Значит, это призвание!

На краевом конкурсе «Учитель года Алтая-2017» наш район представляла Ольга Орлова, учитель Загайновской средней школы.

Великолепная шестерка

24 марта состоялась торжественная церемония награждения победителя и лауреатов конкурса «Учитель года Алтая-2017». Губернатор края А.Б. Карлин назвал его главным праздником педагогического мастерства, который вот уже 27 лет выявляет лучших в профессии, открывает новые таланты.

Победителем стал учитель русского языка и литературы барнаульской гимназии №42 Арсен Григорян. Он получит премию в размере 300 тысяч рублей, возможность отдохнуть в любом из санаториев края и представит регион на Всероссийском конкурсе «Учитель года-2017».

Очному туру предшествовал заочный этап краевого конкурса, участие в котором приняли 58 учителей из разных районов и городов края. Аналитический отчет, видеоурок и интернет-ресурс участников оценивало жюри, в состав которого вошли лучшие представители педагогической общественности, имеющие большой опыт работы в образовании, владеющие навыками экспертизы конкурсных работ. 24 педагога набрали наибольшее количество баллов и приняли участие в финале конкурса. Наш район представляла Ольга Игоревна Орлова, учитель Загайновской средней школы. Она стала лауреатом, войдя в шестерку лучших учителей Алтая!

Второй год Ольга Игоревна учит детей Загайновской школы иностранным языкам. Педагогической деятельностью занимается третий год, и как молодому учителю ей хотелось профессионального роста, а участие в конкурсе, по ее словам, – это очень полезно и интересно. Она не рассчитывала сразу достичь высоких результатов, но сделала для этого все возможное.

-Может быть, мне повезло чуть-чуть больше, чем другим, может, нервы крепче оказались, смогла показать свои сильные стороны, – рассказывает Ольга Игоревна. – Стать победителем районного конкурса явилось для меня большой неожиданностью, ведь коллеги-соперники были очень сильные, с большим стажем, интересно было присутствовать на их уроках, я многое почерпнула для работы, многому научилась.

Краевой конкурс включал в себя несколько этапов. В декабре на установочной сессии всем представителям районов объяснили, какие испытания предстоит пройти, выступили победители прошлых лет. Все было очень интересно. В начале марта состоялся заочный этап, жюри оценивало наши разработки, планы, тогда и определились участники, которые боролись за звание лучшего учителя.

На первом этапе конкурса нас разделили на три подгруппы, я попала в подгруппу учителей начальных классов. Думаю, что и здесь мне повезло, потому что самые сильные учителя были в подгруппе филологов, собственно, откуда и вышел победитель. Из каждой подгруппы жюри выделило двух будущих лауреатов. Мы презентовали опыт своей работы по теме, учебное занятие. Кстати, перед этим нам объявили, что будет онлайн-трансляция, и это тоже вносило определенную нервозность. Потом мы давали воспитательное занятие, и по итогам трех дней определилось шесть лауреатов, которые пошли дальше. Я даже не мечтала попасть в великолепную шестерку, но коль это произошло, к проведению мастер-класса готовилась всю ночь. Благо, что нам предоставили необходимое оборудование, и в четыре часа утра я могла спокойно распечатать материалы. А перед выполнением одного из заданий вдруг обнаружила, что забыла магниты для плаката; кураторы мероприятия тут же обежали всю школу, и через пять минут у меня была куча магнитов. И в последний день состоялся «круглый стол» педагогических политиков, где корреспондент «Катуни 24» интересовался нашими мнениями о воспитательном компоненте образовательного процесса. А дальше было награждение.

Домой я вернулась с призами, но главное – с ощущением, что выросли крылья, ощущением счастья и профессиональной радости. Конечно, во время конкурса я волновалась, чувствовала ответственность, представляя район и свою школу.

Слушая Ольгу Игоревну, я не могла не спросить, согласилась бы она еще раз пройти такое испытание.

