«Храню память о своей деревне…»

Я родилась в мае 1952 года в селе под названием Терск Троицкого района. Училась в школе. В 1970 году закончила училище в Косихе. Приобрела специальность маляр-штукатур, очень уж мне эта профессия нравилась. Жила в Терске до 18 лет. Потом вышла замуж и переехала в Ельцовку. Прошло восемь лет, и мне пришлось уехать одной в Троицкое, где и живу по сей день. О Терске всегда вспоминаю с теплом и щемящей любовью. Какое замечательное было село, а люди какие!..
В 1980 году мои родители – Анастасия Антоновна и Андрей Михайлович Грибановы – уехали родной деревни в Новоеловку, находящуюся в трех километрах от Терска. Тогда там еще оставалось несколько домов, их хозяева никак не хотели никуда уезжать, уж очень крепки были корни, которые держали их на этой земле… Я несколько лет подряд просыпалась оттого, что у меня болело сердце, как будто кто-то схватил его клещами. И это после того, когда я во сне видела свою любимую деревню. Как она мне дорога, я особенно понимала, когда приезжала на выходные из училища домой. Вот знакомый ручей, вот талины, и, наконец, показывается крыша моего дома. Может быть, для других он был не очень красивым домом, а для меня – самым родным, самым дорогим. У нас были хорошие соседи, мы никогда с ними не ссорились. Бывало, сообща чистили колодец – все вместе, с шутками, смехом, весело.
В нашей семье было шестеро детей. По воле судьбы все разъехались, кто куда. Сестра Галина живет в Туркмении, сестра Алла – в Ельцовке, самый младший брат, Александр, живет в Томске, я и сестра Екатерина – в Троицком. Старший брат Валентин умер.
Я часто вспоминаю нашу жизнь в Терске и удивляюсь тому, какой она была – спокойной, гармоничной и безопасной.
Я вспоминаю речку Васяткина (так мы ее называли), где прошло все наше детство, и мои земляки ее помнят. Река много значила для нас. Помню, как однажды дядя Саша Щелкунов идет с речки, весь мокрый, а его жена тетя Нюра ругается. Уже потом я поняла – не со зла, а из-за страха: вдруг с ним что-то случилось бы. У них тоже было пятеро детей, старшая, Валентина Мазаева, живет в Новоеловке. Надежда Минакова (в замужестве – Попадьина), дядя Леня Минаков и тетя Роза, его жена, — мои земляки. Мы часто встречаемся, вспоминаем о Терске. И почти всегда – слезы на глазах.
Я всегда вспоминала о своей деревне с щемящим чувством, и от этого очень страдала. Но потом, наверное, Бог услышал меня. Мне исполнилось 52 года, я начала сочинять стихи. Написала два стихотворения про свою деревню, и вся боль куда-то ушла. Мне перестали сниться такие тяжелые сны. На душе стало тепло и спокойно. Я поняла, что мы, русские, любим свою малую родину. А, как известно, с малого начинается все великое. Пусть давно уже нет нашего села, где мы росли, дома, в котором мы жили, но не исчезнет память о родном и любимом селе. Может быть, на этом месте вновь образуется село, но это уже будет совсем другое, и люди там будут другие.
Когда мы с моими земляками однажды встретились, я им прочла стихотворение о родном селе, и каково было мое изумление, когда увидела, что они плачут! Значит, подумала я, не одна я тоскую по своей деревне…
З. ГУЛИМОВА, член поэтического объединения «Вдохновение».
С. Троицкое.

Ностальгия
Был Терск – любимое село.
Мы жили там, но это было так давно.
По выходным колодец со студеною водой
Все вместе чистили веселою гурьбой.
Потом киномеханик
«Крутил» бесплатное кино,
«Судьба человека» – так называлось оно.
А старый клуб был черный и большой,
Как исполин, он над деревней возвышался…
И все к нему тянулись – старый, молодой,
И в чувствах там друг другу признавался.
Ах, милая деревня, как была ты хороша!
Все люди были там сваты и братья;
По праздникам от радости рвалась душа,
И сердце задыхалося в объятьях.
Я помню тот далекий Первомай,
И платьице в цветочек голубой,
И пчел жужжание, и мотыльковый рай,
Траву у речки, негу и покой.
Казалось мне, таких не будет больше дней,
Чтоб солнце заливало всю округу, –
День становился все светлей, теплей, длинней,
И этот день всю жизнь, как наяву, я помнить буду.
Мне шесть исполнилось в тот незабвенный май,
Но мысль стучала у меня в висках:
Траву у речки, мотыльковый рай
По жизни пронесу, запечатлев в стихах.
А Терска на Земле давным-давно уж нет –
Все заросло полынь-травой.
Где найти на разорение ответ?
Как успокоить разум свой?
Каких людей по свету разбросало!
«С корнями выдранные», бродим по Земле,
А сердце с ручейками слез устало,
Но хранит, хранит все память о тебе.
Много тех, кто малой родины лишился,
Как беженцы мы на родной Земле,
Хоть каждый, как сумел, укоренился
В другой «родимой стороне».
За далью лет все видится иначе,
Полвека пронеслось, как ураган.
Наперекор всем бедам, неудачам
Жизнь прожита со смыслом, не в обман.

1 комментарий для “«Храню память о своей деревне…»”

  1. Очень доброе стихотворения, позволяющее и помнить, и вспомнить детство. Мои родственники в 30-х годах тоже уехали из Терска в Гордеевку и Новоеловку ? (точно спросить уже не у кого?) Грошев Михаил Никифорович в 1906 году родился в Терске , пропал без вести в январе 1942 года. Был женат на Елизавете Михайловне Демидовой 4 ноября 1906 из Гордеевки. Хочу чтобы о них помнили мои внуки и правнуки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.