«Кина не будет», или Три буквы – под запрет

1 июля вступил в силу новый закон, запрещающий использование ненормативной лексики в теле- и радиоэфире, в кинопрокате и при публичном исполнении произведений искусства (концерты, шоу, развлекательные программы). Аудио- и видеопродукция, содержащая нецензурную брань, должна продаваться в специальной закрытой упаковке с наклейкой о наличии ненормативной лексики. Теперь любители острого словца не смогут публично материться в кадре и на театральных подмостках. Такие нововведения вызвали неоднозначную реакцию кинематографистов, театральных деятелей и ценителей искусства. Не пострадает ли от этого табу отечественное кино? Опасения, конечно, имеются. До каких мер только не доходит Госдума, чтобы воспитать в современной России высокообразованных, интеллектуальных и  нравственных граждан… Не вызовет ли этот закон обратную реакцию? Как это ни банально, но на всякий запрет есть большой спрос.

 Артхаус – под замок?!

Фильмы, содержащие в себе ненормативную лексику и сквернословие, будут лишены лицензии на прокат. Это говорит о том, что нашумевшие кинокартины, которые мы так хотели бы посмотреть, могут положить на полочку или отправят на переозвучивание. Вот тут-то могут рухнуть надежды некоторых кинематографистов. Если оценивать современное отечественное кино, то оно не из лучших, не самой высокой пробы. Большинство демонстрируемых фильмов в кинотеатрах и по телевидению – кассовые фильмы. Купив билет на киносеанс, зритель зачастую может созерцать очередные низкокачественные пародии на голливудские блокбастеры или слащавые мелодрамы. Некоторые режиссеры глаголят о том, что настоящее кино в России – это артхаус. Независимый кинематограф производит фильмы, не рассчитанные на широкую публику. Он славится своими авангардными подходами к созданию сюжетных линий, образов киногероев, передаче авторского замысла, а также отражению всех граней реальности. Иным словом, подобные фильмы рассчитаны на думающего зрителя, на любителя «поработать мозгами». В них жизнь показана во всех красках правды. Поэтому употребление ненормативной лексики в этом направлении кинематографа не является исключением. Под угрозой оказались не только творения режиссеров артхаусной ниши, но и специализированные кино-клубы и залы, организующие показы фильмов данной категории. Артхаус под давлением таких метаморфоз может утратить свою уникальность и своеобразие.

 Госпожа Фемида рубит сплеча…

На всякое преступление имеется наказание. Так, сквернословие в кинопродукции, театральных постановках и публичных выступлениях приравнивается к административному нарушению, за которое по закону полагается штраф: для граждан – от 2 до 2,5 тысячи рублей; для должностных лиц – от 4 до 5 тысяч рублей; для юридических лиц – от 40 до 50 тысяч рублей. Исключения из правил распространяются на фильмы, демонстрируемые по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению, показы зарубежной кинопродукции на международных кинофестивалях на территории России. В случае повторного нарушения штрафы увеличиваются вплоть до дисквалификации должностных лиц и приостановления деятельности юридических. За показ запрещенного кино грозит штраф от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, в случае повторного нарушения штраф возрастет вдвое или прокатная деятельность будет приостановлена на срок до трех месяцев. Выявлять факты «особо тяжких преступлений» в кинематографе будут сотрудники Роспотребнадзора.

С выходом закона «О запрете ненормативной лексики в произведениях искусства» культурная элита разделилась на два лагеря. Одни убеждены в том, что этот закон уничтожает творческое начало и идеи режиссера, другие твердят о том, что ненормативная лексика – это негативное явление в современном социуме, а искусство должно демонстрировать только положительные моменты и подавать примеры.

Так, режиссер Андрей Звягинцев, последний фильм которого «Левиафан», содержащий ненормативную лексику, получил приз за лучший сценарий на 69-м Каннском фестивале, выступает против запрета ненормативной лексики в искусстве. До выхода закона кинокартине грозили переозвучка и удаление кадров с нецензурной бранью, но есть одна немаловажная деталь. Фильм был создан при поддержке Министерства культуры РФ. Получается так, что государство финансирует очередной «шедевр» и вводит на него запрет?! Но после долгих раздумий все-таки чиновники решили дать лицензию на показ «Левиафана».

«Закон нуждается в оценке экспертов, так как у нас часто решения принимаются людьми, которые не являются профессионалами в конкретной сфере», — сказал Звягинцев, отметив, что выход «Левиафана» в прокат планируется в сентябре. Сам патриарх российского кинематографа Никита Михалков считает, что данный закон некорректен по отношению к искусству и в него нужно вносить изменения. Тут с ним нельзя не согласиться. Господа, кино ведь искусство! Оно является отражением действительности и, как красота, требует жертв. Как заметно, реальность человеческого бытия далеко не соответствует идеалистическим представлениям об устройстве мира, и мат в ней имеет место быть. Сухое морализаторство и подобные законы порой неуместны в искусстве. Это убивает концептуальные замыслы, идеи режиссеров, художников, композиторов и т.д. Ничего не напоминает? «Соцреализм – искусство для народа!». Курс современной политики государства направлен на прощание с достижениями пролетариата, который стремился к «светлому будущему». Противоречиво, не правда ли? Оценивая настоящее отношение к культуре и искусству, стоит сказать, что нашему государству важнее «базис», а не «надстройка». Иначе – искусство должно выполнять госзаказ.

С введением закона новосибирцы попрощались с нецензурной бранью на официальном празднике и попытались доказать, что маты легко можно удалить из пьесы любого знаменитого классика, театральные подмостки согласны исполнять волю государства, а Мединский (министр культуры РФ) собственноручно запечатывал бы книги, содержащие ненормативную лексику, в пакеты.

Не стоит забывать, что мат используется в контексте, например, как средство выражения крайнего состояния человека. Правильное и уместное использование ненормативной лексики в произведениях тоже является своего рода искусством. Нельзя представить, как в фильмах о войнах или батальных сценах бравые солдаты, идущие в атаку, разговаривают на языке Бальмонта или Шекспира – вместо «Ядрена вошь!». Но какими бы кардинальными ни были меры наших верховных кругов, все-таки творческая энергия сильнее и неподвластна законам, а запретить мыслить и создавать фактически невозможно.

Дмитрий БУДКОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.