«Молодость. Война. Любовь»

Этот спектакль привезли на краевой фестиваль юные артисты из Беловской школы.

Усатые мушкетеры, скоморохи, шаман, барышни в кринолинах. Мы на фестивале детских театральных коллективов «Карета». С девяти утра юные артисты заполнили фойе и зрительный зал Молодежного театра Алтая, без робости репетировали на одной из лучших сцен края. Осветитель и звуковик выполняли все желания режиссеров детских коллективов. Мы тоже пожелали выставить свет, и профессиональная техника воплотила все наши фантазии. Такие бы возможности да нашему «Театральному серпантину»! Пора уже объяснить, кто это «мы», и рассказать о фестивале. Мы – театральный коллектив «Настоящие артисты» Беловской средней школы и автор этих строк. «Настоящие артисты» не смогли приехать на районный фестиваль, но так потрясли методистов Детско-юношеского центра и педагогов из школ района, увидевших спектакль на семинаре классных руководителей, что было решено представить спектакль на краевом фестивале. Тем более, что коллектив-победитель «Театрального серпантина» не нашел возможности поехать на «Карету».

Фестиваль проходил по двум номинациям: «Художественное слово» и «Драматический коллектив». На вторую номинацию заявилось 30 коллективов! Так что «Карета» ехала три дня. Первые два дня – показы, третий день – награждение. Признаюсь, испытание это способен выдержать только любитель и ценитель театра. С десяти утра до десяти вечера шли показы. Наш спектакль был самым коротким – 14 минут, остальные – не менее 40, некоторые – по часу. Предварительный отбор участников прошел только в районах, зональных этапов не было, поэтому уровень спектаклей был разным.

Когда я начинаю рассказывать о краевом фестивале, завсегдатаи районного «Театрального серпантина» перебивают и начинают сетовать: «Ах, там ТАКИЕ костюмы, а у нас вечно нет денег!». На «Карете» ТАКИХ костюмов не было. Все в пределах возможного. Но при условии соблюдения стилистического единства и цветовой гаммы приятное впечатление производят и обычные шорты с футболками, многие артисты были в черных гимнастических костюмах. Коллективы приезжали на поездах и рейсовых автобусах, поэтому и громоздких декораций не привозили. Зато каждая деталь обыгрывалась – знаменитый «Улей» из Поспелихи ограничился узкой домотканой дорожкой с солнышком, свисавшей от арлекина до пола. Ножками стола «работал» мальчик, ложившийся на спину и державший на руках и ногах столешницу – очень ловко, почти незаметно стол появлялся и исчезал. А вот деревоплита с нарисованной печью и горшками, стол с посудой сразу выдали непрофессионализм театральной труппы – и точно, спектакль мы увидели неинтересный.

В семь вечера дождались, наконец, своей очереди малыши, сыгравшие спектакль «Три мушкетера». В первой половине дня они, сверкающие стразами и мишурой, в ярких костюмах, важно расхаживали по фойе и усы, приклеенные и нарисованные, лихо закручивались вверх. К полудню девочки накинули на оголенные плечики куртки, мальчишки притихли. Их, слегка поникших и очень уставших, было жаль. Но вот она, магия театра: спектакль начался, и голоса зазвенели, барышни кокетливо поводили озябшими плечами, а Портос своей энергией восхитил всех! Конечно, 10-12-летние король, мушкетеры, кардинал и прочие известные герои смотрелись комично, даже вспомнился мультик о не то собаках, не то котах-мушкетерах, но они так задорно сыграли, что сорвали дружные аплодисменты. Аплодировали всем, но кто-то удостоился нескольких вежливых хлопков, а кто-то – настоящих аплодисментов.

К восьми вечера закрылся последний буфет, да и денег в карманах не осталось. Жюри сократило время обсуждения с 20 до 10 минут, руководители последних по очереди спектаклей сдружились и иронизировали над своим бедственным положением. Тринадцатой была объявлена пьеса «Так погиб Гуска», и по поводу названия было много шуток. Наиболее удачная – хорошо, если Гуска погибнет за 40 минут, а если начнет сопротивляться? Ну вот никак не хотелось почти час наблюдать за гибелью неведомого Гуски. Зато после первых же минут действия народ замер, и никто зал не покинул. На сцене девять человек, у каждого свой характер и почему-то каждому веришь. Впрочем, понятно, почему – артисты отлично перевоплотились в своих героев. Из декораций только двустворчатая ширма, хотя действие происходит в доме и на лугу. Сорок минут происходящее на сцене удерживало наше внимание, я завидовала мастерству и режиссера, и костюмера, и ребят-артистов. Несколько кадров удалось снять на видео, думаю, что их с интересом посмотрят артисты и режиссеры наших школьных коллективов.

После восьми часов жюри перестало обсуждать каждый спектакль отдельно. «Настоящим артистам», конечно, и самим видны мелкие недочеты в своем спектакле, но так хотелось услышать мнение компетентных людей. В состав жюри входили: Е.Ф. Шангина, доцент, заведующая кафедрой театральной режиссуры АлтГАКИ, кандидат искусствоведения, Ю.А. Юрьева, ведущая актриса Алтайского краевого театра для детей и молодежи, В.В. Павлов, режиссер Алтайского краевого театра кукол «Сказка». И вот, наконец, около десяти вечера беловские артисты вышли на сцену.

