Крещение Господне

Крещение (или Богоявление) празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост. Это один из самых древних праздников христианской Церкви. Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный… «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допускает Его. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился. И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мф.3,13-17).

Слова «крещаю», «крещу» означают по-гречески «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности Крещения, не уяснив символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода – начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произошли все живые существа. Где нет воды – там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать: водою Великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

Иоанн Креститель, или Предтеча, последний ветхозаветный пророк, был на полгода старше Иисуса Христа. В тридцать лет он получил повеление от Господа: идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором пришествии в мир Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече покаянием и Крещением. И тех, кто верил словам его, искренне каялся и пытался исправить себя добрыми делами, Иоанн крестил в Иордане, то есть погружал в воду с возложением своей руки на голову крещаемого. Крещение Иоанна было символическим и означало, что как только тело омывается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Крещение – это начало восстановления первоначального образа Божьего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в Крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде Крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое Крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.

День навечерия Богоявления (18 января) торжественно чествовался нашими предками и был в народном сознании чрезвычайно святым. Всякий считал своим священным долгом непременно побывать в храме, и сообразно требованиям церковного устава положен пост ради освящения кроплением и вкушением святой воды. А так как после навечерия полагается вкушать сочиво или кутью с медом, то канун Крещения называется сочельником. Есть рыбу в этот день считалось величайшим грехом, и масло тоже не вкушалось. В канун Богоявления, как и в сам праздник, принято начертывать мелом кресты на окнах домов, на хозяйственных постройках (для охранения от вредных воздействий злых духов). Накануне праздника и в сам праздник проходят крестные ходы на иордань. В этот день вода освящается и приобретает целебную силу очищения духа и тела человека. Поэтому купание в иордани (реках, озерах) стало неотъемлемой частью праздничного шествия.

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30-летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения. Своим крещением в Иордане Спаситель положил начало таинству крещения – одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению. Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: голос Бога-Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

 Из истории праздника 

Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В своих установлениях они заповедуют праздновать Крещение Господне, так как в этот день совершилось явление Божества Иисуса Христа. В Православной Церкви этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово. Сами последования богослужений в эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует Рождественскому сочельнику и также является днем строгого поста. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможны только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

 Великая Агиасма

В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды – торжественно, с крестным ходом на реки и водоемы, в воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды иорданские. На водных источниках во льду прорубается особое отверстие, обычно крестообразной формы, традиционно именуемое «иордань». И в крещенский сочельник, и в сам день Крещения Господня (18 и 19 января) вода освящается по чинопоследованию Великого освящения, носит название «Великая Агиасма» (греч. «святыня»), имеет одинаковое достоинство и удивительные свойства. В ней преодолеваются законы природы, «побеждается естества чин». Эта вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Об этом свидетельствовал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, и в этом может убедиться любой на собственном опыте. Крещенская вода есть одно из многих свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой пьющего ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов – вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год.

Дорогие братья и сестры, жители земли троицкой!

Поздравляю всех с одним из величайших православных праздников – Крещением Господним! Желаю всем здоровья и семейного благополучия и приглашаю вас принять участие в богослужениях и крестном ходе, которые состоятся:

18 января в 8.00 – утреннее богослужение, по окончании – Великое освящение воды; в 16.00 – вечернее богослужение.

19 января в 8.30 – утреннее богослужение, крестный ход, Великое освящение воды на реке.

Настоятель Свято-Троицкой церкви Александр Жгунов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.