-Даже не знаю, — подумав, отвечает она. – Задания были непростые. А вот те люди, с которыми я встретилась, и сама атмосфера мероприятия мне понравились. В конкурсе участвовали педагоги, которые уже не впервые пробовали свои силы, и мы, «новички», глядя на них, думали: вот сумасшедшие. А в последние два дня мы поняли, почему они это делают. Потому что хочется еще раз окунуться в эту атмосферу, пообщаться с профессионалами. И я, наверное, могла бы быть такой «сумасшедшей». Меня очень хорошо поддерживали педагоги, и не только нашей школы, они мне постоянно звонили.

Мне в целом понравилась организация конкурса как на муниципальном, так и на региональном уровне. По крайней мере, я себя чувствовала уютно, да и участники друг друга подбадривали. Педагоги приняли меня в свою большую семью, переживали за мои выступления.

Осознанный выбор

Педуниверситет Ольга Игоревна окончила в 2006 году. Но так сложилось, что сразу ушла в декретный отпуск, затем еще один, отпуска по уходу за детьми, которые продолжались семь лет.

-Мы жили в Бийске, и место малышке в детском саду могли предоставить только в четыре года. Потом родился второй ребенок. В перерывах я успела поработать в городской школе, занималась репетиторством, поэтому педагогическую деятельность не бросала.

-Вы всегда хотели стать учителем? Что повлияло на выбор профессии?

-Наверное, это веление души. Когда я оканчивала университет, на меня большое влияние оказал наш современник Михаил Петрович Щетинин. Обучение в одной из его школ, которая находится возле Геленджика, основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод так называемых «погружений», при котором изучение различных предметов разделено по дням. Помимо классических наук, в программу обучения включены танцы, рукопашный бой, а также учения эзотерического толка. В школе постоянно обучается около 350 учеников, и из-за большого числа желающих принимаются не все. Основные критерии отбора: личностные характеристики ребенка, степень приживаемости в коллективе, уровень самостоятельности. Щетинин с детьми приезжали в Барнаул несколько лет назад, презентовали свою программу обучения. Меня поразили его воспитанники, я никогда не видела таких сознательных детей. Сама программа пронизана патриотизмом, любовью к Родине, уважением к людям. 17-летние мальчики – уже мужчины, защитники, а девочки – с высокими моральными устоями, и это видно! Меня очень воодушевила эта встреча, и мне захотелось воспитывать детей, опираясь на высокие моральные принципы. Мне нравится показывать детям, какими они могут быть, открывать в каждом ребенке его «я», и чтобы это было связано с родиной, счастьем.

-Почему вы выбрали направление «учитель иностранных языков»?

-Пока мы учимся в школе, на нас огромное влияние оказывают учителя. Так, у меня в гимназии была учительница английского языка, уроки которой, интересные, своеобразные, отличались от других. Яркий, живой учитель заразил меня своей энергией. И при этом английский язык мне очень нравился и давался легко. После школы бабушка тактично советовала поступать на факультет иностранных языков. Я ей за это очень благодарна, она вообще большую роль играла в моей жизни. Не скажу, что учиться в педуниверситете было легко, но если поставил себе цель, то вполне посильно.

-Вы требовательны, строги к своим ученикам?

-На уроках я требую от ребят знаний – без этого никак. Но каждый ученик индивидуален, и подход ко всем разный. С кого-то можно строго спрашивать, а кого-то строгое отношение может ввести в стресс. Я это понимаю – могу и пошутить, и чего-то не заметить, но дистанцию учитель-ученик стараюсь держать всегда. На занятиях все ребятишки активны, но бывают проблемы с выполнением домашних заданий. Однажды у меня весь второй класс не сделал домашнее задание, не выучил слова. Ну, что делать, пришлось на уроке этим заниматься, и через 20 минут мы написали словарный диктант.

Ольга Игоревна живет в Лесном и каждое утро сопровождает ребятишек из своего поселка и Южакова в школу и детский сад. Всего в Загайново приезжает 20 детей.

 «Люди здесь хорошие…»

-Почему вы оба с мужем, городские жители, решили переехать в село да еще и маленькое?

