. Военное дело и оружие пришлось изучать в вагонах эшелона, на станциях. Выгрузились в Казани. Алексей попал в запасной полк, где формировались и оснащались боевые подразделения лыжников.

Лыжное дело долго осваивать Скурлатову не пришлось. С малых лет самодельные лыжи были зимой его постоянными спутниками. На них он изъездил вдоль и поперек все кручи речки Большая Лосиха, окрестные холмы и березовые рощицы. А вот боевому мастерству на лыжах пришлось немного поучиться, но только немного: помощи ждали защитники столицы.

Лыжный батальон покинул вагоны на небольшом лесном полустанке в сутках ходу до станции Крюково. В те дни здесь шли кровопролитные бои за Москву. Войска генерала Лелюшенко добивали окруженную в Клину вражескую группировку. Им, лыжникам, тоже предстоял туда путь. В только что освобожденных окрестных селеньях Клина лыжникам долго задерживаться не пришлось. В ночь с 15 на 16 декабря 1941 года им предписывалось пробиваться дальше, на Калинин. Там тоже шли жаркие ожесточенные бои.

Батальон лыжников двигался всю ночь, скрытно от врага, лесами и кустарниками, вдоль ручьев и балок, далеко обходя деревни, где располагались вражеские гарнизоны. Взвод, в котором был Алексей Скурлатов, шел в голове цепи, вслед за разведчиками и передовым боевым охранением. Здесь были самые сильные и выносливые парни. Они по очереди пробивали лыжню в глубокой снежной целине. Об этом переходе Алексей Иванович потом так рассказывал: «До сих пор удивляюсь тем нечеловеческим усилиям, которые испытали тогда наши бойцы-новички, только что вставшие на лыжи. Девяносто километров за одну ночь по тылам, да еще под носом у врага. И сразу – в бой. Такое, наверное, было под силу только сибирякам».

Рано утром 16 декабря 1941 года лыжный батальон вышел на опушку леса, откуда открывался вид на город Калинин. Справа шел сильный нарастающий бой. Горели деревни. В городе тоже шли бои. Прямо перед лыжниками, прижавшись к окраине города, виднелся аэродром. Самолеты с черными крестами сидели неподвижно, глубоко зарывшись в снегу. Лыжники, перестраиваясь на ходу в боевые порядки, длинной цепью стремительно двинулись к аэродрому. Бой был коротким. Аэродромная служба и охрана, видно, не ожидали наступления с тыла, беспорядочно отстреливаясь и бросая технику, в панике убегали в сторону железной дороги. Алексей Иванович Скурлатов вспоминает: «Нападение было настолько внезапным, что немец не успел даже поднять в воздух ни один самолет».

Еще не успели полностью догореть подожженные самолеты, как со стороны леса и оттуда, где дымились пожарища деревень, появились боевые порядки наступающей пехоты. Лыжники тут же влились в единый поток наступающих и стремительно помчались к поселку Лоцманенко. Наступал 922-й стрелковый полк 250-й дивизии. На окраине поселка шел бой. Горстка наших бойцов отражала контратаки оккупантов.

Из окружения лыжная разведка сумела прорваться. Вообще их называли наземными десантниками. Потом шли на Волочок. Здесь моего прадеда ранили. Мать получила похоронку.

В упорных боях в южной части Калинина отличились бойцы 922-го стрелкового полка. Освобождение Калинина – крупный успех фронта. Угроза смертельной опасности столице миновала. Это была и первая победа Алексея Скурлатова.

Выбитые из Калинина немцы в близлежащих населенных пунктах создавали мощные узлы сопротивления, которые сдерживали наше наступление на Старицу и Ржев. Лыжники в числе первых пришли на помощь кавалеристам и воинам, оказавшимся в тяжелом положении 27-29 декабря. Лыжный батальон тогда понес большие потери, но Алексею суждено было остаться невредимым. И только уже у деревни Бяково, когда лыжники попали под обстрел вражеского танка, замаскированного в старом сарае, его ранило в руку и ногу осколками снаряда. В 1943 году Алексей Скурлатов был контужен на Северо-Западном фронте.

