Из простой крестьянской семьи…

Мне хочется оставить потомкам рассказ-воспоминание о моей жизни, ведь плохо, когда забывают, что на свете жил человек…

Родился я 12 февраля 1930 года в горах Алтая, селе Демино Солонешенского района, в простой крестьянской семье. У родителей я был третьим ребенком, старше меня – братья Петр и Иван, а после шли Василий, Сергей, Афанасий и Николай. Были и две сестренки, но они умерли в младенчестве.

Моя родная деревня находится в благодатной местности, где красивая, богатая природа с чистым, лесным, горным воздухом, а прозрачная ключевая вода не замерзает даже в зимние морозы. А сколько рыбы было в реке! Основал село в 18-м веке Андрей Демин, переселенец из западной России. Облюбовал он глухое таежное место, а следом стали селиться здесь и другие люди. Природа могла прокормить всех.

Мои отец и мать были работящие, уважаемые в селе люди, прожившие вместе без малого 70 лет. Отец, Александр Васильевич, был мастер на все руки: и по дереву, и по железу работал. В Великую Отечественную войну воевал четыре года, домой вернулся израненный. Работал всю жизнь за четверых, но богатства не нажил и умер скоропостижно в старенькой избушке на печи – остановилось изношенное сердце. Но до последней своей минуты разговаривал с женой, нашей мамой, Мариной Филипповной. Мама была добрая, трудолюбивая, выносливая женщина. Шесть лет она возглавляла ревизионную комиссию хозяйства. В войну была председателем колхоза, но не только руководила, а вместе с другими трудилась в поле, выполняла всякую другую работу. Как и отец, мама имела правительственные награды.

Первые двадцать лет моей жизни прошли в родном селе Демино, где я окончил четыре класса школы, любил лазать по горам, бегать в тайгу. В армию меня не взяли из-за болезни. Когда шла война, меня отправили жить к бабушке в село Хабаровка Онгудайского района, где я отучился в пятом классе. Шел 1942 год, отец на фронте, брат Петр – в армейской «учебке», брат Иван – в ФЗУ. Мама с нами, ребятишками, переживает голодные трудные военные годы. Афанасий был тогда совсем маленьким, и отец велел отправить меня к своей матери, нашей бабушке. И вот я, двенадцатилетний мальчишка, отправился за четыреста километров из родного села в Хабаровку пешком, как только закончился учебный год. Шел через Семинский перевал, расстояние от одной деревни до другой огромное, и пришел я как-то в населенный пункт уже поздно вечером. Кругом темнота, смотрю, в одном доме огонек горит, – оказалось, это колхозная контора. Народу битком – шло заседание, свет тусклый. Не знаю, как, но оказался я под стареньким диваном, где и уснул, усталый и голодный. Утром меня разбудила уборщица, выслушала мой рассказ, кто я, откуда и куда направляюсь. Накормила меня, дала в дорогу продуктов, и отправился я дальше…

Моя трудовая жизнь началась в 1944 году, ведь именно тогда я, будучи подростком, устроился на работу в колхоз. А когда после войны вернулся домой отец, я вместе с ним начал трудиться в колхозной кузнице. С тех пор и всю свою трудовую жизнь я работал с железом.

После войны колхоз купил одноцилиндровый нефтяной двигатель, и мне доверили работать с ним на обмолоте снопов, в течение всей зимы этот двигатель вращал механизм молотилки МК-1100. Раньше молотилку запускали в работу при помощи лошадей через особый механизм. Когда я работал в селе Устьянка в колхозной кузнице, сконструировал и сделал аэросани: на трех широких лыжах установил двигатель от мотоцикла ИЖ, пропеллер сделал из крепкой березовой древесины. И вот в один прекрасный воскресный день решил я свое изобретение продемонстрировать – проехаться по деревне! Очень много народу собралось тогда посмотреть на мои сани, ведь никто про них не знал, делал я их в свободное от работы время.

