Гражданская позиция: от чистого сердца и по твердому убеждению

Впервые за два десятка лет проведения игры для старшеклассников «Лидер» иду на нее без желания. Причиной тому не только накопившаяся бумажная работа, но и ощущение, что ничего нового от участников игры не услышу. К тому же заочный этап – социальное проектирование – немного огорчил. По проекту сразу видно, чем живет школа. В одних проектах – интересное направление, ясная цель, а задачи, и, следовательно, результат, совсем не в тему. Или школа с огромным потенциалом, хорошими ресурсами представляет узконаправленный проект, а хочется увидеть «планов громадье» именно от нее. Или результат представлен как удачный, принесший пользу, а на деле пользы никакой, авторы выдали желаемое за действительное.
Опасение увидеть не настоящих, а назначенных за харизму и артистизм лидеров не добавляло желания идти на игру.
А в зале – знакомые лица. И обычная предыгровая суета и оживление, даже азарт. Повзрослевший Ян Гинкель, ушедшая в себя Ирина Волкова, сосредоточенная Жанна Часовникова – вроде давно их знаю, но как они изменились за то время, пока мы не встречались? Коллеги – организаторы школ – обсуждают проекты, кто-то высказывает недовольство низкими баллами, вступаю в спор и обсуждение, и втягиваюсь в общую суету, и сама начинаю испытывать азарт.
Почетные гости – председатель комитета по образованию А.С. Тупикин и зам.главы администрации района В.М. Шаров – приветствуют лидеров, желают удачи, и игра начинается. Первое испытание – представление своей гражданской позиции. Кто-то путает гражданскую позицию со своей биографией и увлечениями, но половине участников удается рассказать о себе как о гражданине страны и лидере школы.
И небольшое отступление. Никто давно уже не требует от школ создавать детскую организацию по типу пионерско-комсомольской. Но в любой школе, где хоть немного доверяют детям, существует подобная организация. Пусть это игра, но игра серьезная. Дети во все времена остаются детьми – им хочется быть взрослыми, принимать решения, участвовать в управлении школой. В лучших организациях соуправление получается, в других – значится на бумаге или имитируется. Поэтому в «Лидере» мы выбираем школьного активиста, «маяк», «алый парус» (по определению известного всем вожатым А.Н. Лутошкина). Мы выбираем не шоумена, не артиста, не спортсмена – а именно ведущего за собой лидера.
По результатам заочного этапа проект школьного объединения «Мальчишки и девчонки» Зеленополянской школы был на третьем месте. Но Ян Гинкель блестяще его защитил. Со знанием дела отвечал на вопросы. Было понятно, что Яну самому нравится проект «Несем радость в детский сад», он доволен предварительными результатами. Вопросы, заданные из зала, привели Яна и педагога-психолога школы С.А. Трофименко к идее о рекламе проекта среди общественности села.
Социальный проект «Погиб при выполнении гражданского долга в Чеченской Республике» уже реализован. Коллектив школьного детского объединения «МЫ» и Светлана Викторовна Брюханова, руководитель школьного краеведческого музея, проделали огромную работу. Полагаю, что именно благодаря четко поставленным задачам, конкретным и выполнимым, проект получился масштабным, но полностью реализованным. Загайновцы представляли его результаты – исследовательские работы, зарисовки и презентации – на районных конкурсах. Аня Гуменяк с большим воодушевлением и полным пониманием представила проект.
Для любого проекта важно, чтобы он не замыкался в рамках одного мероприятия, а получил развитие и преобразовался в разные формы. Таков проект «Погиб при выполнении гражданского долга в Чеченской Республике», таков и проект «Новый год без хлопот» организации «Крылатые» Красноярской школы. В ходе его реализации участники не только разовьют свои организаторские способности, но и научатся взаимодействовать с разными социальными группами, что может стать хорошим началом для дальнейшей проектной деятельности.
