Нет предела совершенству…

Художественное отделение ДШИ пользуется большой популярностью среди школьников. И во многом это заслуга Нины Александровны Скрябиной, которая отдала работе по подготовке начинающих художников более 30 лет. Ее ученики оправдывают надежды своего учителя, достигая значительных успехов в сфере искусства. Возможно, секрет этих успехов в том, что она всегда старается дать им понять: гениальность не дается человеку от рождения, это результат больших усилий по совершенствованию своего мастерства.

Нина Александровна начала свою деятельность в отрасли культуры района в 1976 году. В 1978 году она стала студенткой Новоалтайского художественного училища.

Вот как она сама объясняет свой выбор:

-Так сложилось, что я стала учителем, хотя в школе еще не знала, чего хочу, где мое место. Свои способности к рисованию я воспринимала как данность и поэтому поехала поступать в художественное училище. И лишь оказавшись там, я поняла, что хочу учиться именно в этом учебном заведении. Мне там понравилось все, даже запах. В то время профессия художника считалась очень престижной, поэтому конкурс в училище был большой. Но оказалось, что учиться еще сложнее, чем поступить. За неделю надо было сделать около 200 набросков. Но не помню случаев, чтобы кто-то добровольно бросал обучение, хотя некоторых отчисляли за неуспеваемость. Те, кому удавалось преодолеть временные трудности, словно переходили ту грань, за которой начинается полет.

После училища Нина Александровна три года работала преподавателем детской художественной школы в Славгороде. В октябре 1985 года она приехала в Троицкое, где продолжила свою творческую деятельность в качестве преподавателя художественного отделения детской школы искусств.

В самом начале нашего разговора Нина Александровна дала понять, что не стоит перечислять вехи пути ее становления как художника и учителя, лучше построить свой разговор на том, что уже достигнуто и чего еще предстоит достичь:

-Я не считаю себя до конца реализованным человеком, считаю, что способна на большее. Например, уже в зрелом возрасте освоила процесс изготовления художественных кукол, мечтала заниматься этим с учениками. Мне хотелось бы больше заниматься собственным творчеством, саморазвитием. Конечно, приятно видеть успехи своих учеников, когда в этом есть и твоя заслуга. Но прежде всего они стали такими благодаря самим себе. Моей задачей было дать первые азы академической грамоты. Среди моих выпускников – люди разных профессий: и врачи, и учителя, и архитекторы. Но я думаю, что ни для кого из них годы, проведенные в ДШИ, не прошли зря. Один из классиков эпохи Возрождения Микеланджело сказал: «Кто владеет рисунком, тот разговаривает с Богом». Занятия рисунком, живописью создают огромные возможности для саморазвития личности. А помочь выбрать нужную профессию – это уже дело родителей. Хотя последнее слово все равно за ребенком. Должна быть свобода выбора с учетом индивидуальности каждого человека. Родители, должны слушать своих детей, относиться к детям, как к личности. Ребенок чувствует свой потенциал, но ему надо помочь его реализовать и объяснить, что его нужно использовать только во благо людей, создавать красоту. Дети понимают больше, чем взрослые, так как детский ум ближе к Богу. Они очень тонко чувствуют фальшь. Надо быть наблюдателем, а не надсмотрщиком, поддерживать постоянный контакт с ребенком: «А что ты сделал, чтобы приблизить себя к профессии художника?». Кто-то услышит с первого раза, а кто-то – с десятого. Но говорить ребенку, что из него ничего не выйдет, просто преступно. Если скажешь ребенку, что у него ничего не получится, то убьешь его веру в себя, и результата не будет. Так что успехи моих учеников – это не только моя заслуга, а еще и близких людей, и прежде всего, конечно, родителей.

Наша беседа с Ниной Александровной началась с вопросов о «вечном».

-Вы считаете, что гений – уже сложившаяся личность. Согласны ли вы с распространенным мнением, что сейчас нет таких гениальных художников, каких нам дала эпоха Возрождения?

-Нет, я так не считаю. Я часто бываю на выставках и вижу, что среди современных художников очень много талантливых молодых людей. Предела человеческим возможностям нет, надо двигаться вперед, а это значит – постоянно учиться. Тот же Леонардо да Винчи постоянно занимался наукой, создавал летательные аппараты, занимался изучением человеческого тела, создал трактат о трех искусствах, который и сейчас является настольной книгой для многих творческих людей. Эпоха Возрождения, конечно, стала всплеском в развитии общечеловеческой культуры, потому что человечество впервые достигло понимания того, что все должно быть направлено на развитие глубинных возможностей человека. И тогда стало поощряться развитие науки и искусства. Сейчас мы находимся на новом уровне развития. Достижения компьютеризации с успехом используются в искусстве. Я давно уже добиваюсь, чтобы в программу была включена компьютерная графика. Надо идти в ногу со временем. Детям это интересно, а устами младенца глаголет истина.