А когда работал слесарем в ремонтной мастерской, там же, в Устьянке, конструировал и делал самоходные телеги. Двигатель – тракторный пускач ПД-10, коробка передач и руль – с автомобиля ГАЗ-51, задний мост-дифференциал и рессоры – с сельхозмашин, электрооборудование и кабина – с трактора Т-24, кузов самодельный. Сделав и продав три такие самоходные телеги, на вырученные деньги я купил первую свою машину «Жигули». Начал я делать и четвертую телегу, но отдал ее зятю, который «довел до ума», усовершенствовал и пользуется ей до настоящего времени.

В 1950 году я выучился на тракториста в Солонешном, начинал работать еще на колесном тракторе СХТЗ. Летом работал на полях, а зимой вращал механизм молотилки, но уже не двигателем, а трактором. У него  был специальный шкив от вала отбора мощности.

В 1951 году в степных районах была сильная засуха, и чтобы спасти скот от бескормицы, его перегоняли ближе к горам. Вот и к нам в Демино пригнали скот из села Устьянка Локтевского района, и я познакомился с доярочкой, сопровождавшей буренок, Надей Шуршиковой. Начали мы встречаться, в феврале 1952-го поженились, а осенью этого же года уехали жить к ней на родину. Там, в Устьянке, у нас родились дети: Люба, Тамара и Павел. Прожили мы с женой больше пятидесяти лет, отпраздновали золотую свадьбу, но десять лет назад моей супруги не стало… Надя была для меня хорошей женой, для детей и внуков – любящей матерью и бабушкой, для людей – внимательной собеседницей. А еще она очень любила и хорошо пела песни.

Жили и работали мы не только в Демино и Устьянке. В 1963 году переехали в совхоз «Новосибирский», подсобное овоще-молочное хозяйство от Новосибирского облисполкома. В этом хозяйстве работы было очень много, жизнь была трудная. Я работал механизатором и мотористом в моторном цехе и слесарем в ремонтной мастерской, выучился на комбайнера, затем – на шофера, развозил овощи и молочные продукты по всему Новосибирску. Супруга работала в стройцехе, на парниках, швеей в пошивочной мастерской, и, несмотря на тяжелый труд, она участвовала в художественной самодеятельности.

Сказать честно, жить в этом совхозе было нам в тягость, и в 1971 году мы вернулись в Устьянку. Колхоз дал нам новый деревянный дом. Стал я работать, как говорят, куда пошлют: в кузнице, механизатором, учетчиком, слесарем. Когда купили новый МТЗ-50, руководство колхоза доверило мне получить его в «Сельхозтехнике», а затем и работать. В 1974-м пришлось мне освоить «Кировец», и когда в мае этого же года колхоз приобрел первый свой К-700, мне вновь поручили получить трактор в «Сельхозтехнике». Это доверие было почетно, чему я, конечно же, был очень рад. Трактор я получил с прицепной двенадцатитонной телегой, возил грузы, на полях работал и отработал на К-700 почти до самой своей пенсии. А когда стало барахлить здоровье, перешел работать учетчиком, потом слесарем в ремонтные мастерские, водителем бензовоза, автомехаником. Иногда приходилось подменять завгара. На пенсию я вышел в 1990 году, но еще три года работал слесарем в школе, а всего у меня 48 лет трудового стажа. Присвоили мне звание «Ветеран труда», затем «Ветеран Великой Отечественной войны» за работу в тылу, награждали юбилейными медалями к годовщинам Победы.

В Троицкое мы с супругой переехали вслед за детьми в 1997 году. Когда не стало моей Надежды, одному приходилось очень тяжко. Еще при жизни Нади мы дружили с женщиной, Ниной Васильевной, вместе справляли праздники, общались. Она одинокая, я одинокий, вот и решили жить вместе. Дети и внуки нас не забывают, навещают, а у меня есть уже и правнуки. И я благодарен Нине Васильевне, что она рядом. А сколько нам еще жить придется – один Бог знает…

Почти все мои братья уже ушли в мир иной. На этом свете остались только мы с Афанасием. Он живет в Бийске, мы общаемся по телефону и встречаемся с ним.

А. Шипунов, с. Троицкое.

0 комментариев для “Из простой крестьянской семьи…”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.