Как управлять деньгами – вопрос не праздный

Финансовая грамотность
В Алтайском крае в рамках проекта по финансовой грамотности в течение года проходило много мероприятий.
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов РФ совместно с Всемирным банком в девяти регионах России, в том числе и в Алтайском крае. В нашем регионе, кстати, действует государственная программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае» на 2014-2016 годы.
Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам. Целевые группы проекта – школьники и студенты как будущее экономически активное население страны, а также взрослое население с низким и средним уровнем дохода.
О том, что такое финансовая грамотность и для чего экономическое образование необходимо современному человеку, студенты Троицкого агротехнического техникума рассуждали во время дискуссии на тему «Финансовая грамотность – путь к успеху», которую подготовила и провела для них преподаватель экономических дисциплин О.В. Семенова. В дискуссии участвовали студенты с первого по пятый курс, некоторые из них являются членами молодежного бизнес-клуба «Результат».
Олеся Валерьевна при объяснении темы обратила внимание присутствующих на то, что в настоящее время быть финансово безграмотным очень рискованно, и попросила студентов перечислить наиболее актуальные, на их взгляд, проблемы современной экономики. В числе таких проблем были названы безработица, обесценивание рубля, низкая оплата труда, неконтролируемый рост цен. Говорилось и о мероприятиях государства и правительства, связанных с введением санкций.
-А кто из вас может назвать уровень инфляции на данный момент в России?
Этот вопрос преподавателя вызвал небольшое затруднение, но не потому, что студенты не могли назвать конкретную цифру, а потому, что даже без знания экономических законов видно, что официальный показатель инфляции (около 10%) далек от реального, который гораздо выше.
Во время дискуссии ее участники проявили не только хорошие знания в области экономических дисциплин, но и показали, что они неплохо ориентируются в современной экономической ситуации. Среди последствий негативных явлений в экономике были названы даже такие, как стрессы, ведущие к возникновению сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.
Живое обсуждение вызвали вопросы, связанные с ростом безработицы и обострением в связи с этим проблемы поиска работы, с которой студентам старших курсов предстоит столкнуться уже в самом ближайшем будущем. Перед молодыми людьми была поставлена следующая задача – представить, что они уже вступили во взрослую жизнь и рассказать, с чего они планируют начать поиск работы. В итоге беседы выяснилось, что путей на самом деле очень много, главное – не сидеть на месте и проявлять активность в избранном направлении. Можно начать с посещения Центра занятости, а можно сразу написать резюме и поместить его на соответствующих сайтах Интернета. Попутно можно действовать через знакомых, в общем, «как сообразишь». Проблему поиска работа может осложнить ситуация, связанная с продолжением обучения в заочной форме.
Интересно, что участники дискуссии часто затрагивали психологические проблемы. Понятно, что, становясь даже на короткое время вынужденно безработным, каждый из нас в той или иной мере переживает стресс. А если подобная ситуация затянется и просто выбьет человека из жизненной колеи? Это для некоторых может закончиться очень плохо. А вот грамотный подход к проблемам экономики помогает понять, что у безработицы, кроме очевидных минусов, есть также свои плюсы, один из них – это наличие свободного времени, которое, если им грамотно распорядиться, можно использовать в своих интересах, в частности, для повышения уровня образования.
Понятно, что есть объективные трудности, которые сильно усложняют трудоустройство молодежи. Например, наличие определенного опыта работы, который надо каким-то образом приобрести уже к моменту окончания учебного заведения. Но безвыходных ситуаций не бывает, и отрадно было видеть, что студенты, в том числе и старшекурсники, настроены довольно оптимистично.
А дискуссия плавно перешла к следующему жизненно важному для молодого специалиста вопросу:
-Устроившись на работу, вы встанете перед проблемой приобретения жилья и, возможно, столкнетесь с необходимостью получения кредита. Существует несколько его разновидностей, но нас как физических лиц интересуют в первую очередь два – ипотечный и потребительский.
Затронув тему условий кредитования, студенты вместе с преподавателем обсудили, почему дифференцированные платежи по кредиту являются наиболее предпочтительными для заемщиков, объяснили, что такое «скрытые проценты» и как их увидеть в кредитном договоре, где они написаны самыми мелкими буквами.
В том, что следует очень внимательно читать кредитный договор, многие люди, к сожалению, часто убеждаются слишком поздно. А ведь это необходимо делать в своих собственных интересах. И это еще один довод в пользу того, почему нужно обладать финансовой грамотностью.
Интересно, что участники дискуссии самостоятельно сделали вывод о том, что кредит – это не панацея, и в такой неустойчивой экономической ситуации, как сегодня, надо по возможности стараться воздерживаться от кредитов, хотя в период экономической стабильности кредиты – вполне нормальное явление для современного общества.
В завершение мероприятия студентам был предложен небольшой тест на определение уровня своей финансовой грамотности, в процессе выполнения которого нужно было не только выбрать правильные варианты ответов на поставленные вопросы, но и решить небольшую экономическую задачу. Все участники дискуссии успешно справились с заданиями, правильность выполнения половины из них составила 100%, остальные участники набрали от 60 до 80%.
Студентам предложили также письменно ответить на вопрос, что они понимают под грамотным финансовым поведением, и каждый из них попытался дать свое определение этого непростого понятия.
Мария, 1 курс: «Это означает, что человек может грамотно поступать со своими финансами либо капиталом и правильно распределять свои возможности».
Галина, 3 курс: «Это правильное ведение семейного бюджета, расчет доходов и расходов, наличие знания экономических законов».
Никита, 3 курс: «Это правильные и своевременные действия человека, связанные с его сбережениями, имуществом, вкладами и наличными деньгами».
Сергей, 2 курс: «Это откладывание денег на черный день».
Дмитрий, 2 курс: «Это правильные действия, связанные с денежными средствами».
Алена, 3 курс: «Это тщательное изучение человеком экономического положения в своем регионе и в стране в целом, в соответствии с которым он делает определенные финансовые вложения».
Дмитрий, 5 курс: «Это цель человека, направленная на повышение своего благосостояния. Экономика не стоит на месте, и следует постоянно повышать уровень своих знаний».
Можно сказать, что современным школьникам и студентам просто повезло в том плане, что у них есть прекрасная возможность познакомиться с азами экономических знаний еще до начала будущей взрослой жизни. Экономические знания, полученные на уроках обществознания в школе, им помогают углубить преподаватели экономических дисциплин в средних и высших учебных заведениях. И в нашем Троицком агротехническом техникуме этому уделяется большое внимание. Как уже упоминалось, здесь существует бизнес-клуб, которым руководит О.В. Семенова, а в начале учебного года во всех без исключения группах проводятся традиционные информационные часы, посвященные финансовой грамотности.
А что знаете о грамотном финансовом поведении вы? Пройдите онлайн-тест «Умеете ли вы управлять деньгами?» на сайте www.вашифинансы.рф.
Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.