Еще старая истина гласит, что гением не рождаются, а становятся, что и происходит в детских учреждениях, таких, например, как наша школа искусств. Среди моих учеников немало таких, которые вняли моим наставлениям и реализовались как личности в этом направлении. Из последних могу назвать таких, как Никита Каменев, Вика Круглова (безвременно ушедшая), Лиза Антонова, неоднократный победитель районных и краевых конкурсов 2014-2015 учебного года, Оля Высоцкая и Юля Титова, желающие продолжить художественное образование в высших учебных заведениях края, и, наконец, Настя Сухарева, неоднократный победитель районных, краевых, всероссийских, международных конкурсов в 2015-2016 годах.

-А что для вас есть искусство, что вы как педагог вкладываете в это понятие?

-«Чувствовать, знать, уметь – вот полное искусство» – этими тремя словами Павел Петрович Чистяков (педагог Академии художеств, воспитавший целую плеяду замечательных русских художников), определяет профессиональную состоятельность и творческую полноценность художника. Уметь чувствовать – это наиболее характерное качество человека. Рисунок, выполненный без чувств, напоминает сухое механическое изображение, похожее на чертеж. «Волнует тот, кто сам волнуется», — говорил еще Аристотель. Второе условие, необходимое художнику, – знание, означающее способность постигать разнообразные явления действительности, понимать закономерности, характер строения предметной формы. Одним словом, использовать законы изобразительной грамоты, возможности пластического языка. Знание законов и способов передачи материальных форм на плоскости – перспективы, пластической анатомии, светотени – все это поможет художнику передать образы реального мира. Третье качество, необходимое художнику, – умение. Это реализация творческого замысла, чувств и знаний, овладение навыками практической работы. Можно быть теоретически подготовленным, но не уметь творчески применять эти знания на практике. Триада этих основ и есть своеобразная творческая пирамида, имя которой – искусство.

-Расскажите, чем вы еще любите заниматься, кроме живописи.

-Я люблю читать исторические романы, в основе которых лежат реальные события. Художник, как и любой специалист, должен быть очень начитанным человеком.

С возрастом стала больше любить поэзию – Есенина, Блока, Лермонтова, Маяковского, Высоцкого, Окуджаву… Каждый из них имеет свое неповторимое лицо. Нравится читать Фейхтвангера, дневники Толстого, современную прозу. В последнее время увлекаюсь психологией, особенно восточной. Психология помогает человеку взглянуть на себя со стороны, понять простую истину, что для счастья многого не надо. А вообще у меня очень много любимых занятий. Не смогу только построить дом, хотя могу его сконструировать. Мне приносят радость любые домашние дела. И мне никогда не бывает скучно с собой. Я вообще не понимаю: как может быть человеку скучно?

И тут мне вспомнились слова ее учеников о том, что с Ниной Александровной им тоже никогда скучно не бывает. Наверняка все здесь очень тесно взаимосвязано.

Несмотря на то, что она всегда ставит на первое место свободу выбора, многие ее выпускники продолжают обучение в профильных учебных заведениях и успешно реализуют себя в профессиях, связанных с культурой и искусством, а некоторые из них становятся профессиональными художниками.

Вот как отзывается о работе педагога директор ДШИ С.И. Шлыкова:

-Нина Александровна умеет найти индивидуальный подход к каждому ученику, раскрыть заложенные в нем природные способности, привить любовь к изобразительному искусству, что дает положительные результаты в учебном процессе. За многолетний педагогический стаж она выработала свой индивидуальный подход к развитию художественно-творческих способностей детей, активно используя в своей деятельности элементы личностно-ориентированного обучения. Она профессионал в художественном смысле, мастер своего дела, сама по себе интересный человек и педагог. Ученики Н.А. Скрябиной постоянно становятся лауреатами многочисленных конкурсов краевого, всероссийского и международного уровня. Кроме того, она ведет активную методическую деятельность, руководит работой районной секции педагогов по изобразительному искусству.

За достигнутые успехи в профессиональной деятельности Нина Александровна награждена высокими краевыми наградами – Почетной грамотой управления Алтайского края по культуре (2009 г.) и юбилейной медалью Алтайского края (2012 г.), а в марте этого года – благодарностью Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную деятельность. А еще в нынешнем году она стала победителем краевого конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территории сельских поселений, и их работниками, о чем свидетельствуют специальный диплом и сертификат на сумму 50 тысяч рублей.

Обстоятельства сложились так, что скоро Нина Александровна завершает свою педагогическую деятельность в Троицкой школе искусств. Но она подготовила себе достойную смену. Будущий преподаватель, который придет на ее место, – это одна из лучших ее выпускниц, грамотный специалист со знанием современных педагогических технологий.

«Она создала свою судьбу сама», – так говорят про Нину Александровну те, кто хорошо с ней знаком. Но главное, что она и других учит этой непростой науке создания своей судьбы. И никогда – ни в обучении, ни в реальной жизни – не дает четких указаний, как следует поступать.

-Человек должен дойти до всего сам, а иначе движения не будет, — считает Нина Александровна.

И она действительно задает это движение своим воспитанникам, чтобы они учились самостоятельно ставить перед собой цели и, не останавливаясь на своих достижениях, шли вперед.

Светлана КУДИНОВА.

Читайте материал полностью в номере газеты за 16 апреля 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.