Спектакль «Молодость. Война. Любовь» без слов. Два главных героя – Он (Антон Комаров) и Она (Валентина Камболина). Вчерашние школьники, в чью судьбу ворвалась война. Сюжет прост: Она возвращается поздно вечером с работы домой, берет фотографию и вспоминает. Ее воспоминания мы видим на экране – короткие эпизоды первого свидания, школьный урок. Она берет чайную чашку и вспоминает, как наливала Ему чай, как они смеялись. Она вспоминает и плачет. Вдруг стук в дверь – принесли письмо. Она всматривается в строки, а на экране – Он в блиндаже при неверном свете огарка свечи пишет это письмо. Мы слышим текст от героя. И тут врываются посланники смерти – девушки в черных одеждах. Они вовлекают в свой танец героиню, жесткий ритм завораживает, подчиняет ее. Все заливается то трагическим черным, то тревожным красным светом. Но любовь и вера сильнее смерти. Героиня отталкивает незваных гостей и остается одна. И вот объявление Победы. И в дом входит Он. Где-то высоко тихо звучит «Просто ты умела ждать, как никто другой».

Очень сложный по структуре спектакль. Мне хотелось узнать, как профессионалы отнесутся к форме спектакля – единству двух картинок – реальной и видео. Замечания жюри: у героини одна эмоция – страдание, а сюжет позволяет продемонстрировать всю гамму чувств – светлую печаль  воспоминаний, опустошенность после провода любимого на фронт, страдание ожидания и радость встречи. Музыку для танца рекомендовали подобрать либо инструментальную, либо с русскоязычным текстом. Ю.А. Юрьева сказала: «Мне очень понравились ваши девочка и мальчик, они справились с ролями. Очень хорошо!». Е.Ф. Шангина похвалила танец: «Вы пригласили хореографический коллектив? Нет? Танец удачно вписался в канву спектакля, не был отдельным номером, как это часто бывает. И танцуют девочки замечательно!». Слова завкафедрой театральной режиссуры, кстати, пример того, что у профессионалов могут быть противоположные мнения: жюри отборочного тура районного фестиваля «Салют Победы» дало низкую оценку этому танцу. И еще Е.Ф. Шангина сказала, что подобное введение в спектакль фильма – очень современный, хотя на сегодняшний день и очень редкий прием, поскольку сложный.

Высказывая замечания, члены жюри говорили «Сделайте, измените», предполагая, что «Настоящие артисты» еще не раз выйдут к зрителям с этим спектаклем. И вопрос про приглашенных танцоров тоже неспроста – они считают, что «Настоящие артисты» — это настоящая театральная студия, имеющая свою историю, и позволяющая себе такую роскошь, как приглашение танцевального коллектива. Трудно представить, что спектакль (не только наш, но и некоторые другие, представленные на «Карете») ставят непрофессионалы, организаторы школ, загруженные сверх меры делами и находящие 25-й час в сутках на постановку детских спектаклей. Большая часть коллективов, приехавших на фестиваль, – именно студии пластического, кукольного, музыкального  или драматического театра. В фойе их выдают раскованность и подчеркнутое невнимание ко всем остальным юным артистам, а на сцене – талантливая игра и интересная режиссура. Ими восхищаешься, им завидуешь. Но, поверьте, даже мне, при всем моем скептическом отношении к спектаклям, созданным школьными коллективами, собранными «на раз» для фестиваля или школьного вечера, «Молодость. Война. Любовь» представляется очень талантливо сделанным. Приятно было услышать то же самое от профессионалов – членов жюри. Верится, что его постановщики – Т.В. Старкова, режиссер (школьный организатор), Е.И. Бабаева, хореограф, продолжат работу с одаренными детьми и, возможно, создадут студию. Беловские артисты, думаю, сумели ощутить притяжение сцены и готовы к новым постановкам. Как обычно в подобных случаях, их могут остановить только отсутствие денег. Но Татьяна Васильевна умеет придумывать малозатратные спектакли, в которых отсутствие богатых костюмов и декораций с лихвой компенсирует нестандартная режиссура.

У фестиваля «Карета» немалый, по нашим меркам, оргвзнос. Одну треть расходов на поездку на фестиваль оплатил комитет по образованию, остальное – сами беловцы. Мы очень благодарны администрации района, предоставившей транспорт, и особенно – водителю. Сергей Владимирович Щербань не проявил ни капли негодования или недовольства, не торопил нас, хотя 13 часов ожидания для него были малоприятны.

И еще для сравнения. «Театральный серпантин» становится испытанием для многих культурных людей. Хлопанье сиденьями, бесконечное хождение по залу во время спектакля, шум разговоров и шуршанье обертками – постоянные атрибуты нашего фестиваля. На «Карете» тоже все ходят по залу, но акустика там такая, что шаги почти не слышны, да и ходят все на цыпочках. И сиденьями не хлопают! И шума от разговоров нет, потому что если надо поговорить, можно совершенно бесшумно выйти. Это правильно, ведь силой приобщать к искусству, даже если оно и высокого качества, не стоит. Коллективы располагались в учебных кабинетах краевого ДЮЦ, и к концу дня урны были переполнены, мусор валялся рядом. И у нас, к сожалению, то же…Открытие фестиваля произошло минут на сорок позже объявленного, что затянуло и без того длинную программу. А ведь это краевой уровень! При регистрации, а мы приехали в девять, чтобы быть в числе первых, выяснилось, что жеребьевка прошла заранее, мы предпоследние. Некоторым коллективам сообщили заранее номер выступления, и они не спешили. Почему же нас не предупредили, ведь мы неоднократно разговаривали с организаторами по телефону? Да так как-то получилось, ответили нам.

Все прочее негодование не вызывало, напротив. Ведущая – красивая, с хорошо поставленным голосом. Все технические работники – к нашим услугам, и безо всяких там капризов и «это невозможно». Жюри, отработавшее накануне 11 часов, к концу второго дня сохраняло доброжелательность и внимание. Работало два буфета, все было очень вкусно.

Гран-при фестиваля получил спектакль, показанный в первый день, мы его не увидели.

Елена Колыхалова, директор ДЮЦ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.