История войны в вопросах и ответах

Недавно в передаче «Воскресный вечер с Соловьевым» кто-то из коммунистов несколько раз повторил, что в школьном учебнике истории про Великую Отечественную войну написан один абзац, и школьники про войну ничего не знают. И никто не спорил, вроде как все читали этот учебник. И я тоже поверила и негодовала по поводу этого чудовищного факта. Но оказалось, что наши школьники знают о войне немало. В этом можно было убедиться во время районной интеллектуальной игры «Одиссея разума». В преддверии юбилейного Дня Победы игра была посвящена истории войны. Методист Детско-юношеского центра М.В. Рачилина с особым вниманием подбирала вопросы. От знатоков требовались не просто знания, но и умение размышлять, сопоставлять факты.
Сможете ли вы назвать дату контрнаступления наших войск под Москвой? На фоне муссирующихся фактов о плохой подготовке Красной Армии, об ошибках военачальников, о долгом отступлении дата успешного контрнаступления удивительна – 5-6 декабря 1941 года! Через четыре месяца после начала войны! Уверенно назвали точную дату знатоки из Красноярской и Беловской школы №1. Не вызвали затруднения вопросы о наградах, учрежденных в военные годы, о летчиках-героях. Все знают Левитана и песню «Священная война». А вот имя первой женщины, получившей звание Героя Советского Союза, никто не назвал. «Зоя Космодемьянская, а кто это?» — у некоторых была такая реакция на правильный ответ.
Новинкой игры стало сопровождение ответов иллюстративным материалом. Фотографии, видеокадры и музыкальные фрагменты позволят школьникам лучше запомнить информацию. Взрослые, педагоги и счетная комиссия тоже часто узнавали новую для себя информацию. Например, мало кто знал, что Гитлер планировал стереть с лица земли Москву и устроить озеро на ее месте. Тема игры серьезная, и все же некоторые ответы вызывали у членов счетной комиссии смех до слез. Был, например, такой вопрос: «Нормальная работа Эрмитажа во многом зависит от потомков пяти тысяч сибиряков, прибывших в конце войны в Ленинград специальным эшелоном. Кто эти сибиряки?». Среди ответов был такой – студенты. А верный ответ дали только авторы вопроса (Беловская школа) и знатоки Троицкой школы №2. Сибиряки, спасшие Эрмитаж от нашествия крыс, – это кошки. После блокады в Ленинграде не осталось кошек, пришлось везти из Омска, Тюмени, Иркутска. И был еще вопрос, ответы на который вызвали смех у всех, даже у расстроенных знатоков. Во время Сталинградской битвы на Саратовский авиазавод приехал с набитым мешком колхозник и попросил директора об услуге. Удивленный директор созвонился с секретарем обкома, тот – со штабом ВВС. Вскоре из штаба пришла инструкция по оказанию этой услуги. О чем просил колхозник? Зачитывая вопрос вторично, М.В. Рачилина выдала подсказку – колхозник приехал с мешком денег. Но одна из команд не услышала и предположила, что колхозник привез на завод детали самолетов. Другая команда решила, что он просил устроить его на завод. Несколько команд, приехавших из сел, где есть крепкие фермерские хозяйства, предположили, что колхозник заплатил за обработку (опыление) полей. А пожилой колхозник Ферапонт Головатый купил два самолета! Для фронта, не для себя. Он внес 200 тысяч рублей на постройку самолетов. Такие большие деньги он выручил за продажу безумно дорогого в те годы меда.
В каждом туре игры было по десять вопросов. В полуфинале лучшими были знатоки Пролетарской (шесть правильных ответов) и ТСШ №2 (пять правильных ответов). В финале знатоки второй школы уверенно «брали» трудные вопросы и обошли всех, набрав 5 баллов. В итоге у них 10 баллов, у пролетарцев – 9, у ельцовских знатоков – 7,5. Лучшей командой стала команда ТСШ №2.
Расстроили две команды (позвольте их не называть), из 10 вопросов ответившие только на один. Понятно, что пробелы в их знаниях велики. Может, именно в этих школах и учатся по тому самому учебнику, о котором говорили коммунисты, гости В. Соловьева? Во всяком случае, если они хотят быть достойными памяти своих прадедов, им стоит больше читать о войне.
Был еще и конкурс среди лучших игроков. С результатом 5:6:7 соответственно вперед вырвались знатоки Загайновской, Троицкой №2 и Пролетарской школ. Лучшим из лучших стал Павел Черепанов (Пролетарская школа).
Когда организаторы спросили всех участников, какой же вопрос был, по их мнению, самым интересным, все назвали вопрос о сибирских кошках. Это мнение совпало и с мнением жюри, которое вручило Беловской школе диплом за лучший вопрос.
Не были заданы интересные запасные вопросы про скрепки паспортов, выдававшие немецких шпионов, про грамматические ошибки, путавшие немецких дешифровальщиков, про Второй фронт. Всем, кому интересно, загляните на сайт Троицкого ДЮЦ, где выставлены вопросы и ответы «Одиссеи разума».
Все победители получили дипломы и памятные подарки. Спонсорами мероприятия выступили педагоги и методисты Троицкого ДЮЦ.
День Великой Победы приближается, надо к нему готовиться. И наша «Одиссея разума» в этом чуть-чуть помогла.
Елена КОЛЫХАЛОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.