На охоту – в четыре утра? Не вопрос!

Бытует мнение, что охота – это занятие для настоящих мужчин. Может, в большинстве случаев это и так, но вот в семье Харитоновых из райцентра вам с уверенностью скажут, что охота, как, впрочем, и ее спутница – рыбалка, – дело семейное, и женщине здесь самое место. Харитоновы не верят в приметы, на рыбалку берут рыбные консервы, на охоту идут вместе и часто возвращаются с добычей. Опять же, вопреки всеобщему поверью, что ружье должно переходить от отца к сыну, у Харитоновых все было по-другому. Когда Сергей попросил отца, у которого охота была любимым занятием и который приучил к ней сына сызмальства, отдать ему ружье (а ружей батя, уже покойный ныне, сменил множество, да и не накладно это было – 18-20 рублей тогда стоили), тот ответил отказом. Мол, если действительно охота будет для тебя самым интересным, любимым занятием, то купишь себе сам, по руке и по душе. Ружье – оно как ложка для едока: каждый выбирает свою, единственную и удобную.

А начиналось все с «тарелок»
В Троицкое Инна и Сергей Харитоновы переехали 20 лет назад из Киргизии. И дело даже не во всеобщей в то время миграции из братских республик: предки Сергея самые что ни на есть местные. Отец родом из Тюмени, там же жила сестра, к которой и уехали поначалу родители, а потом и Сергей с Инной. Не думали оставаться – хотели помочь старикам по хозяйству, ну, а когда приехали, то решили – назад не вернутся.
Первый раз маленький Серега взял в руки удочку, когда «под стол пешком ходил». Поймалась ли в тот раз на крючок рыбка, он не помнит. Больше ему запомнилось, как, будучи второклассником, стал с отцом на охоту ходить:
-В «подмастерьях» был, — смеется Сергей, вспоминая события почти сорокалетней давности. – Утку подстреленную достать, ружье почистить, — мальчишке любое задание в радость было. Ну, а как подрос, отец стал учить настоящей охоте. За крупным зверем ездили в соседний Казахстан, поскольку выбор в Киргизии был невелик, в основном ходили на уток. Но с той поры именно охота «по перу» – любимая.
Это в последние годы: купил ружье, выписал охотничий билет – и все, ты охотник. Раньше же было не так, по крайней мере, в Киргизии. Прежде чем принимали в охотники, нужно было немало времени походить в так называемых кандидатах. Сергей, как и все кандидаты, траву косил и веники вязал для подкормки животных, желуди для кабанов собирал, а еще пришлось немало потрудиться, пока лепил специальные «летающие» тарелочки. Есть такой станок для оттачивания мастерства стрельбы учеников – он тарелки метает, а по ним ученики охотников из ружья палят. Попал – молодец, не попал – стреляй еще. Тарелок надо много, вот Сергей и слепил их, будучи кандидатом, немереное количество. И только потом получил охотничий билет. Ну, а жену к охоте и рыбалке приучал уже сам, а точнее, это даже особо не требовалось – сама с первых дней знакомства загорелась.
-Охота – это состояние души! И не верьте, что для охотника, как и рыбака, важен сам процесс, а не конечный результат, добыча, — скажет мне Сергей. – Неправда! Когда человек идет на охоту, у него настрой – обязательно добыть что-нибудь, в первую очередь присутствует азарт. Изначально охота была средством добычи пищи, зверье и кормило, и одевало человека. К сожалению, сегодня это занятие становится своего рода увлечением для богатых людей, а для среднего класса уже дороговато. В лесу все чаще на снегоходах гоняют дичь, на лыжах мало кто ходит. А какой это охотник – без лыж?

