«Я познаю мир»

Так назывался районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников, который прошел в рамках конференции научного общества учащихся 2-4 классов 4 марта на базе ТСШ №1.

«Две заметки на одну тему»

В последнее десятилетие все проще в практику школьной жизни входят самые разнообразные формы деятельности учащихся. Результативно используются в большинстве школ района проектные формы обучения. Наряду с ними стали все чаще появляться и исследовательские материалы, которые, несомненно, имеют огромную практическую значимость, формируют у детей самостоятельность и умение определять свою роль в решении сложных проблем и задач современности.

Общеизвестно, что мир открывается человеку более широко только тогда, когда все явления и процессы активно осмысливаются, оцениваются через практическую исследовательскую деятельность, а в младшем школьном возрасте (от семи до девяти лет), по свидетельству Д.Б. Давыдова, одного из авторов системы развивающего обучения, происходит становление познавательно-интеллектуальных сил, и интерес ребенка направляется, в первую очередь, на познание «мира вещей». Именно поэтому организатор районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов, руководитель районного методического объединения учителей начальных классов М.В. Шевцова не побоялась вместе со своими коллегами сделать решительный шаг навстречу научно-практическим конференциям, проводимым традиционно только среди старшеклассников и студентов. Было тщательно разработано Положение о проведении конкурса, определены его цели и задачи, оговорены условия и порядок проведения. После первого, отборочного, этапа внутри школ на районный финальный очный тур съехались для публичных презентаций и защиты творческих и исследовательских работ учащиеся начальных классов из пяти школ района: ТСШ №2, Пролетарской, Новоеловской, Беловской №1 и Многоозерной.

Младшеклассники должны были показать знание проблемы, умение ее анализировать, делать выводы, определять практическое значение своего проекта. Такие требования в идеальном соотношении удалось продемонстрировать учащимся 2 «а» класса ТСШ №2 Юрию Журавлеву и Илье Корягину, защищавшим групповую исследовательскую работу о влиянии различных растворов на укоренение черенков каланхоэ (руководитель Е.Г. Титова). Мальчики бойко, основательно отвечали на вопросы жюри, что также входило в критерии оценивания работ. Чувствовалось, что ребята серьезно прорабатывали самостоятельно проблему, проводили многочисленные опыты в течение длительного периода, прежде чем представить в форме яркой электронной презентации результаты исследования на конкурсе и получить заслуженно Диплом победителей.

Грамотой за второе место награжден третьеклассник Многоозерной школы Никита Черепанов за интересный индивидуальный исследовательский проект по экологии «Почему в поселке Многоозерном нет озер?» (руководитель Л.П. Ренц). Согласитесь, действительно, любопытная тема.

На третьем месте оказались ученицы 3 класса Новоеловской школы Ирина Машарова и Алина Карзакова, представившие творческие проекты по чтению «Колобок – кто он?» и по истории семьи «Моя родословная» (руководитель О.П. Третьякова).

В арсенале конкурсантов были разные темы: и о животных Алтая, и о собаке – друге человека, и о спорте – залоге здоровья.

К сожалению, большинство ребят не сумели свободно, уверенно и аргументировано защитить свои проекты, интересные, познавательные. Сказалось отсутствие предварительных публичных выступлений на первом этапе конкурса в своих школьных коллективах, что следует учесть руководителям проектов. Не так-то просто малышам справиться с волнением и страхом перед незнакомой большой аудиторией! Публичности выступления детей нужно учить заранее. Иначе промахи и ошибки неизбежны

И еще хотелось бы, чтобы ученики и их руководители выбирали темы, требующие наблюдений, самостоятельно поставленных экспериментов, чтобы дети принимали посильное участие в собственной обработке данных, а также умели обосновывать практическое применение своего проекта. Тогда все работы будут вызывать большой интерес и глубокое уважение к конкурсантам и их руководителям.

В целом же это мероприятие нужное, важное, ценное, так как развивает интерес у младшеклассников к поисковой деятельности, является действенным средством личностного развития, источником формирования навыков самостоятельной учебной работы и средством повышения мотивации обучения. Успехов всем и побед на новом этапе!

Р. Клочкова, член жюри районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов.

***

Современная школа ставит перед собой цель – формирование свободной и творчески мыслящей личности. Этому способствует исследовательская деятельность школьников. Представители школ нашего района показывают высокие результаты на различных конкурсах исследовательских проектов.

В течение последних лет я являюсь членом жюри районного конкурса научно-исследовательских работ школьников «Росток», куда представляют свои работы учащиеся 6-11 классов. Подготовка и защита исследования – процесс сложный и интересный. Многие дети, выступив один раз, становятся постоянными участниками конкурса.

Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности. Поэтому проведение районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я познаю мир» имеет огромное значение. Организация такой деятельности среди учащихся 2-4 классов – это перспективный путь развития одаренных детей. Перед выступлением на конкурсе волнуются все участники: и взрослые, старшеклассники, и более младшие, начинающие. А уж как волновались мальчишки и девчонки из начальной школы! Волновались и их руководители – учителя. А дома переживали за своих детей и ждали их возвращения мамы и папы, бабушки и дедушки, надеясь на успешное выступление и заслуженную победу своих чад. Да это и понятно. Ведь готовый исследовательский проект – это результат сложной, кропотливой работы творческого союза «ученик – учитель – родители».

Несмотря на все трудности и волнения, юным исследователям повезло больше, чем их одноклассникам, так как в этот день у них была возможность пообщаться друг с другом, сравнить свою работу и выступления с работами и выступлениями других участников, обменяться опытом и что самое главное – зарекомендовать себя как ученика, способного на большие достижения.

А для меня, как взрослого человека, руководителя исследовательских работ своих учеников, самым радостным моментом в этот день были те минуты, когда малыши после своего выступления успешно отвечали на все заданные вопросы, демонстрируя хорошее знание своей темы и эрудицию.

Хочется поблагодарить за хорошую организацию данного мероприятия руководителя РМО учителей начальных классов М.В. Шевцову, за радушие и доброжелательное отношение членов жюри Р.П. Клочкову, С.И. Анищенко, С.В. Брюханову, учителей – руководителей исследовательских проектов учащихся и, конечно же, главных участников конкурса – ребят, которые много трудились над созданием и защитой своих работ, и пожелать им дальнейших творческих успехов.

Л. Пастухова, руководитель РМО учителей биологии и экологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.