Была еще одна похоронка. При освобождении села Веревкино получил сильную контузию. Мать получила вторую похоронку. Они находятся в музее Северо-Западного фронта.

«А у меня и два дня рождения, — говорит А.И. Скурлатов. — Паспортов у нас, деревенских, не было. Мать говорила, что родился я 30 марта. Надо было получать удостоверение, вот мне и говорят: иди к врачу. Он определит тебе день рождения. Пришел, да забыл сказать, когда родился. Ну, врач и говорит: «Запомни – твой день рождения 9 августа».

Всегда, когда вспоминает бои, Алексей Иванович чаще всего говорит о павших. На каждом метре был убитый наш солдат. Такие потери. Сражался мой прадед на Орловско-Курской дуге. Потом – Украина. А 9 сентября 1944 года вошли в Болгарию. Вот здесь он и превратился в памятник. В Пловдиве надо было связь кабельную тянуть. Основная задача – копать да столбы ставить. Связь вели к Софии и далее до самого Черного моря. В Пловдиве наши подружились с болгарскими связистами.

«Мы к ним придем – они нас угощают, — рассказывает мой прадед. – Особенно запомнился связист Методи Витанов».

Мой прадед Алексей Иванович богатырь был сибирский. Еще до войны полтора центнера на себе носил. Вечерами болгары любили хороводы водить, вспоминает Алексей Иванович. Русский солдат брал под мышки двух болгар и уносился в танец.

Когда пришло время уезжать, строительство памятника русскому солдату только начиналось. На ту гору, где собрались ставить памятник, пришел однажды Методи. На одном камне написал: «Алеша». Имя полюбилось строителям, и они уже так называли скульптуру. А потом и весь Пловдив задолго до официального открытия монумента стал называть его «Алеша».

Имя Алеши – Алексея Ивановича Скурлатова – дорого болгарам: он послужил прототипом при создании знаменитого памятника советским воинам-освободителям Болгарии, воспетого в известной песне композитора Э. Колмановского на слова поэта К. Ваншенкина. Однако для россиян оно также не менее дорого: на правом фланге великой битвы за Москву, у стен древней Твери начиналась его судьба.

Шло время. Алексей Иванович трудился на Алтае, а Методи упорно искал своего друга Алешу. Писал в журнал «Огонек», на радио выступал.

Иногда, слыша о поисках, Алексей Иванович улыбался: «Смотри, точно, как у нас было в Пловдиве!», не догадываясь, что ищут его. Уже вовсю звучала песня про Алешу. Да мало ли Алеш-то было на фронте? Уральский учитель со своими учениками-следопытами отыскал Скурлатова. Пришло письмо от Методи: «О! Друг, я тебя искал».

Дальше была поездка в Пловдив. Аэропорт. Методи взялся сам определить, тот ли это Алеша прилетел. Определил – тот самый. Сделался Скурлатов почетным гражданином Пловдива. Вручили серебряную медаль, шкатулку. Сейчас она почернела, но стоит в доме у Алексея Ивановича на почетном месте.

Когда-то мой прадед ездил с женой на курорт в Варну. Чаще вспоминает встречи с фронтовыми друзьями по Белоруссии, Украине. Теперь не ездит. На что поедет мой прадед-герой?

Я спросил его, переживал ли он, когда рушили памятник Алеше. «Нет, — сказал Алексей Иванович, — меня это не касаемо. Никогда не волновало. Сами поставили, сами и снять могут».

И тут самое главное: из Скурлатова не вышло сделать ни Алексея Стаханова, ни кого другого. Он не стал памятником. Он, мой прадед, еще долго работал на тракторах и комбайнах. В 1972 году ушел строить моторемонтный завод и крайне удивлялся, когда его, допустим, дважды приглашали в новосибирскую партийную школу. Всегда в таких случаях говорил: «Что-то здесь не так. Часто приглашать стали».

Писем много мой прадед получал. Бывало, в один месяц до 200 доходило.

Так и живет до сих пор в Налобихе Алексей Иванович, не захотевший стать памятником. Каждый раз на семейных торжествах я все пытаюсь обдумать одну мысль: сумел ли я выразить восхищение своим стариком? Не забыл ли сказать те самые важные слова, которые должны быть сказаны вовремя?..

Алексей Зубарев, Алтайский государственный профессионально-педагогический колледж.

Влияние сквернословия на языковую атмосферу, интеллектуальный уровень и здоровье общества

Я не случайно выбрал эту тему, так как уже давно стал обращать внимание на то, как свирепствуют на российском языковом поле «свобода и демократия». Мы все слышим, как нарушается священное языковое табу, как снимаются речевые запреты. Зона стыда, столь характерная для русской классической литературы и нормативного языка, сужается все больше и больше. Никогда еще сквернословие не имело таких чудовищных масштабов: исписанные подъезды, заборы, автобусные остановки, сиденья в общественных местах и транспорте, даже поверхность снега. А телевизионные программы, где через «запиканные» слова прорываются нецензурные выражения. А выступления юмористов, популярных актеров, депутатов…

Постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью века, а любую болезнь надо своевременно лечить, а еще разумнее – предупреждать, чтобы она не стала пороком российского общества. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, принимающего в последнее время угрожающие размеры, формы и черты даже в детских коллективах.

Атмосфера обыденных человеческих взаимоотношений перенасыщена грубостью. На улице, в автобусе, на тренировках в спортивном зале непристойные слова стали нормой. Нецензурная брань, постоянно распространяемая изобретательными сквернословами, как вирус гриппа, заражает людей от мала до велика.

Меня заинтересовала этимология слов «скверна», «скверный», «сквернослов». Заглянув в словарь русского языка, я, к удивлению, обнаружил 11 однокоренных слов, образованных от слова «скверна», объединенных общим значением: «что-либо скверное, гнусное, порочное». Значит, «сквернословие» – это речь, наполненная неприличными словами, непристойными выражениями, бранью, а «сквернословить» – это употреблять в речи непристойные, неприличные слова и выражения. В словаре В.И. Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

А еще с помощью Интернет-ресурсов я узнал, что нецензурные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. Так, в Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием против нечистой силы. Через него люди стремились вступить в общение с ней, как бы настраиваясь на волну нечистой силы. Но при этом все знали, что бранить детей матом нельзя, их будут мучить бесы. Выражаться матом дома тоже нельзя: нечистая сила поселится в доме. Нельзя было ругаться и в лесу – леший обидится, на берегу водоема – водяной оскорбится. Где же человеку можно было выплеснуть из себя злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и пошло выражение «поле брани». Многие понимают значение этой фразы как «поле битвы». Однако значение этого выражения иное – это поле матерной ругани.

Научно подтвержденным фактом является то обстоятельство, что сквернословие является опасным для здоровья. Кроме того, оно способствует снижению интеллекта, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Группа доктора биологических наук И.Б. Белявского занималась исследованием этой проблемы в течение 17 лет. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово влияет на наши гены. Оказывается, все слова заряжены, причем зарядов только два: положительный и отрицательный. Любое скверное слово – это «минус», несущий разрушение человеческому организму.

В институте РАН кандидат биологических наук П.П. Горяев и кандидат технических наук Г.Г. Тертышный тоже занимаются изучением влияния слов на человеческий организм. Исследователи доказали, что бранные слова вызывают в человеческом организме мутации, ведущие к вырождению. Ученые изобрели аппарат, который переводит слова в электромагнитные колебания, влияющие на молекулы ДНК (наследственности). Человек сквернословит, и его хромосомы гнутся или ломаются, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать программы самоликвидации. Ученые утверждают, что мутагенный эффект от брани подобен радиоактивному облучению мощностью в тысячи рентген. Более того, эти ученые свидетельствуют, что сквернословие влияет негативно не только на тех, кто ругается, но и на тех, кто невольно вынужден слушать ругательства. А наши предки это знали. Считалось, что проклятие может убить, а доброе слово – воскресить.