По следу – с азартом
На охоту Харитоновы ходят круглый год, с начала и до закрытия сезона. Путевки выписывают в Троицкий и соседний Усть-Пристанский район, где хорошая охота на уток. Зимой по лесу и полю – только на лыжах, и никакой охоты с колес. На крупных не охотятся, путевки стоят очень дорого, да и не любят. А вот зайчишек погонять – это для них. За зайцем вообще можно весь день по следу ходить, недаром охотники зовут зверька профессором. Есть старые, «стреляные» зайцы, вымотают из охотника все силы. Далеко не уходит, метров на двести. Пока дает охотник такому отлежаться – зверек глаз не отводит. Ты шаг сделал, и он тронулся, и так может до бесконечности, короче – кто кого перехитрит.
-Зайцы хитрые, — продолжает Сергей. – Раньше едешь по дороге, увидел в стороне следы – даешь по тормозам, собак спускаешь – и вперед, все просто. А сегодня рядом с дорогой следов не увидеть, надо в лес метров на 50 зайти и там смотреть.
Охота охоте рознь. Бывает, весь день проходишь, но возвращаешься без добычи. Бывает – не успеешь ружье расчехлить, а утки сами в трофей просятся. Ну, а бывает, измотает зверь, вытянет все силы, но в итоге все же окажется в «копилке» охотников, и крепко засел в памяти у супругов именно такой случай.
Мужики по-доброму смеются над Харитоновым, мол, тебе собак не надо – у тебя Инна лучше любого гончака зверя загонит, тропит, следы читает. Она и вправду умеет хорошо читать следы и не единожды сама выгоняла зверя. Но в тот раз они с выжлавкой Мулей несколько часов шли по следу зайца, азарта с лихвой хватало и у охотницы, и у ее верной четвероногой спутницы, и еще неизвестно, у кого адреналина в кровь выбрасывалось больше. Супруг уже решил прекратить охоту и возвращаться домой, но видит картину в поле: Инна стоит и что-то рассказывает собаке. Как оказалось позже, говорила она ей следующее: «Муля, хоть плачь, но нам этого гада достать надо!». И ведь достали: полезли в заросли и выгнали таки зайца.
-Пока по чащобе пробирались, слышу выстрел, а потом крик: «Все, вылезайте!». Сергей подстрелил зайца.

Такого быть не должно
В семьях настоящих охотников с детства внушают: что добыл в лесу, должно пойти в пищу. Увы, сегодня развелось много «элитных» горе-охотников, которые стреляют просто так, дабы удовлетворить собственное эго, ложный азарт, просто сделать фото с ненужным трофеем. Наблюдать результаты такого удовлетворения приходится нередко. На озерах подчас «встречаются» убитые и оставленные в воде утки, брошенные на произвол судьбы подранки. Есть такие, которые на снегоходах косуль по насту гоняют, а потом просто забивают битами падающих от усталости, с израненными снежной коркой ногами животных.
Год назад Харитоновы по пути в Клепиково встретили по дороге лосенка (а еще одно увлечение Инны – это фотоохота, она старается заснять как можно больше животных в природе, и это у нее неплохо получается). Увидев лосенка, конечно же, вытащила фотоаппарат, а сделав несколько снимков из машины, решила подойти поближе. Малыш стоял рядом с лесной дорогой и с любопытством наблюдал за машиной и людьми в ней. Сергей подходить к лосенку не разрешил, ведь малыш не мог быть один, где-то поблизости обязательно ходит мамаша, а встреча с ней не сулит ничего хорошего для фотографа. Поехали дальше…
А уже на следующий день Харитоновы узнали от сотрудника полиции, что недалеко от того места, где Инна фотографировала лосенка, нашли убитую лосиху и две стреляные гильзы. Когда обнаружили убитого зверя, тело лосихи уже вздулось. Скорее всего, какой-то «ухарь» просто ради забавы застрелил лосиху, проезжая мимо.
-Это просто скотство! – возмущается Инна. – Лучше ворону серую убейте, от нее вреда больше. А здесь – лосенка осиротили, даже мясо не забрали, а значит, не ради пищи били, а просто ради забавы да пары фотографий – друзьям показать, похвастаться, вот, мол, какой я знатный охотник, лося завалил…
В фотоальбомах Инны не только снимки животных и птиц. Есть отдельная папка с фотографиями плодов деятельности человека: завалы спиленных, но не убранных, гниющих в лесу и окрестностях стволов деревьев, запрещенные самодельные капканы и пр. В один из таких самодельных железных самоловов, с вырезанным звездочкой отверстием внутри, несколько месяцев назад под Тюменью попала Муля, и лапа собаки теперь не заживает. Самоловы ставят на косуль, нога животного застревает в отверстии, с железной ношей и дикой болью косуля далеко не уйдет, и браконьеры легко находят ее по характерному следу.
-Если бы было больше охотников среднего класса, то и браконьеров было бы меньше, поскольку сами следили бы за порядком в угодьях, — считают Харитоновы.

