Всем мед хорош, да цены на него нет

Мед – один из брендовых продуктов края. Считается приличным преподносить его высоким гостям, на многочисленных выставках-ярмарках алтайская медовая продукция пользуется большим спросом, да и не только на выставках, многие регионы Сибири приобретают алтайский мед в огромных количествах. Пчеловодство Алтайского края – одно из крупнейших в стране. Более того, к элитным в России относят лишь алтайский и башкирский мед.

Тем не менее стать полноценной отраслью сельского хозяйства пчеловодству только предстоит. На Алтае для этого есть возможности. Благоприятные погодно-климатические условия, богатство разнотравья, позволяющие получать продукцию высокого качества, имеют 30 районов края, в том числе и наш.

 Наша справка. По официальным данным, на территории края 5559 пчелопасек, 150-170 тыс. пчелосемей (это почти треть всех сибирских пчелосемей). 90% из них находятся в личных подсобных хозяйствах. Производством продукции пчеловодства занято более 4,5 тысячи ЛПХ и 120 сельхозпредприятий. Производство меда составляет порядка 6400 тонн в год. По мнению специалистов, вне учета может находиться порядка 400-450 тыс. ульев, сообщает сайт «Аргументов и фактов».

В конце прошлого года АКЗС приняло закон «О пчеловодстве». Он разработан для обеспечения соблюдения прав и интересов физических лиц и организаций, занимающихся пчеловодством, создания условий для повышения эффективности пчеловодства и удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах пчеловодства.

По данному закону государственная поддержка в области пчеловодства должна осуществляться для развития племенного пчеловодства, пчеловодческих хозяйств, системы подготовки кадров для пчеловодства, технического перевооружения предприятий и продвижения продукции пчеловодства Алтайского края на товарные рынки России и зарубежных стран. Закон дал пчеловодам право создавать общественные объединения и ассоциации в соответствии с законодательством России.

В нашем районе немало пчеловодов. Александр Михайлович Капатурин занимается этим делом много лет, к тому же он торгует инвентарем для пасечников и закупает продукцию пчеловодства. Летом у торгового павильона можно встретить многих пчеловодов района. Мы поинтересовались его мнением относительно закона о пчеловодстве.

-В принципе, в законе нет ничего нового, – говорит А.М. Капатурин, – все, о чем в нем говорится, было и ранее, но в разных документах. Теперь все это собрали воедино.

-Александр Михайлович, закон дает возможность создавать объединения и ассоциации. Как относятся к этому пчеловоды у нас в районе?

-Я предлагал некоторым создать в районе объединение, но никто не откликнулся. На его организацию нужно время, а его нет, либо у людей нет желания заниматься этим на общественных началах, то есть бесплатно.

-Закон установил, что кочевые пасеки должны размещаться у источников медосбора на расстоянии не менее полутора километров одна от другой и не менее трех километров от стационарных пасек. Размещение пасек на расстоянии менее указанного возможно лишь при письменном соглашении сторон…

-Пчеловодов сейчас много, через дом живут. Стараются, конечно, соблюдать расстояние, но пасеки кругом.

-Что говорят пасечники о нынешнем «урожае» на мед и какую цену за него предлагают?

-Как обычно, медосбор у кого-то больше, у кого-то меньше, но в среднем, по-моему, сработали на уровне прошлого года.

Цена нынче значительно ниже прошлогодней. Пять-шесть тысяч рублей за флягу меда, и то скупать мед в этом году не торопятся, надо еще найти, кому его продать. За килограмм цена 100-120 рублей. В Интернете видел объявление, продают китайский мед по 115 рублей за кг, и это с доставкой в любую точку России. По качеству и по вкусу он отвратительный, правильнее сказать,  вкуса никакого.