В ХХ веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. На фото были кристаллы различной формы, образованные в зависимости от того, какими словами они были заряжены. Положительно заряженная вода имела красивые, четкие кристаллы, а слова с негативным смыслом, как выяснилось, даже не образуют форму. А ведь человек на 80-90% состоит из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, то что же происходит с человеческим организмом? Вот почему так мало здоровых людей в современном мире. Вот почему болеют дети, чьи родители постоянно сквернословят.

Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто сквернослов, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. А в медицине даже известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Об опасности тотального распространения нецензурных слов предупреждал А.И. Солженицын. Он писал, что сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного, не только «при посадке на загородный автобус, но и в задушевных беседах».

Село, в котором я живу, называется Троицкое. Известно, что «в июне 1914 года по ходатайству жителей заимки был собран гражданский сход, который рассмотрел вопрос об учреждении престольного праздника. Было решено отмечать престольный праздник в Троицын день, а Соснинскую заимку впредь именовать Троицкое». Таким образом, наше село имеет свои православные традиции быта, культуры, этикета, несовместимые со сквернословием. Эти традиции находят отражение в культурной жизни нашего села, в речевом общении. Нормативные речевые этикетные формулы мы слышим во время приветствия, прощания, благодарности. Они украшают общение, излучают свет, добро, теплоту, способствуют взаимопониманию.

Я исследовал в своей работе другую сторону речевой деятельности и решил воссоздать реальные картины нашей повседневной живой речи. Их я собирал путем наблюдений за словарем учащихся наших школ, знакомых, друзей, родственников, прохожих. Я прислушивался к речи тройчан в транспорте, в магазинах, на улице, в общественных местах. Особенно «колоритный» словарь мне удалось отследить у подъездов школ и на спортивных тренировках. Дети охотно подражают взрослым. Достаточно пройти по многолюдной улице в течение 20-30 минут, чтобы убедиться в том, что ненормативная лексика стала сегодня нормой общения и звучит в разговорах прохожих разного возраста.

Я попробовал разобраться в мотивах, которыми руководствуется человек, используя в речи ненормативную лексику. Провел анкетирование среди учащихся восьмых классов, их родителей, среди друзей, знакомых, соседей. Анкет было несколько.

Употребляете ли вы ненормативную лексику? Ответы: «иногда» – 54%; «часто» – 26%; «постоянно» – 10%; «никогда» – 10%.

Для чего вы употребляете ненормативную лексику? Ответы: «как средство разрядки эмоционального напряжения»; «как защиту от агрессии других людей»; «как подражание взрослым»; «не контролирую себя», «вымещаю на других свой гнев и раздражительность»; «за компанию»; «привычка»; «хочу вывести из себя, «завести» другого» и др.

По результатам третьей анкеты, 88% опрошенных относятся к сквернословию отрицательно, лояльны же всего 12%. Положительного отношения к сквернословию не наблюдается.

Четвертая анкета помогала выяснить, понимают ли опрашиваемые степень опасности употребления скверных слов. Опасно ли сквернословие? Ответы: «опасно» – 100%. Чем опасно? Ответы: «речь молодежи огрубляется»; «сквернословие ограничивает развитие человека»; «брань развращает, особенно детей»; «нецензурная речь, как и наркомания, делает человека зависимым»; «в ответ на сквернословие можно получить физическое увечье»; «сквернословие приводит к вражде, агрессии».

