Светская этика или православная культура?

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции. Президент России Д.А. Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса проводится в 21-м регионе России.

По данным социологических опросов, в школах, где преподаются основы православной культуры, улучшается взаимопонимание в среде учащихся, родителей и педагогов. Однако школе и, главное (!) родителям, нужно выбрать, какой предмет преподавать детям – «Основы светской этики» или «Основы православной культуры». Эти предметы появятся в учебном расписании школ уже в 2012-м году.

Поскольку продолжается нескрываемая идеологическая война атеистов-секуляристов со сторонниками воспитания своих детей на основе традиционного для России культурно-исторического и духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так называемой «светской этике», предлагаемой, а иногда прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета.

Нелепое внедрение в школьную программу так называемой «светской этики» в одном ряду с основами религиозных культур – это не что иное, как попытка идеологов атеизма представить свою секулярную «светскость» как своего рода религию (псевдорелигию). В этом случае атеисты получают возможность продолжать воспитывать школьников в безбожии. При этом они все время подчеркивают, что «Основы православной культуры» должны иметь только информативно-культурологический характер и не ставить задачи религиозного воспитания.

На самом деле «светская этика» не может и не должна быть альтернативой основам религиозной культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети должны иметь возможность изучать основы православной культуры, а не основы православной этики (или основы иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за некую отвлеченную «светскость» (без атеистического содержания), то следовало бы предложить модуль «Основы светской культуры». Однако они назвали свой модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить монополию на атеистическое воспитание школьников.

Никакой «Светской этики» как чего-то целостного и дисциплинарно внятного учебного предмета не существует.

Если Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» (2000 г.) смогла четко сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то «светская этика» при внимательном ее изучении превращается в «универсальную этику», «глобальную этику», «индивидуальную этику», то есть полностью теряет смысл сама этика, как учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим «собственным огнем». И в учебном пособии для учащихся «Основы светской этики» содержится учение, вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло» (Изд. «Просвещение», 2010 г., с.7).

Поскольку само представление о добре в «истории светской этики» эволюционирует, то и призыв к нему становится не только безосновательным, но и бессмысленным.

Поступок человека определяется по направлению – положительному или отрицательному. А если критерия нравственности нет, если объявляется, что человек – сам себе критерий, то мы, безусловно, придем к индивидуально понимаемой нравственности, то есть к нравственному плюрализму, если не пришли.

Академик Д.С. Лихачев составил такую заповедь: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое».

Воспитание, основанное на религиозной традиции и культуре, дает вполне определенный ответ на вопрос: «Как надо жить?». Надо стремиться к свету, к добру. Светская этика, утверждая самодостаточность человека, прежде всякого вопрошания отвечает: «Живи, как хочешь!». И это звучит очень привлекательно. Однако плоды такой «светскости» и такого «просвещения» очень горькие: это показывают и социальная статистика, и в целом окружающая нас действительность, и все возрастающие проблемы воспитания детей и молодежи.

Например, на Западе однополые браки вошли в быт уже как вполне нормальное явление. Несовершеннолетние дети могут подать в суд на родителей только за то, что те повысили на них голос. И это все идет к нам. А что творится в нашей семейной жизни? Половина браков распадаются, многие живут, как в аду. Сколько поколений детей уже потеряно в этом «аду»?

Может быть, этим людям никто и никогда не поведал о тех же святых супругах – Петре и Февронии, о том, как можно любить и беречь друг друга, о том, каким может быть семейное счастье, если строить его на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Всякий раз, когда речь заходит о модуле «Основы светской этики», то невольно возникает вопрос: от имени кого преподается этот новый для российской школы предмет и чье учение он предлагает? Ответа нет. Авторы учебного пособия «Основы светской этики» почему-то скрыли свои имена… Кто или что скрывается за этой анонимностью?

На XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и отечественной истории, курс «Основы православной культуры» призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие». Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности».

Родители учащихся всех классов должны иметь полноценную информацию о цели и задачах учебного предмета «Основы православной культуры», а также реальные представления и о так называемой «светской этике». Выбор родителей не должен быть «в слепую».

По материалам Барнаульской епархии Русской Православной Церкви.

0 комментариев для “Светская этика или православная культура?”

  1. Ох, уж эта РПЦ-сама себя не похвалит, никто не похвалит)
    А если серьезно, то это очень плохо, что у нас в цивилизованном обществе церковь старается навязать свое мнение детям, нарушить принцип светского государства. Да и с основами светской этики они явно плохо знакомы, ибо это краткий обзор всех религий, призывающий к мирному сосуществованию и терпимости к другим религиям.

  2. Ох, уж эта РПЦ-сама себя не похвалит, никто не похвалит)
    А если серьезно, то это очень плохо, что у нас в цивилизованном обществе церковь старается навязать свое мнение детям, нарушить принцип светского государства. Да и с основами светской этики они явно плохо знакомы, ибо это краткий обзор всех религий, призывающий к мирному сосуществованию и терпимости к другим религиям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.