Человек собаке друг!
О собаках разговор особый. Их у Харитоновых три: спаниель Лиза и две русские гончие, выжлавки Найда и Муля. Почему выжлавки? Так положено породой, у гончаков нет сук и кобелей, а есть выжлавки и выжлецы. У них своя теория, свои команды, нет привычных «фу», «нельзя», и собаки должны все понимать. Ни одну из трех собак супруги не покупали, а принимали, так сказать, в дар. Пару лет назад в семье (а охотники и собаки – одна семья) появилась Лиза: Инна с друзьями поехали ловить карпов, а по приезде на место у знакомого увидела собаку, породистую, но какую-то неухоженную, недолюбленную. Если честно, стало жалко, и она попросила: «Дай на неделю, на уток сходим». А когда привезла Лизу домой, то еще жальче стало, и попросила хозяина: «Отдашь?». «Бери, но только работать она у вас не будет», — усмехнулся тот. «Ну, это мы еще посмотрим», — мысленно ответила Инна.
А несколько дней спустя поехали с Владимиром Семеновичем Пищулиным, которого называют «дедом», в Сычево, охотиться на уток. Конечно же, взяли с собой и Лизу.
-Семеныч Лизу поглаживает, конфетами прикармливает, — вспоминает Сергей. – Разошлись мы в разные стороны. Слышу, дед стреляет, я тоже по уткам бью, «отвечаю». Уток надо доставать, оглянулся, а собаки рядом нет. И тут Семеныч кричит, мол, пойдемте кофе пить, темно становится. Подхожу, а у него и утки лежат на берегу, и собака рядом, беседуют… Я ей говорю: «Лиза, а кто моих уток доставать будет?». Она нехотя так развернулась и пошла доставать. Вот вам и «не будет работать». Умница!
Будут собаки работать или нет – зависит от хозяина, считают Харитоновы. Есть у них друг, такой же заядлый охотник, так у него собаки – помесь жуткая, дворняги чистокровные – зайцев гоняют, залюбуешься! Работаешь с собакой – она тебе платит преданностью и хорошей службой.

Себе на воротник
Как уже упоминалось, Инна старается при каждой вылазке на природу, охоту или рыбалку (а выходные дни без этого у них практически не проходят) запечатлеть как можно больше на фотоаппарат. На ее снимках – бурундуки, лоси, кабаны, зайцы, глухари и другие представители фауны. Зверья в районе много, и, по заверению Сергея, это неправда, что его истребили. Есть звери, и это радует! Однажды, пока ехали от Многоозерного до Шибаева, в районе насчитали аж 18 лосей! А вот медведя, даже издали, наблюдать ни разу не довелось (может, и к счастью), зато видели тропу из свежих медвежьих следов рядом с болотами в районе Татарского урочища – видать, заглядывал мишка в гости. Хотя разговоры среди населения ходят, что видели медведицу в стороне Краснояр, в Многоозерном медведь минувшей весной пакостил – кормушки ломал, в Нижней Петровке появлялся.
За всю свою охотничью карьеру Харитоновы каких только трофеев не привозили – от тетеревов до бобров и сурков. Кстати, вразрез с распространенным мнением, что именно барсучий жир является лучшим лекарством при заболеваниях легких и бронхов, Сергей уверен, что все же лучше жир сурка. Но прежде чем употреблять тех же барсуков, сурков и других животных в пищу, необходимо проверить их на отсутствие заболеваний в ветлечебнице.
Нынешний зимний сезон сделал супругам отличный подарок – впервые Сергей подстрелил лисицу, которую ему выгнала опять же жена. А дело было на открытии охоты. Избив ноги по снегу, в кустах собака работать не захотела. Что ж, бывает, что и песики «бастуют», отдохнуть хотят. Так что в чащобу по заячьему следу Инна подалась одна. Пошла за зайцем, а выгнала лису!
Гнать зверя – это уметь надо. Но вот не обидно ли, что без ружья ходит? Оказывается, нет, есть своя прелесть, когда именно гонишь зверя, читаешь след. А ружье скоро будет. Примерялась Инна к мужниным, но… тяжелым прикладом одного выбила себе плечо, второе – полегче, но оказалось длинновато, так что надо свое, легкое и удобное. Но прежде чем выпишут охотничий билет, надо пройти специальное обучение в Барнауле.
-Это правильно, — считает Сергей. – Раньше справки собрал, разрешение взял, ружье купил, на пару вопросов ответил – и ты уже охотник. А потом получается – на охоте одному руку, другому ногу прострелили. То, что теперь специальное обучение проходят, – большой плюс, главное, чтобы отдельным личностям поблажек не было и все проходили обучение. Вот и моя пусть сначала «по тарелкам стреляет»! Но, несмотря на все техминимумы и экзамены, своими главными учителями мы считаем опытных охотников, знатоков природы и повадок зверей Владимира Семеновича Пищулина, Петра Алексеевича Свирина, Андрея Петровича Воловика. С ними часто бываем на охоте и рыбалке, у них есть чему научиться, да и просто здорово пообщаться, послушать охотничьи байки, с пользой для души и тела провести время.
Наталья ЯКОВЛЕВА.

