От былого богатства мало что осталось…

Попытки присоединения Алтая к Российской Империи начались в первой половине XVII века. Самыми южными оплотами были Томский острог, основанный в 1604 году, и Кузнецкий острог – в 1618 году. Территория Алтая тогда была заселена телеутами и джунгарами, которые время от времени совершали набеги на приграничные российские земли. Несколько раз и русскими предпринимались попытки закрепиться на территории Верхнего Приобья, но чаще всего эти походы заканчивались неудачно. В 1633 году отряду казаков из Кузнецкой крепости под командованием Петра Сабанского удалось выйти к Бие и по ней подняться до Телецкого озера.
Они собрали ясак (налог) с местного населения, но опорного пункта построить не смогли.
Подчинение телеутов оказалось непрочным. Весь XVII век проходил под знаком взаимных выпадов джунгаров с телеутами и русских. Территория Алтая оставалась для России зарубежьем, хотя некоторые территории будущего Алтая уже платили налог в российскую казну.

Указом Петра I от 15 марта 1708 года было приказано на реках Бия и Катунь «в пристойном месте для сбору ясашной казны и к селению пашенных крестьян построить острог со всякими крепостями».
В 1709 году Бикатунский острог был построен. Его гарнизон состоял из 100 человек. Но в 1710 году при очередном налете джунгаров острог был сожжен. Первый острог располагался в нескольких километрах ниже современного Бийска.

В последующие годы набеги джунгаров участились. В 1715 году было решено дать им отпор. В результате проведенных боев появилась возможность вернуться к строительству опорных пунктов в Верхнем Приобье. Так в 1717 был возведен Белоярский острог (пригород современного Новоалтайска), а в1818 году на месте современного Бийска был возведен Бийский острог.

В то время Джунгария на юге вела войну с Цинской империей, и в зиму 1817-1818 г.г. джунгары отступили к югу, тем самым опустошив левобережье Оби. Это позволило русским построить ряд острогов на Оби и Иртыше. Алтай и территория сегодняшнего Восточного Казахстана были присоединены к России.

К югу Алтая, в так называемом рудном Алтае, были обнаружены месторождения полиметаллических руд. Этими находками воспользовался известный уральский промышленник Акинфий Никитич Демидов. В 1726 году он запустил первый пробный медеплавильный горн на реке Локтевке. Место было признано неудачным. В 1729 году был пущен завод на реке Белая (приток Локтевки). Завод получил название Колывано-Воскресенский. Дальнейшее развитие Алтая было всецело связано с медеплавлением. Все окрестные деревни были приписаны к медеплавильным заводам, то есть, кроме ведения сельского хозяйства, крестьяне были обязаны отрабатывать при заводах.

После смерти Демидова (1745 г.), ни разу не побывавшего на Алтае, указом Елизаветы Петровны от 1 мая 1747 года все демидовские заводы были взяты в императорский двор. В это же время началось заселение бассейна реки Большой. Бердские крестьяне Афанасий Банников и Григорий Волков нашли подходящее место для ведения крестьянского хозяйства. Это было место недалеко от впадения Большой речки в Обь. Обратившись в Кузнецкую воеводскую канцелярию, они получили разрешение на строительство деревни. Указом от 23 июня 1732 года была основана деревня  Большая Речка (впоследствии село Чаузово Топчихинского района).
Началось заселение Большеречья.

Часто крестьяне селились в новой местности самостоятельно, поэтому даты образования деревень могут разниться. Некоторые даты установлены от упоминаний, некоторые – из отводных ведомостей или «ревизских сказок» (переписей населения). Из существующих ныне деревень наиболее старым является село Талдинка, дата основания – 1775 год, в 1778 году образовалось село Гордеевка, а в 1785 году появились села Белое, Горновое, Загайново, Краснояры, в 1788 году – Хайрюзовка, в 1795-м – Петровка и Еремино, в 1807 году – Ельцовка, в 1810-м – Кипешино и Усть-Гавриловка.

