Современных детей отличают высокий уровень активности, информированности, повышенный интерес к «взрослым темам», эмоциональная незрелость, подверженность риску. Многие родители, сталкиваясь с подобными проявлениями в поведении детей, теряют терпение, впадают в эмоциональный ступор и прибегают к наказаниям.
Психологи утверждают, что, наказывая, взрослые подменяют внутренний контроль ребенка за своим поведением необходимостью контроля со стороны других людей. Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Когда ребенка наказывают, он становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя в данной ситуации.
И еще одна негативная сторона наказаний: ребенок начинает чувствовать, что агрессивный способ обращения с людьми – это норма и что быть агрессивным – правильно. Впоследствии он так же будет общаться в собственной семье и таким же способом воспитывать своих детей.
Дети, даже воспитывающиеся в одной семье, очень разные. Одному ребенку достаточно сделать замечание – и вопрос решен, другому, после монотонных нравоучений, никак не объяснить. И даже самых любящих и терпеливых родителей можно вывести из себя.
Сталкиваясь с детским непослушанием, нарушением норм поведения, важно научиться осуществлять анализ каждой конкретной ситуации, что позволит переключиться на главное и действовать рационально, а не инстинктивно.
Очень полезный совет для родителей, которые хотели бы воспитывать детей без насилия: выработайте в себе привычку каждый раз после детского проступка сразу же задавать себе вопрос: по какой причине ребенок поступил именно так, а не иначе? Во-первых, поиск ответа крайне важен для предотвращения повторения ситуации в будущем. Во-вторых, пока будете искать ответ, первый инстинктивный порыв ударить ребенка отойдет на задний план, накал страстей уляжется. Ребенок разбил вазу, потому что ВЫ ее там поставили; он насыпал в стиральную машину макароны, потому что НЕ ЗНАЛ, что этого делать нельзя; он сломал чужой самолетик, потому что ИЗУЧАЛ его строение; он взял в рот окурок, потому что было ИНТЕРЕСНО; он порвал новые штаны, потому что НЕЧАЯННО упал на улице…
Ребенок действительно нуждается в порицании своего поведения, когда умышленно поступает плохо, заведомо зная о последствиях. Но и в этом случае не следует искать способ именно наказания. Попробуйте обсудить на семейном совете правила, которые необходимо соблюдать. Поговорите, какие виды порицания дети смогут назначить для себя сами, если они нарушают правила.
Воспитание детей – процесс, который требует проявления терпения и особой родительской мудрости. Предлагаем родителям несколько правил, которые помогут устанавливать детско-родительское понимание, не прибегая к наказанию.
-При нарушении ребенком правил строго потребуйте прекратить действие, которое неприемлемо в обществе и не приветствуется в вашей семье, четко скажите, что так поступать нельзя.
-Реагируя на проступок, не надо спрашивать: «Почему или зачем ты так сделал?». Более эффективно попросить ребенка устранить его оплошность, например, вытереть пол, если он специально что-то разбросал или разлил.
-В ходе обсуждения проступка или нарушенного поведения спокойно, без крика объясните ребенку, что конкретно не устраивает в его поведении или поступке.
-Умейте объяснить свои чувства ребенку, когда он проявляет непослушание.
-В качестве санкций (замене наказания) подходят: временное лишение сладостей, игр, просмотра телевизора, походов в гости, других развлечений, отказ в покупке подарка.
Проведите анализ методов воспитания, чего в них больше – методов поощрения или методов наказания? Лучше всего применять поощрения и стараться с самого начала найти общий язык со своими детьми. Тогда вопрос о наказании вообще не будет стоять в вашей семье. Главное – делайте ВСЕ С ЛЮБОВЬЮ!
По вопросам воспитания приемных детей можно обратиться за консультацией к специалистам краевого центра психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс» по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина,54А, ежедневно с 9.00 до 17.40, кроме субботы и воскресенья.
Н. Колпакова, директор по НМР КГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс».