Ветер нес радиоактивную пыль…

26 апреля 1986 года произошло разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне – Украина). На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР. Разрушение реактора носило взрывной характер, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Реактор горел десять дней. Внутри него температура держалась на уровне 1000 градусов. Людей, которые пытались его потушить, называли биороботами: они работали там, где отказывали машины. 31 человек погиб в течение первых трех месяцев после аварии; облучение стало причиной гибели в последующие 15 лет 60-80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести. Более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы – по разным данным, от 600 до 800 тысяч человек участвовали в ликвидации последствий аварии. В живых осталось чуть более двухсот тысяч.

В результате аварии произошел выброс в окружающую среду радиоактивных веществ. Они постепенно осаждались на поверхность земли. Загрязнение было очень неравномерным, оно зависело от направления ветра в первые дни после аварии. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это время прошел дождь. После аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн. га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены сотни мелких населенных пунктов.

Только 29 марта 2000 года принято постановление кабинета Министров Украины «О досрочном прекращении эксплуатации энергоблока №3 и окончательном закрытии Чернобыльской АЭС».

Сложная радиационная обстановка на территории России сложилась в Брянской области.

В нашем районе живут 22 человека, имеющих отношение к Чернобыльской аварии – ликвидаторы ее последствий и люди, проживавшие в зоне отчуждения. Один из них – житель райцентра Иван Павлович Тищенко, который в момент трагедии на ЧАЭС проживал в Новозыбкове Брянской области.

-Сколько радиации я получил, не знаю, — рассказывает Иван Павлович. – Говорили, что выше пятнадцати единиц измерения, а насколько выше – неизвестно. У нас два села бульдозерами снесли после аварии, потому что в них жить нельзя было. Недалеко от Брянска построили городишко для тех, кого выселили из сильно загрязненных населенных пунктов. Уровень радиации стройматериалов никто не замерял, а когда закончили стройку, санэпидстанция проверила и вынесла решение, что в этих домах жить нельзя из-за высокого уровня радиации. Так и стоит он незаселенный.

Я работал на мясокомбинате. Скот пригоняли на забой, а перед этим его обмывали водой, и дозиметры показывали допустимый уровень. Когда со скота шкуру сдирали, он оказывался повышенным. Я под «радиационной крышей» пять лет прожил, на мясокомбинате радиации хватанул.

Брат ко мне из Троицкого приехал и сказал: «Уезжай отсюда, сына пожалей». Бросил дом, работу и переехал сюда.

За пять лет проживания в Новозыбкове Иван Павлович нажил себе заболевание, как официально формулируется, «связанное с воздействием комплекса радиационного и иных вредных факторов вследствие проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ЧАЭС».

-Раньше как: «чернобыльцу» выплачивали по 300 рублей ежемесячно, а сейчас – 800 рублей за год, — сетует Иван Павлович. — Это только по телевизору хорошо говорят, а на деле народу, как бродячей собаке, крохи бросят – и будь доволен.

Неуничтожаемой уликой преступного равнодушия власти к народу стало 1 мая 1986 года, когда киевлян почти в приказном порядке вывели на демонстрацию. Празднично одетые, с детьми, знаменами и транспарантами, люди доверчиво шагали по Крещатику, танцевали и кричали: «Ура!», а в это время ветер дул с Чернобыля на столицу Украины и нес радиоактивную пыль. В Киеве уровень радиации поднялся с 50 микрорентген до 30 тысяч в час.

-Санэпидслужба говорила, что нельзя на улицу выходить, — вспоминает Иван Павлович, — а партийные чины говорили, что это антикоммунистическая пропаганда, и людей на демонстрации вывели.

Главный удар катастрофа нанесла по Украине и Белоруссии и задела Россию. Хотя катастрофа напрямую угрожала Москве: ветер нес на столицу радиационные облака. Их «расстреляли», согласно отчетам МАГАТЭ, 28-29 апреля 1986 года над юго-западной частью Брянской области. С тех пор районы, на которые сбросили радиацию ради спасения миллионов жителей столицы, как говорят, «больны Чернобылем».

-Если бы те облака не расстреляли, — рассуждает Иван Павлович, — может, они в зоне аварии и осели бы, выпали дождем…

Андрей ТИМОХИН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.