В первой половине XIX века, еще задолго до того, как царское правительство официально разрешило переселение крестьян на Алтай, заметно увеличился стихийный приток переселенцев на территорию Бийского уезда. Крестьян привлекали неосвоенные, малообжитые земли и щедрая природа этих мест: мелководные, но чистые и богатые рыбой реки, массивы смешанных лесов, обилие трав. Бездорожье и отдаленность от уездного центра избавляли крестьян, поселившихся в глуши, от надзора и частых наездов местных властей.

Село Усть-Гавриловка возникло в 1810 году в месте впадения реки Гавриловки в реку Белую. Река, а от нее и село, получили название по имени первопоселенца Гаврилы Павловича Казанцева, прибывшего на новое место с большой семьей с детьми и внуками, насчитывающей только мужского пола 21 душу.
К семье Казанцевых присоединились семьи Алексея Воробьева и Василия Фоминского, Ильи Куксина и Савелия и Тимофея Карповых. Эти семьи переселились со стороны Бийска из деревень Луговой, Соколово, Шубенка, Старая Чемровка. Шестая ревизия 1811 года насчитывала в селе 39 душ мужского пола.

В 1846 году семья крестьянина Евдокима Евсеевича Соснина обосновалась на жительство у реки Хайрюзы. Вскоре здесь же появились другие переселенцы. Возник небольшой хутор, названный в честь первожителя Сосновкой. Жители Сосновки занимались земледелием, животноводством, рыбной ловлей, охотой, пчеловодством. Первоначально осваивались территории, прилегающие к рекам Белой и Гавриловке. В основной своей массе переселенцы жили небогато. Стремление крестьян к освоению необжитых земель не находило поддержки со стороны правительства. И хотя в Бийском уезде тогда не было недостатка в пашенных угодьях, земли уезда считались собственностью кабинета «его императорского величества». Поэтому жителям сел Усть-Гавриловка и Сосновка приходилось довольствоваться малоудобными участками земли в лесной глуши и поймах рек. Самовольная вспашка фактически свободной земли объявлялась преступлением и строго пресекалась волостным и уездным начальством.

Пашенных и сенокосных угодий разрастающейся Усть-Гавриловке становилось недостаточно, тем более что крестьяне Сосновки стали интенсивно осваивать земли по направлению к Усть-Гавриловке. Стремясь избежать стеснения, усть-гавриловцы оставляют место своего первого расселения и переносят свой поселок на шесть километров на юго-восток, на ту же реку Хайрюзу, тремя километрами выше Сосновки.
Деревни отстраивались навстречу друг другу и, постепенно сблизившись, соединились. Усть-гавриловцев оказалось больше, поэтому объединенный поселок стал называться Усть-Гавриловкой. Хотя название Сосновка до сих пор сохранилось в памяти не только у нашего населения, но и у жителей окрестных сел.

В 1865 году царское правительство официально разрешило переселение крестьян на Алтай. Однако по-прежнему сохраняло многие запреты на использование так называемых «кабинетных земель», оберегая интересы дома Романовых. Более того, в 1889 году предпринималась даже попытка вновь запретить расселение крестьян в районах Юго-Западной Сибири. Но правительство было уже не в силах сдержать поток переселяющихся из европейской части России крестьян на Алтай. В эту пору значительно выросло население Усть-Гавриловки. Увеличились запашки земли под посевы. В 1893 году в Усть-Гавриловке (Сосновке) было 106 дворов, в которых проживало 446 жителей.

На землях в границах современного Усть-Гавриловского сельсовета в прошлом располагалось еще несколько сел. Так, в верховье реки Белой, километрах в десяти от Усть-Гавриловки, располагался поселок Татарский. Его возникновение датировано 1866 годом. Основан он был небольшой группой алтайцев. Впоследствии в этом поселке содержались пленные японцы. По отводной ведомости земельный надел был отведен на девять душ мужского пола. Из этого числа к 1 января 1901 года состояло по исчислению три души. В перепись 1926 года в Татарском было учтено 14 дворов, в которых проживал 61 житель. В середине прошлого века поселок перестал существовать. В настоящее время там имеется мало ухоженное кладбище. Но за одной могилой кто-то ухаживает.

