Жизнь Марии. Жизнь «до» и «после»…

В судьбе каждого человека присутствуют жизненные изменения «до» и «после» чего-либо, но у кого-то это случается один раз, а кто-то, как Мария Федоровна Приходько, «до» и «после»перешагнет не единожды.

Вот уже в течение нескольких лет Марии Федоровне все чаще вспоминается прожитое, детство, родители. Воспоминания о близких дорогих людях, которых нет давно рядом, волнуют и тревожат.

Отца звали Федор Никанорович Авилкин, родился он в 1890 году. Когда появилась на свет Мария, отцу было уже сорок лет. Перед глазами Марии Федоровны будто пролетают картины из детства: вот отец расчесывает и заплетает ей косы, вот она моет некрашеные полы в избе, а отец, наверняка жалеючи ее, уговаривает не мыть под печкой и у порога. Только спустя много лет Мария, по этим смутным воспоминаниям, поняла, насколько сильно отец ее любил. А в то время ей было лет шесть, и скупая отцовская ласка грела сердечко маленькой Маши. Но не дано было отцовской любви и дальше по жизни поддерживать Марию, слишком уж лихие и трудные годы были. И так жили простые люди бедно, особенно на селе, да еще государственная система управления в тридцатые да и последующие годы переходила из крайности в крайность. В общую «мясорубку» из народа попал и отец Марии Федоровны. В сорок лет здоровье было уже подорвано, работать было трудно, но, оправившись, пошел Федор в сельский Совет за справкой, чтобы устроиться на работу в лес. В этот день в село приехали «особые люди», чтобы забрать и увезти чем-то не понравившихся или провинившихся людей, причины могли быть самые разные. Вот председатель сельского Совета, который недолюбливал Федора Никаноровича, и заявил, что этого тоже надо забрать. Все это Марии позже, когда она подросла, со слезами рассказала мама, а самой ей запомнилось: «Пришел отец, а с ним двое. Отец с полатей (это место под потолком избы, настилы из досок, где обычно спали дети, играли там, хранили вещи) взял белье, подошел ко мне, поцеловал, и его увели. Больше отца своего я никогда не видела. Мама, узнав от людей об аресте, бросилась догонять, но поезд увез его в неизвестность, и, как оказалось, навсегда». Вот так жизнь впервые разделилась на «до» и «после», на жизнь с отцом и жизнь без него. Ведь тем, кто рос с отцом, было намного легче.

Спустя много лет семья Федора Никаноровича Авилкина получила бумагу о реабилитации, еще позже вручили «корочки», где указывалось, что свидетельство за №0463918 определяет льготы семье реабилитированного.

Горькие воспоминания об отце невозможно изгладить из памяти, и неотрывно они связаны с мамой. Вся жизнь Марии Федоровны неотделимо и накрепко связана с мамой, с мамочкой, как ласково называет ее она. Маму звали Елизавета Васильевна, и родилась она в 1889 году. На долю ее поколения выпали труднейшие испытания: полуголодное детство, война, тяжелые работы, потеря мужа, гибель сыновей на фронте. Из воспоминаний Марии Федоровны: «Моя мамочка – великая труженица и добрейшей души человек. Я никогда ее не забуду и очень ей благодарна за всю свою жизнь. Несмотря на ее работу, занятость, она строго и одновременно с лаской воспитывала меня. Мама много лет работала дояркой, за хорошую работу ее посылали в дом отдыха, что в те времена было редкостью. Затем она работала в лесу. Они с подругой валили лес. Был такой случай, о котором мне рассказала ее подруга, а мама не хотела нас расстраивать: мама никогда не отбегала от дерева, которое спиливали, а здесь, как будто кто ее оттолкнул. Дерево на месте закрутилось и врезалось в землю, и там, где была мамочка, образовалась огромная яма. С работы мама шла и несла на плече вязанку сучков. Я всегда ее встречала, но даже просто поднять эту вязанку я не могла, настолько она была тяжелая. До сих пор не могу себе простить: на работе мамочке давали хлеба по 250 граммов, а она его не съедала, несла мне, брат уже был на фронте. И я с ее разрешения по крошке щипала этот кусочек и съедала почти весь. Всегда помню это и горюю: что же я делала, ведь мама была тоже голодна. После такой тяжелой работы она шла еще колоть дрова. Но однажды мне удалось накормить мамочку, как же она, бедная, меня  благодарила: я накопала картошки, натерла и напекла ландориков, мама ела и плакала, говоря мне спасибо. Позже мама работала сторожем магазина, который и сейчас в Загайнове на том же месте».