Животный мир учета требует
Сибирское общество охотников и рыболовов – крупное охотничье хозяйство Алтайского края, занимающее 589 тыс. гектаров в административных границах Троицкого и Усть-Пристанского районов. Большую часть охотхозяйства занимает Верхнеобской бор, представляющий собой смешанный лес с преобладанием хвойных пород. На площади в 50,1 тыс. га разместились водно-болотные угодья, а семь крупных лесных озер, богатых рыбой и водоплавающей дичью, расстилаются на три тысячи квадратных метров.
За порядком в охотугодьях следят три егеря: Анатолий Анатольевич Ращупкин (Многоозерный), Геннадий Павлович Другов (Озеро-Петровское) и Владимир Дмитриевич Лобцев (Гордеевка) во главе с Андреем Петровичем Воловиком, управляющим обособленной единицей АКОО «Сибирское общество охотников и рыболовов». Для облегчения работы у каждого егеря есть снегоход, двое имеют в распоряжении «уазики», один (за неимением прав) объезжает владения на лошади.
Подкармливать лосей, косуль и кабанов зимой или в теплое время года в тех местах, где оголодавшие животные могут нанести вред человеку – уничтожить сады и посевы, закладывать солонцы на земле, в том числе и для зайца, барсука, галечник для тетерева и глухаря, осуществлять отстрел больных, агрессивных или чрезмерно расплодившихся животных, чтобы остальные звери могли избежать заражения болезнями, голода и скученности, – все эти входит в обязанности егеря. Егерь организует охоту на вверенных ему участках, ведь на копытных, в том числе и кабана, охота производится лишь в сопровождении егеря, который помогает найти, выгнать и отстрелить зверя. И, конечно же, в обязанности егеря входит и борьба с браконьерством.
Работы у егерей хватает. С начала февраля они проводят работы по учету охотничьих животных, так называемый зимний маршрутный учет, ежедневно выезжая в сопровождении помощников из числа опытных охотников в угодья. В это время по специальной методике считают диких животных, оставляющих следы на снегу. Учетчики проходят по специально заложенным маршрутам и отмечают на карточках все свежие следы.
Алтайский край всегда привлекал любителей охоты красотой природы и ее богатствами. В лесах водятся лоси, кабаны, зайцы, лисицы и еще много разных зверей и птиц. Что касается рыбы, то это щука, карась, линь, лещ, чебак и пр. Перед открытием нынешнего зимнего сезона в районе было выдано по десять разрешений на отстрел лося и косули, 14 – на кабана, охота на которого заканчивается 28 февраля. Если все разрешения будут реализованы, то отохотились на «все сто». Как правило, закрытие у нас всегда стопроцентное.
-По учету в районе больше тысячи тех, кто называет себя охотниками, есть те, кто оружие в наличии имеет, но не охотится, например, пасечники. Реально же тех, кто регулярно, из года в год, выписывает путевки и принимает участие в охоте, – человек 350-400, — рассказывает А.П. Воловик. – То, как прошел сезон охоты, оцениваем уже после закрытия разрешения на добычу объектов животного мира. Ну, а на сегодняшний день нашей основной задачей мы ставим проведение зимнего маршрутного учета. На участках заложены постоянные маршруты, в первый день егерь проходит и затирает следы, во второй снова идет по этому же маршруту и считает вновь появившиеся следы. Для чего нужен это учет? Чтобы знать плотность животного мира в угодьях для дальнейшего установления квоты (нормы), согласно которой выдается определенное количество лицензий. И уже совсем немного времени осталось до начала весенних подкормочных работ, а это расчистка и обновление галечников, обустройство новых, ремонт и заполнение солонцов (на пнях, срубленных и поваленных деревьях), поскольку соль необходима лесным жителям, лакомятся ею и лоси, и самые обычные мыши.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.