Пятая анкета содержала одинаковые вопросы, но опрашивались и родители, и учащиеся. Нужно ли бороться со сквернословием? «Да» – 23, «нет» – 2. Как бороться? Ответы учащихся: «воспитывать культурой», «больше читать литературы», «наказывать с детства», «наказывать штрафами», «давать премию за хорошее поведение». Ответы родителей: «глубоко изучать русский язык», «повышать общий уровень культуры», «воспитывать уважение к людям», «штрафные санкции», «воспитывать примером взрослых в семье», «пропагандировать ЗОЖ», «презирать сквернословов».

Сегодня очень важно, чтобы о разрушительной силе сквернословия узнало как можно больше молодых людей, школьников, малышей да и взрослых тоже, так как результаты анкетирования показали, что мои сверстники и наши родители не занимаются данной проблемой.

Александр Кретов, Троицкая средняя школа №1.

История села Песьянка

«Память – это ничем не заменимый хлеб насущный, без нее дети вырастут слабыми незнайками, неспособными к будущему. Без памяти, без чувства Родины, без благодарности к предкам человек – случайность на земле; и он уничтожит землю. Так давайте жить так, чтобы никто не сказал, что мы случайные на земле люди».

(В.А. Чивилихин).

О том, что такое Родина для человека, сказано в старинной мудрой русской пословице: «Человек без Родины – соловей без песни». Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Порой кажется, что интересное происходит где-то далеко. Мне хотелось бы показать, что место, где мы родились и живем, тоже достойно внимания. Достойна внимания деревня Песьянка – ее  население, история и культура.

Заселение Алтая русскими людьми шло одновременно с присоединением земель Сибири к России. Первыми проникли на территорию Верхнего Приобья еще в XVII веке казаки и служилые люди, ходившие на Алтай за ясаком, а также с военными и посольскими целями.

С XVIII века на Алтае стали возникать первые русские деревни. Богатые сибирские земли, пастбища, изобилие зверя и дичи в лесах, рыбы в водоемах, рассказы ходоков постоянно привлекали внимание жителей севера европейской части России. Такими дарами природы были наделены и окрестности лесной реки Песьянки. Первыми эти места оценили зыряне (так раньше называли народ коми), обитавшие в бассейне реки Печоры. Когда приехали первые русские переселенцы, зырян осталось очень мало, а название места, где жили зыряне, до сих пор в Песьянке называют Зырянкой.

Первыми русскими поселенцами в Песьянке в 1867 году были крестьяне из Вятской губернии Ефим Дементьевич Кочергин и Григорий Ефимович Климов (династии этих первопоселенцев живут здесь поныне). Позднее начали прибывать Симоновы, Терентьевы, Иконниковы – из той же Вятской губернии. Деревня первоначально имела названия Песьянка (по названию реки) и Шелаболиха. Второе название, вероятно, привезли с собой переселенцы. С их притоком деревня стала расширяться.

В 1904 году по административному делению Песьянка входила в состав Косихинской волости Барнаульского уезда Томской губернии. В деревне имелось 124 хозяйства, мужчин – 332 души, женщин – 348. Сельская община имела 1669 десятин земли. Имелось две мелочных лавки: Ефима Скрябина и Иконниковых. В 1904 году действовали одноклассное училище и хлебозапасный магазин на случай неурожая.

К концу мая 1920 года главной задачей была ликвидация безграмотности, невежества, разрухи, причиненной войной. Начаты занятия в Песьянской школе, которая находилась в приспособленном помещении (избушке).

24 мая 1924 года Сибирский ревком утвердил в Алтайской губернии пять округов – Бийский, Барнаульский, Рубцовский, Славгородский, Каменский – и 42 района. Села Петровской волости вошли в объединенный Большереченский район с центром в селе Троицкое.

В 1924 году сельское хозяйство приближалось к довоенному уровню, особенно в животноводстве. В Песьянке был получен хороший урожай, увеличивались посевы льна, конопли. В 1926 году на сходе крестьяне деревни решили провести восстановительные работы на мельнице Бахтина в двух километрах от деревни.

