Благодаря мерзликинскому литературному салону, основавшемуся в Новоалтайске, эта творческая встреча по своему содержанию походила на малые мерзликинские чтения. Жаль, что аудитория была не слишком многочисленная, но какая благодарная! В концертном зале школы искусств собрались в этот сентябрьский день участники конкурса частушек «Соавтор Мерзликина», члены литературного объединения «Вдохновение», любители поэзии. Как всегда, работники центральной районной библиотеки имени Р.М. Попова с готовностью взялись за подготовку сценария творческой встречи, а Наталья Федоровна Малыхина вела ее. Но, конечно, роль первой скрипки взял на себя Леонид Федорович Бахаев, руководитель названного литературного салона, биограф Леонида Мерзликина и его друг. Друг «пожизненный» – вместе учились в сельской «семилетке», переписывались, когда Мерзликин учился в культпросветшколе в Троицком, служил в армии, учился в литинституте в Москве, тесно общались, когда поэт вернулся из Москвы, дружили семьями. 17 лет Л.Ф. Бахаев пропагандирует творческое наследие поэта, круг его соратников довольно широк, и добились они многого. По большому счету – увековечения имени поэта, почитания его таланта. Краевые Мерзликинские чтения переросли статус региональных и стали Всесибирскими. В этом году, 27 сентября, они проводились в Барнауле в третий раз с участием известных на Алтае прозаиков и поэтов. 84-летний Леонид Федорович Бахаев (по своим специальностям он юрист, журналист) энергичен и деятелен. Рассказывать о творчестве и жизни друга-поэта, читать его стихи может часами, интересно, даже азартно, с юмором, опираясь на факты биографии поэта и своей собственной, коль уж волею судьбы так тесно они переплелись. Воспоминаниям, стихам – несть числа!.. И вот эта неподкупная преданность памяти друга, некоронованного короля поэтов Алтая, искреннее желание донести его Слово как можно большему количеству людей удивительны. Ничего надуманного: Леонид Мерзликин – талантливейший поэт, и его стихи – вчитайтесь! – ложатся на душу, взывая к искренним и неподдельным чувствам.
«Мы вели переговоры с Леонидом Федоровичем о мероприятии в Троицком, и я еще раз перечитала стихи Мерзликина, — сказала во время встречи Т.Н. Машкина, председатель комитета по культуре. – Красивые, душевные, они сродни стихам Есенина».
В этом году была издана книга Бахаева «Среди смородины духмяной» – очерки, зарисовки, эссе о творчестве Леонида Мерзликина. И когда мы награждали участников конкурса частушек, экземпляры книги вручались тоже.
Восхищаясь тем, что так много наших читателей из разных сел приняло участие в конкурсе частушек, Л.Ф. Бахаев благодарил всех авторов, а их 16, за любовь к творчеству и слову. Они придумали около 300 частушек, добавляя к мерзликинским строкам свои. А во время творческой встречи читали, пели, рассказывали, между прочим, и о встречах с Мерзликиным. Надежда Васильевна Дуплинская из Гордеевского передала руководителю литсалона воспоминания своей односельчанки А.В. Мердешевой о встрече с поэтом в Белокурихе, а Евгения Шестакова, тоже из Гордеевского, рассказала, что ей довелось познакомиться с Мерзликиным в школьные годы.
Руководитель районного литературного объединения «Вдохновение» Л.Г. Фельдбуш говорила о том, что Мерзликин оставил нам наипронзительнейшие стихи. «Я счастлива, что есть люди, которые не дают наступить забвению, сохраняют память о поэте. С таких людей, неунывающих, не черствеющих душой, можно взять пример», — сказала Людмила Георгиевна, упомянув о том, что и «Вдохновение» участвует в просветительской работе.
Маленькую, но активную делегацию новоалтайского литературного салона вместе с Бахаевым составили поэты Юрий Першин и Виктор Исмагилов, прочитавшие свои стихи.
Общение продолжилось в районной библиотеке за чаепитием, куда отправились участники встречи, пожелавшие продолжить разговор.
Кстати, почитать стихи Мерзликина можно в Интернете, в том числе на сайте, посвященном творчеству поэта.
Елена Цыгельная.
* * *
На поля, где узкая дорога
Пролегла, сверкая при луне,
Ты глядишь, печальная немного,
Вспомнила, наверно, обо мне.
А в углу наряженная елка,
А твой муж сегодня тамада.
Елка, елка – темная иголка,
Наверху стеклянная звезда.
Вдруг «Ура!» – и гости повставали.
«За хозяйку!» – рюмки у бровей.
Погляди, звезда твоя не та ли,
От Большой Медведицы правей?
С неба звезд хватать я не умею,
Что в упрек не ставлю сам себе.
Просто любоваться буду ею,
Просто буду думать о тебе…
Берлога
Ища по запахам дорогу,
Почуяв смертную тоску,
Он ковылял в свою берлогу,
И рана хлюпала в боку.
Трещал под лапами валежник,
Медведь стонал, как человек.
А по тайге зацвел подснежник,
Как будто новый выпал снег.
Медведь стонал, а в нос горячий
Шибало терпкою смолой,
А за спиною – лай собачий,
И шум погони за спиной.
Но не страшна медведю пуля,
И на собак ему чихать.
Лопатки старые сутуля,
Он брел в берлогу подыхать.
А шум погони ближе, ближе!..
Медведь поднялся, встал к сосне
И заревел – большой и рыжий –
В родной берложьей стороне!..
Он услыхал дыханье песье.
Берданки ствол в кустах блеснул.
Медведь насупил переносье,
Навстречу выстрелу шагнул…
Всё то же: сахар сладкий, перец жгучий, Леонид Мерзликин талантлив.. Отчёт о проведённом колхозном собрании. А почему бы мерзликинские, рождественские, пантюховские и т.п. литерат. мероприятия не превратить в своеобразные камертоны для определения и сравнительной оценки нашего с вами творчества? Вырос ли своём творчестве Николай Решетников «за отчётный период», насколько превзошла самоё себя Валя Митрофанова? А если в их творчестве образовался болотный период, то что к этому привело и можно ли помочь???
Увы-увы, практически это невозможно. Невозможно по той простой причине, что НЕТ ПУБЛИКАЦИЙ этих да и всех остальных троицких авторов. А нет публикаций — о чём говорить? Леонид Мерзликин творил в благословенные Музой советские времена, когда книга была насущной необходимостью для каждого человека .И книгоиздательство служило просвещению, а не устремлениям криминального бизнеса. Скажите мне, есть ли при краевой или районной администрации ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ отдел. Нет, не имеется. Управления культурой не выходят за рамки «Два прихлопа — три притопа». А где творчество подпольно работающих и нарождающихся художников? Увы, творчество, как основа всего сущего, в таинственной глубине которого не просвечиваются проценты прибыли, успешно вымирает и ни у кого, кроме традиционно нищих поэтов, душа от этого не кровоточит. Жаба оголтелой наживы успешно оккупировала каждый миллиметр печатной площади районки, некогда с радостью предлагавшей своим подписчикам новых авторов и новые произведения бывалых. Даже в год литературы редакция газеты не в силах оторвать вожделенные взоры от «куплю-продам» и достижений «райкоммунхоза» В таком случае не совсем понятен и комментируемый отчёт Е.Ю. О чём он?