-И у мужа, Алексея, и у меня все родственники – горожане. А мы всегда хотели иметь свой большой дом на природе. Когда живешь в городе, то кажется, что твое – это только в пределах квартиры, а за ее порогом – все чужое. Но я старалась прививать ребятишкам ответственность за окружающую среду, свой двор. Соседи, конечно, радовались, что какая-то сумасшедшая ходит по двору, собирает мусор. Некоторые ребятишки, видя, как я со своими малышками убираю общий двор, помогали нам, но это было нечасто. А в селе все свое, если можно так выразиться. Троицкий район мы выбрали потому, что недалеко от Бийска и можно без проблем добраться. Смотрели варианты домов не только в самом райцентре, но и в селах. И нам понравился дом в Лесном, где мы живем второй год. Да, еще добавлю, что в городе заметна тенденция к всеобщему эгоизму, не видно искренней дружбы, взаимопомощи, а в селе ребята все равно попроще и готовы помочь даже чужому человеку, они добрее, трудолюбивее. И мы с мужем хотим, чтобы наши дети все умели – и прокормить себя, и пол помыть. Кстати, сейчас полы в классах школы моют технички. И я однажды застала такую неприятную картину: уборщица моет пол в кабинете, а мальчик из третьего класса плюет туда, где уже чисто. Когда она спросила, зачем он это делает, он ответил: «Это твоя работа, мой давай»…

-Что больше всего вам нравится в сельской жизни?

-Природа, животные. Я очень люблю своих коз, есть у нас и куры. Ребятишки с удовольствием пьют козье молоко. Мне очень нравится магазин «Лаванда» в Загайнове, где продукты гораздо дешевле, чем в городе. И на коммунальные услуги в селе мы не тратим так много, как в городе.

Люди здесь живут хорошие, готовы помочь. Первое время нас учителя подкармливали, ведь мы переехали осенью и урожая не заготовили. Мне было немного неудобно и… удивительно. В городе если что-то тебе дают, то за это нужно обязательно заплатить, все измеряется деньгами. Здесь с нами произошел такой казус. Я отправила ребенка к соседке попросить цветов на 1 сентября, и дала денежку. Смотрю: дочь бежит домой, ревет, но с цветами: «Тетя Галя сказала, что мы ненормальные, если предлагаем деньги»…

Не скажу, что в селе легко жить, есть и трудности, но мы справляемся. Оказывается, мне нравится заниматься прополкой огорода, это для меня своего рода релаксация. Дома у нас постоянно собирается много детей, хорошо, что места много.

Да, еще нас удивила местная система медобслуживания: необходимо сначала ехать в Беловскую больницу, а оттуда отправляют в Троицкую, особенно если это касается медосмотров. Но в селе у нас дети стали меньше болеть.

Жаль, что сельские дети ущемлены в плане дополнительного образования. Хотелось бы, чтобы наши дети, например, занимались рисованием, танцами, выступали на сцене.

-Не секрет, что в селе трудно найти работу. А чем занимается муж?

-У Алексея очень интересная работа, он водит группы туристов по маршрутам Горного Алтая. У многих из них маршрут начинается от нашего дома. Я заметила, что люди, идущие в горы, отличаются от других – чистотой помыслов, что ли… В прошлом году, собираясь на Дарашколь, высокогорное озеро в Алтайских горах, мы взяли с собой старшую дочь, десятилетнюю Веронику. Шли десять дней. Маршрут непростой, но дочь перенесла трудности похода даже легче, чем я, наверное, потому, что я волновалась за нее…

-Какие у вас планы на будущее?

-Если говорить о профессии, то хочу довести до 11 класса второклашек, которые изучают английский язык первый год. Конечно, хочу, чтобы они знали и понимали язык. Хотелось бы, чтобы в школе лучше работал Интернет, потому что мечтаю познакомить детей с настоящими носителями иностранных языков. Сейчас я классный руководитель пятого класса, в котором семь человек. Мои ребята – самые лучшие!

Классы в школе немногочисленные, в отличие от городских, и, по сути, получается, что каждый урок – это репетиторство. В нашей школе работают профессионалы, я постараюсь достичь их уровня. Они могут заинтересовать, помочь раскрыть внутренний потенциал. Это еще раз говорит об их профессионализме.

А в житейском плане хотелось бы, что называется, пустить здесь корни.

Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.