Песьянка – деревня молодая, кулацких хозяйств не было, в основном были средние. Сеяли рожь, пшеницу, овес. Посев крестьяне производили вручную, в деревне были две конные молотилки, несколько жаток-самосборок. Жители занимались и скотоводством, выращивали коней, крупный рогатый скот, овец, свиней и мелкую птицу. В зимнее время занимались промыслом в смолокурнях. Некоторые крестьяне изготавливали сани, телеги, деревянные лопаты, корыта. Всю промысловую продукцию сбывали в степные села. Песьянский лес был прекрасным охотничьим угодьем.

Коллективизация 1927-1929 годов внесла свои коррективы в жизнь Песьянки. Большереченскому району был установлен срок завершения коллективизации к октябрю 1932 года. Активисты Песьянки и уполномоченные из района почти ежедневно проводили собрания. На одном из них часть крестьян решила вступить в колхоз, который назвали «Новый труд». Председателем был избран М.И. Тимшин. В январе 1930 года обстановка в Песьянке резко изменилась. В колхозе допускались грубейшие нарушения, обобществлялось все подряд: тягловая сила, орудия производства, весь скот, птица. Начался массовый забой скота. В результате поголовье всех видов домашнего скота за январь-март 1930 года сократилось более чем наполовину. После известной статьи Сталина «Головокруженье от успехов» в Песьянке «прилив» в колхозы сменился «отливом» крестьян. В колхозе остались наиболее убежденные люди. В 1932-1933 годах в стране разразился голод. В Песьянке – тяжелый и затяжной. Смертность людей усилилась после поедания хлеба из перезимовавшего зерна под снегом. Усугубилось положение в деревне, когда вспыхнула сибирская язва крупного рогатого скота. Животноводческая ферма колхоза находилась в трех километрах от Песьянки между двух озер. Строгая изоляция спасла колхозное стадо от заражения сибирской язвой. Летом при созревании ржи в поле выходили «парикмахеры» – женщины, старики, дети. Они стригли ножницами колоски ржи, чтобы из зерна сварить кашу. Очень трудное время пережила Песьянка.

В первые дни войны многие мужчины из деревни ушли на фронт, а всего за период Великой Отечественной на фронт было отправлено более 100 человек, в том числе и две девушки – Зоя Вахрушева и Анна Ольховская. Героически сражались Николай Гаврилович Кочергин, Михаил Гаврилович Кочергин, Степан Васильевич Казанцев, Федор Васильевич Горошников, Владимир Николаевич Кулаков, Михаил Петрович Бурашников, Николай Васильевич Бобрышев, Николай Егорович Бушмелев и другие. 66 жителей Песьянки не вернулись с войны.

Титаническая работа проводилась в эти суровые годы в тылу. Павел Семенович Кочергин, получивший инвалидность во время финской войны, в 1941 году был избран председателем песьянского колхоза им. Стаханова. Женщины стали трактористками.

За последние десятилетия деревня уменьшилась по сравнению с довоенным уровнем, не стало некоторых улиц.

Песьянка существует уже 144 года, за это время сменилось много поколений. Старожилы: Игнат Павлович Голосов, Анна Сергеевна Климова, Нина Васильевна Скрябина. Жители гордятся ими и интересными людьми, которые родились, проживали и поныне живут на песьянской земле. Не одному поколению дали знания в Песьянке супруги Казанцевы. Песьянка сегодня может гордиться тем, что у нее есть свой поэт – Николай Иванович Решетников. Замечательным тружеником считают жители односельчанина Александра Николаевича Безматерных. Есть в селе целые династии, создавшие свои фермерские хозяйства, – Иконниковы и Горошниковы.

Каковы культурные традиции села? В конце XIX века переселенцы везли с собой в Песьянку свою культуру. Грамотные крестьяне знали только церковную грамоту в пределах первого-третьего классов. Крестьянская молодежь находила развлечения только в воскресные дни и религиозные праздники. В Песьянке церкви не было, а в нагорной части была часовня, где раз или два в год проводилась служба священников из Петровки.