Воспоминания Марии Федоровны о маме очень трогательны. Последние годы жизни Елизавета Васильевна жила вместе с Марией Федоровной и ее супругом Иваном Яковлевичем Приходько. Казалось бы, можно отдыхать, но не могла без дела сидеть она, старалась все помогать по хозяйству. Умерла она, когда ей было 76 лет. Сказалось все: тяжелая работа, но особенно подорвала здоровье потеря сыновей на войне. Мария Федоровна вспоминает: «Самое тяжелое было горе – это когда получили похоронки на сыновей. Когда получила она на младшего сына, я не знала, что мне делать: или плакать о брате, или успокаивать мою мамочку, она в полном смысле этого слова «рвала на себе волосы».

Впоследствии в их семье рос и воспитывался племянник Марии Федоровны, Анатолий, окончил школу, отсюда и пошел по своему жизненному пути. Из воспоминаний Марии Федоровны: «Мама надоит немного молока и несет Толику, мама у него умерла, а отец его, мой брат, погиб на фронте. Сначала отправили его в Озеро-Петровское к родственникам, а он через год прибежал в Загайново и стал жить с нами, и когда за ним приехали и стали решать, куда его определять, Толик прижался ко мне и попросил: «Не отдавай меня, лелька, никому». Так и вырос с нами».

После смерти мамы Марии Федоровне вновь пришлось пережить это «до» и «после», настолько она была привязана к мамочке. Но жизнь продолжалась. И у самой Марии она была насыщена работой и сельскими трудовыми буднями. Большое место в ее жизни заняла школа. После окончания педучилища, позже – института все время до выхода на пенсию проработала учителем: и младших классов, и учителем русского языка и литературы. Четыре года работала завучем. Мария Федоровна, как и большинство людей ее поколения, отдавала работе всю себя. Со своими учениками часто завоевывали первые места в различных соревнованиях и за это путешествовали и по Горному Алтаю, и даже в Подмосковье побывали. Много раз ее награждали почетными грамотами, а медаль «Ветеран труда» вместе с ценным подарком вручали ей и ее коллеге Анне Васильевне Вдовиной в торжественной обстановке в райцентре.

Всю свою жизнь Мария Федоровна прожила с Иваном Яковлевичем Приходько. Неизменный участник всех праздничных мероприятий на селе, радовал жителей своей игрой на баяне, много лет работал киномехаником, а затем трудился в школе. Выйдя на пенсию, продолжали много лет держать хозяйство, достаток был. Просто люди не привыкли лениться, а любили трудиться. Навещали племянники, их дети, помогали друг другу. Казалось бы, вот она, спокойная, размеренная жизнь, но судьба вновь разделяет жизнь на «до» и «после», да так, что не каждый устоит на ногах, пережив это. Пожар уносит все, оставляя пепел и воспоминания. Несчастье случилось ночью, в окно выпрыгнули, успев прихватить кое-какие документы. То, что пережили Иван Яковлевич и Мария Федоровна, поймут многие, а знают только они. Мужество, по-другому это не назовешь, этих людей достойно глубокого уважения. После 75 лет они нашли в себе силы начать все заново, купили в Троицком домик, обустроились, и жизнь пошла своим чередом. Эти замечательные люди не «ноют» и не плачутся, они еще и шутят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло, может, и не решились бы переехать в Троицкое, а ведь здесь живут родные люди, племянник Юрий со своей семьей».

Хочется пожелать Марии Федоровне и Ивану Яковлевичу, чтобы близкие люди не забывали вас, окружали теплом и заботой, чтобы вы были здоровы и прожили много лет, а судьба пусть будет к вам благосклонна и только добро будет в вашей жизни.

Надежда КУБАНОВА.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.