В некоторых странах мира импорт меда запрещен, правда, не у нас. Хотим мы того или не хотим, а приходится конкурировать с привозным медом. В данной ситуации на первый план выходит качество импортного меда. Ведь ввозят его коммерсанты, для которых именно разница между закупочной и продажной ценой – смысл бизнеса. Чтобы уверенно занять свою нишу на рынке, они должны предлагать более дешевый мед. Следовательно, покупать надо очень и очень дешево. И такой мед предлагают китайцы. Китай, где не было медоносной пчелы (там издавна жила более примитивная средняя индийская пчела), с завозом европейских пчел постепенно превратился в крупнейшего поставщика меда на мировой рынок. Причем меда необычайно дешевого – часто оптовая цена его бывает в районе 1,5 доллара за кг, а то и ниже. Этот мед хлынул на мировой рынок – снижая цены и разоряя пасеки во многих странах. Однако оказалось, что качество этого меда настолько низкое, что многие страны признали недопустимым его употребление в пищу. В первую очередь США и страны западной Европы. Были выявлены факты фальсификации меда. Но главным критерием оценки меда стало содержание в нем антибиотика, аналога применяющегося у нас левомицитина. Дошло до того, что на мировом рынке именно по виду содержащегося в нем антибиотика отличают китайский мед от аргентинского (там используют другой антибиотик). Загадку содержания этих антибиотиков уже раскрыли. Объяснение кроется в условиях климата и типа взятка в субтропических и приближенных к ним условиях. Пчелы, собирая нектар, сгущают его до влажности 18-20% и после этого запечатывают каждую ячейку с медом. Печатка – это как знак качества. Такой мед может храниться годами. Наши пчеловоды обычно откачивают зрелый мед. В южных странах взяток постоянный, без перерывов. Причем сильный, и у пчеловода просто не хватает сотов. Положение еще более усугубляется высокой влажностью воздуха, когда пчелы не могут даже усиленной вентиляцией снизить влажность нектара. В таких условиях пчеловоды-коммерсанты откачивают фактически жидкий нектар и, чтобы не допустить его неизбежного брожения, добавляют в бочки с нектаром антибиотик, который эффективно подавляет брожение. По мере накопления такого нектара его поставляют на перерабатывающее предприятие, где без труда снижают влажность до 18% и уже научились отфильтровывать антибиотик и пыльцу. В результате готовая продукция по сути и медом-то не является.

Из Интернета: мнение о китайском меде главного технолога Межрегиональной общественной организации пчеловодов С. Кирсанова: «Китайский мед имеет специфический кисловатый вкус и столь же специфический, несвойственный нашему меду запах… По всем параметрам, контролируемым нашими ГОСТом и СанПин, образцы китайского меда были в пределах норм. Нами была выявлена интересная особенность китайских медов, поставляемых в Россию: при растворении в чае они вызывают сильное потемнение. Это касается и самых светлых медов… Мы сотрудничаем с несколькими лабораториями, чтобы разгадать эту загадку. Пока же, по моему мнению, китайский мед такого качества годен только для промпереработки, а допускать его в розничную продажу нельзя, даже при соответствии всем параметрам нашего ГОСТа, что говорит о несовершенстве последнего».

Занятие пчеловодством – дело рискованное: то пчелы плохо перезимовали, то год неурожайный, то китайцы сбили цену. Но пчеловодство – это не только мед, к продукции пасек относятся еще и воск, прополис, пчелиный яд, маточное молочко, перга, цветочная пыльца, и все это тоже может приносить доход пасечникам.

-У нас этим серьезно никто не занимается, – говорит Александр Михайлович, – воск почти все в обмен на вощину сдают. Хотя можно и с этого доход получать. На пыльцу закупочная цена около 500 рублей за килограмм, у перекупщиков доходит до тысячи. На прополис цена 1200-1600 рублей за килограмм, на пергу – около 1,5 тысячи. Может, низкая цена на мед когда-нибудь и заставит наших пчеловодов использовать пасеки не только для получения меда, но и другой продукции.

 Это интересно. В 1826 году, когда в Российской империи налаживались статистика и учет, в Томской губернии – огромной территории, объединяющий современные Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области и Алтайский край, было по 4,5 пчелосемьи на проживающего человека. И хотя бортевая и колодная системы пчеловодства давали не так много меда с пчелосемьи, в среднем получалось по 50-70 килограммов меда на человека в год (больше чем по 40-литровой фляге меда). Это значит, что с учетом торговли средняя семья потребляла минимум пару фляг меда. И мед при этом стоил в разы дешевле сахара, был широко доступен, активно использовался для приготовления напитков, выпечки, как консервант и антисептик, для приготовления лекарств и т.д.

Андрей ТИМОХИН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.