Школа в деревне появилась в 1904 году. Здесь же в 20-х годах демонстрировали немое кино. В 1929 году построили четырехклассную школу. А с 1979 года в деревне осталась только начальная школа, но, к сожалению, и ее сохранить не удалось. Сегодня в здании школы размещается сельский клуб, руководит им Ирина Аркадьевна Овсянникова – неутомимой души человек.

Непременно отмечают песьянцы День Победы и каждый год возлагают цветы к памятнику своим односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, и вспоминают тех, кто не дожил до наших дней.

Деревня Песьянка к 1904 году, по ревизским сказкам (переписям), насчитывала 124 хозяйства, где проживало 680 человек. На сегодня в Песьянке 167 жителей.

Елена Скрябина, Петровская средняя школа.

Водонапорная башня – первое кирпичное строение Троицкого

Памятники промышленной архитектуры являются очень важными, но, к сожалению, малоизученными историческими источниками. Эта группа памятников появляется в широком объеме в конце XIX – начале XX веков и прямо связана с процессом социально-экономической мо­дернизации России. С большим сожалением можно констатировать, что эти архитектурные сооружения зачастую не рассматриваются как исторические памятники и беспощадно разрушаются людьми, ищущими дешевой наживы (разбирают на стройматериалы), либо чиновниками (отказываются содержать и ремонтировать).

Вместе с тем, в любом населенном пункте есть такие архитектурные сооружения, к которым люди привыкли и считают их неотъемлемой частью своей жизни.

Каждый, кто хоть раз был на станции Большая Речка, не мог не заме­тить это высокое кирпичное сооружение с интересными арочными и круглыми слуховыми окнами, с замысловатым куполом. Что это? Это старая и никому не нужная «водокачка».

Водонапорная башня, расположенная на территории железнодорожной станции Большая Речка, является старейшим архитектурным памятником села Троицкое, одним из самых высоких зданий кирпичной постройки. Можно с большой уверенностью предположить, что это было самое первое здание в селе, построенное из красного промышленного кирпича.

Эта водонапорная башня была возведена вместе со строительством железной дороги от станции Алтайская до Бийска в 1913-1914 г.г. Башня была предназначена в первую очередь для обеспечения водой паровозов. Водопровод от башни до железнодорожных путей был небольшим и состоял из чугунных труб диаметром от 100 миллиметров. Кран для заправки паровозов водой располагался за пределами станции, возле первого семафора, что у современной железнодорожной казармы «82 километр». Кроме этого, водонапорная башня использовалась для нужд станции и жителей близлежащих домов. До ее строительства жители брали воду для питья и хозяйственных нужд из реки и ручейков, а также из колодцев. Вода из башни была бесплатной. Для сравнения: ведро воды из водонапорной башни Новониколаевска с водовозки продавалось по полкопейки. С расширением села водонапорной башне добавилась еще одна функция. В резервуаре должен был постоянно содержаться неприкосновенный запас воды для пожаротушения.

Вопрос о том, кто конкретно построил эту башню, остается открытым. Нет документального подтверждения, но существуют различные версии ее создания. Одна из них – «уральское происхождение» башни. Она была возведена в соответствии с типовым проектом, по которому строились водонапорные башни на многих станциях железных дорог России (но больше всего на станциях бывшей Рязанско-Уральской железной дороги). Вполне возможно, что «башни-близнецы» на станциях Барнаул, Овчинниково, Большая Речка и Бийск строились одной группой каменщиков, предположительно под руководством мастера с Урала. Круговая башенная кладка очень сложна, и местные каменщики вряд ли могли с ней справиться. Кроме этого, при изучении внутреннего помещения большереченской башни было обнаружено, что в качестве перекрытий использованы уральские рельсы с надписью «ДЕМИДОВА НТЗ VIII МЦА 1904 ГОДА СТАЛ».

После революции эта водонапорная башня подвергалась проверке на устойчивость, о чем свидетельствует сохранившееся металлическое клеймо на стене башни «Точная нивелировка. Геодезический комитет ЗСНХ. 7348».