В пяти километрах от Усть-Гавриловки на реке Белой было заложено село Дубраво. Оно было основано в начале прошлого века по столыпинской реформе. В советское время здесь была организована коммуна имени Первого Мая. У коммунаров были водяная мельница и гидроэлектростанция, освещавшая поселок. К шестидесятым годам прошлого века в результате политики укрупнения колхозов «Первомайский» прекратил свое существование. На месте села Дубраво также сохранилось кладбище, за одной из могил которого ухаживают.

Существовали также очень маленькие поселения в урочище Пестери и под Грузовозом, но их история мало известна.

В конце XIX века в Усть-Гавриловке был построен молитвенный дом, а в 1896 году открыта школа грамоты.

Начавшаяся  летом 1914 года Первая мировая война внесла коррективы в размеренную жизнь села. Для нужд армии у крестьян было реквизировано большое количество лошадей и скота. Из года в год сокращались посевы. Даже засеянные поля некому было убирать. Положение крестьян не улучшилось и с приходом временного правительства. Война продолжалась, сельчан разоряли нужда и дороговизна. С приходом советской власти на Алтай крестьяне также не успели встряхнуться от упадка – началась гражданская война.                                                                           Маленькое и глухое село Усть-Гавриловка осталось в стороне от главных событий. Белогвардейцы, свирепствовавшие в Бийском уезде, в село не заходили. Есть сведения о том, что четверо конных белогвардейцев въехали на окраину села и тут же его покинули. Когда хотят сказать о глухих местах нашей местности, всегда говорят: «Нас даже Колчак не нашел». Здесь боевых действий и карательных операций не проводилось. Самобытность края состояла в том, что деревенские общины в силу их приписного принципа не были особо расслоены классово, поэтому классовой ненависти в селе возникнуть не могло.

После разгрома интервентов и белогвардейцев началось восстановление хозяйственной деятельности села. Как и повсюду на Алтае, в Усть-Гавриловке стали возникать первые хозяйственные объединения бедноты – артели и коммуны. В 1925 году в селе Усть-Гавриловка образовалась коммуна «Сибирские огни», в которую объединились 11 единоличных хозяйств. Были перераспределены земельные участки. Коммунары получили свои пахотные и сенокосные угодья вдоль речки Белой. Инициаторами объединения в коммуну были крестьяне Павел Русанов, Роман Розинкин, Василий Страупс. В хозяйственном отношении коммуна была слабой и поэтому росла медленно. Летом 1931 года в селе началась сплошная коллективизация. Возник колхоз имени Р. Эйхе. В первые месяцы в него вступило 146 дворов крестьян. В него влились и прежние коммунары. Люди с тревогой и большим вниманием присматривались к переменам в жизни села. В селе Дубраво образовался колхоз «Первое Мая». В период коллективизации проявлялось сопротивление кулаков, но оно выливалось чаще всего в выступления женщин на религиозной почве. Хотя некоторые кулаки были экспроприированы и репрессированы. Часть из них была реабилитирована, а их родственникам в 90-х годах прошлого века была выплачена компенсация за экспроприированное имущество.

Хозяйство колхозов постепенно укреплялось. В Усть-Гавриловке появился первый трактор «Интер-10-20», первым трактористом которого был Степан Демьянович Рощупкин. В колхозе была создана партийная ячейка, а затем и комсомольская организация. В конце тридцатых годов колхоз стал называться колхозом «Красный Алтай». Хозяйство колхоза было многоотраслевое. Укрепилась материально-техническая база: в колхозе уже было более десятка тракторов и комплекс сельскохозяйственных машин различного назначения. Строились всевозможные бытовые объекты. В домах крестьян заговорило радио, появились книги, газеты и журналы. Колхозники открыли избу-читальню, отстроили клуб. Иногда в селе появлялась кинопередвижка. В начале 30-х годов в Усть-Гавриловке появилась настоящая школа, правда, пока только начальная. В ней училось около 100 детей. В школе работали подготовленные учителя: Евфросиния Трофимовна Рощупкина, Мария Васильевна Васильева, Римма Ивановна Бекетова и другие. Все деревенские мальчишки и девчонки окончили свою школу, а многие продолжали обучение в школах соседних сел. Уходили в прошлое неграмотность и невежество.