Проект «Вдоль по речке, по Большухе» побудил ребят из «Союза старшеклассников» ТСШ №2 собрать несколько пятилитровых бутылей голубой глины для кружка краеведческого музея. В ТСШ №1 и в Горновской школе – новые организаторы. Представляю, как непросто им сейчас работать, как трудно было готовиться к «Лидеру». Откуда им, новичкам, было знать, что в нашем районе уже апробированы проекты по изданию газеты и шефской помощи детскому саду! Активисты объединений «РИТМ» и «ИРИС» придумывали свои проекты с нуля. Зато им удалось придумать свои фишки. Горновские газетчики школьную газету разносят по почтовым ящикам сельчан – такого у нас еще не было. Лидеры ТСШ №1 решили оказать благотворительную помощь детскому саду «Рябинушка», их коллеги из ТСШ №2 загудели: «Так мы же собирали игрушки для этого сада!». Кажется, всем уже стала понятна одна из общих для всех ошибок – полное отсутствие информации о проектной деятельности. А ведь реклама своей работы – это не «похвалюшки» какие-нибудь, а продвижение идеи, средство не просто оповещения, но и привлечения дополнительных ресурсов. Изучать благотворительную и издательскую деятельность, шефство, исследовательскую и музейную работу давно уже можно на примерах школ нашего района. У нас общие реалии, и они сильно отличаются от реалий городских школ, например. Надо только выставлять информацию на сайте. Авторы проекта всегда расскажут о своих удачах и предостерегут от ошибок. Кстати, опыт работы с удаленными школами у нас перенимали коллеги из Приморского края – прочли на сайте, написали письмо, завязалась переписка. Сейчас расстояние не помеха.
Проект не только надо было представить, но и ответить на вопросы. Вопросы хотели задать многие. Даже гости «Лидера» не удержались. Когда слушаешь таких увлеченных подростков, как Ян Гинкель или Аня Гуменяк, понимаешь, насколько они интересны, современные подростки, и как значительно их жизнь зависит от нас, взрослых. Создадим мы в школе условия для приобретения опыта проектной деятельности – в дальнейшем они смогут проектировать свою жизнь сами. Дадим возможность выступать публично как можно чаще – уйдет страх перед публикой, появится умение аргументированно и убедительно защищать свою позицию. Мы, опытные взрослые педагоги, лучше напишем проект и текст для выступления, ведь каждому хочется, чтобы лидер их школы победил. Но в чужом проекте так легко запутаться, не понять вопроса, не увидеть смысла в деталях. «Неужели тебе интересно возиться с дошколятами?» — допытывались у Яна. «Конечно, интересно! Они такие открытые, такие жизнелюбивые, что не только мы, но и они несут нам радость!» — Ян сказал это так, что было понятно – он живет своим проектом. Если я в следующем году не захочу пойти на «Лидер», напомните мне про Яна, и я буду в числе самых активных зрителей. «Лидер» не просто открывает имена, он дает возможность поверить в будущее. Ерунда, что современная молодежь инертна и бездуховна, если взрослые верят в детей и вместе с ними правильно проектируют жизненный путь, то люди из этих детей вырастают настоящие.
А потом было задание-импровизация. За несколько минут лидеры придумали выступление на тему «Почему я пойду на митинг 9 Мая». Наши подростки – совсем не демосфены, они мало знакомы с риторикой. Антону Фролову из «Союза старшеклассников», Анне Гуменяк и Ирине Волковой удалось найти слова, которые стоило бы услышать каждому, кто День Победы не считает великим праздником. Уверена, это не просто обороты речи, это – от всего сердца и по твердому убеждению.
Редко бывает, что лидером становится участник, набравший максимум баллов на всех этапах игры. Каждый из лидеров в чем-то был сильнее соперника. Но по общей сумме баллов абсолютным победителем стал Ян Гинкель, лидер объединения «Мальчишки и девчонки» Зеленополянской школы. Памятные подарки от Троицкого детско-юношеского центра, который больше двух десятков лет проводит игру, получили и Ян, и С.А. Трофименко, руководитель детской школьной организации. Яну вручен диплом и кубок-корабль, символ игры.
Любой школьный коллектив – это сложный организм, и лидера в нем назначить невозможно, он выявляется сам. Сложный механизм появления лидера изучен тысячекратно, но никому не понятен. Повезло тем школам, в которых есть яркие, неравнодушные, с твердой гражданской позицией личности – дети и взрослые. Удачи вам, лидеры!
Елена КОЛЫХАЛОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.