Купол башни сделан из дерева и покрыт кровельной жестью. Он состоит из нескольких пожарных окон. Вероятно, чердачное помещение башни использовалось в пожарно-дозорных целях, ведь с 1916 г. новые дома и улицы в Троицком строились параллельно железной дороге и очень плотно друг к другу, что приводило к частым пожарам.

В советское время эта водонапорная башня успешно функционировала и продолжала быть стратегически важным объектом как железной дороги, так и всего населенного пункта. В начале XXI века эта башня стала ненужной. От нее отказались старые хозяева, относившиеся к ведомству РЖД, а новые не стали ее ремонтировать и вкладывать средства на эксплуатацию. Башню стали разносить по частям, и она похожа на умирающего исполина.

С 2006 г. в привокзальном парке с. Троицкое идет строительство православного Свято-Троицкого храма. Представители церкви объявили, что берут под свое покровительство железнодорожную башню, и со временем здесь будет располагаться звонница. Будем надеяться, что свой 100-летний юбилей башня встретит в хорошем состоянии и новом православном образе.

Елена Белова, Алтайский государственный профессионально-педагогический колледж.

Предприниматель Алтухов

По данным Минэкономразвития России, удельный вес малого и среднего предпринимательства Алтайского края в общероссийском объеме составляет 1,75%, что позволяет нашему региону занимать 17-е место среди субъектов РФ.

Местный предприниматель Алексей Анатольевич Алтухов родился в 1971 году в Зеленой Поляне. Его отец всю жизнь проработал шофером в совхозе «Троицкий», мать – воспитателем в детском саду. Алексей Анатольевич в 1988 году окончил Зеленополянскую школу, без особых трудностей поступил в Барнаульский политехнический институт на автотранспортный факультет. После окончания института работал в Бийске на котельном заводе. Тогда и возникла мысль о собственном деле, о создании своего малого предприятия. Перечитал много литературы, встречался со специалистами, консультировался в сельхозинституте. Выбрал растениеводство, приобрел в аренду кормоуборочный комбайн «Полесье» и начал заготовку зеленой массы – силоса, сенажа. Взял в аренду землю и в 1999 году заключил договор с совхозом «Троицкий» о поставке продукции. В тот период всю работу выполняли два человека.

В 2000 году Алексей Анатольевич приобретает в аренду еще один комбайн марки «Полесье». В начале 2003 года договор с совхозом «Троицкий» расторгнут в связи с реорганизацией хозяйства. Встал вопрос о дальнейшем пути. На тот период уже были денежные средства, и Алексей Анатольевич начинает вплотную заниматься полеводством и свиноводством. Огромную помощь ему оказывал отец.

В 2010 году Алтухов построил ферму на 200 голов свиней и склад площадью в 500 квадратных метров. На ферме постоянно работают пять человек. В настоящее время в аренде 500 гектаров земли, есть 11 единиц техники. Склад разбит на два сектора – для ремонта техники и для хранения зерна и фуража, там же его дробят и увозят на свиноферму. В хозяйстве Алтухова выращивают для изготовления зерносмеси овес, горох, яровую пшеницу, гречиху. В хозяйстве работают квалифицированные специалисты Василий Иванович Шкуров (тракторист, комбайнер, шофер), Сергей Викторович Емеров (водитель).

Алексей Анатольевич поделился своими планами на будущее: «Ни в коем случае не уеду из родного села. На будущее планирую расширение посевной площади, расширение свинофермы минимум на 300 мест, укрепление материальной базы».

У Алексея Анатольевича хорошая, дружная семья. Жена, Светлана Валерьевна, – секретарь сельской администрации; в семье Алтуховых двое детей.

Односельчане так отзываются о нем: прижимистый, хозяйственный, любит дисциплину, строгий, смотрит в будущее.

Анна Карпенко, Зеленополянская средняя школа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.