Начавшаяся Великая Отечественная война подорвала строительство новой жизни в селе. Более 170 человек из Усть-Гавриловки и Дубраво ушли воевать на фронтах Отечественной войны. Чуть раньше и на войну с Финляндией также попали наши земляки. Оставшиеся в селе старики, женщины и дети вынуждены были заменить ушедших на войну мужчин. Ведь для победы нужна была крепкая поддержка тыла. Усть-гавриловцы трудились самоотверженно, невзирая на трудности. Весной, летом и осенью приходилось работать порою круглосуточно. Техника использовалась мало, строительство было остановлено, так как не хватало крепких мужских рук.

В семьи колхозников приходили горькие вести о гибели отцов, мужей, сыновей и братьев. Сегодня в Книге памяти учтено погибшими 94 человека, хотя эти данные не окончательные.

Долгожданную Победу встретили с великой радостью. Вскоре в село вернулись уцелевшие в войне мужчины. Жизнь начала налаживаться. В конце 50-х годов председателем колхоза стал Павел Спиридонович Овечкин. Это был очень умелый руководитель и хороший хозяин. Дела в колхозе сразу пошли лучше.

В 50-х годах был построен кирпичный завод, и из кирпича возвели два коровника и большой склад для зерна. Построили свинарник, закупили кур и начали разведение птицы. Наш колхоз был, пожалуй, единственный в районе, занимавшийся птицеводством.

В колхозе было две пасеки. Строилось новое жилье, как кирпичное, так и деревянное. К 1960 году колхоз «Первое Мая» присоединился к «Красному Алтаю», а жители Дубраво в основном переехали в Усть-Гавриловку, а какая-то часть – в другие села. С 1961 года село Дубраво перестало существовать.

Чтобы восполнить недостаток рабочих рук в нарастающем производстве, правление колхоза через средства массовой информации обратилось к жителям края и других областей с предложением переехать в наше село. Призыв был услышан, и весной 1961 года здесь появились новоселы. Все лето шло строительство жилья, а к осени появилась целая улица новоселов, отличающаяся добротными деревянными домами на кирпичных фундаментах.

В селе обосновались новые колхозники: Шуватовы, Седовы, Ткаченко, Грековы, Клюевы, Клюкины, Овсянниковы, Лопатины, Серкины и другие.

Бурному развитию колхоза способствовало государство, оказывавшее огромную помощь селам. В хозяйстве было больше 20 тракторов, 14 комбайнов, 12 автомобилей. Посевная площадь была свыше четырех тысяч гектаров. Год от года росла урожайность зерновых. Окрепло животноводство. Дойное стадо состояло из 350 голов, а молодняка – 680 голов. Поголовье птицефермы составляло 23000 голов. Ежегодно колхоз продавал государству 3 млн. штук яиц, свыше 600 центнеров мяса птицы.

В 1964 году открылась новая школа (восьмилетняя), в следующем году она была преобразована в среднюю. В 1966 году 20 юношей и девушек получили первые аттестаты зрелости. Некоторые выпускники поступали в техникумы и вузы, возвращаясь в село специалистами сельского хозяйства и служащими социальной сферы. У выпускников школы сложилась добрая традиция: оставаться после школы и службы в армии в родном селе. За годы советской власти были построены дороги к селу и по селу, детский сад, больница, клуб, библиотека, водопровод, контора, столовая, магазины, медицинский профилакторий, большое количество жилья для колхозников и интеллигенции. Построена огромная животноводческая база, ремонтные мастерские, ток и склады под зерно, пробурены новые водяные скважины и т.д.

Сегодня, конечно, от былого мало что осталось. Ослабла экономическая составляющая, разрушено много объектов инфраструктуры, утеряна значительная часть трудовых ресурсов. В селе работают средняя школа, ФАП, отделение связи, три магазина, три фермерских хозяйства, до укрупнения в марте 2011 года будет работать сельсовет. Население составляет 320 человек, проживающих в 160 дворах. Село сегодня переживает трудные времена, но в этом году будет отмечать свое 200-летие.

Историю составил по документам и рассказам старожилов глава сельсовета С. Гребенкин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.