Зимой пришли – летом ушли, Или как бороться с «сезонной» безработицей

В декабре в администрации района проходило заседание координационного комитета содействия занятости населения. Это совещательный орган, не наделенный надзорными и тем более карательными функциями, но призванный способствовать решению проблем занятости населения. В состав комитета входят: заместители главы администрации района В.М. Шаров и Т.П. Долгова, директор Центра занятости населения В.Н. Пищик, начальник отдела по труду О.В. Онопко, председатель общественного совета предпринимателей А.В. Жуков, председатель районного совета профсоюзов Т.Г. Ямщикова, председатель комитета по образованию А.С. Тупикин, специалист управления по АПК Ю.М. Волченков, глава КФХ А.А. Фетисов, директор ООО «Троицкий маслосыродел» Т.А. Волженина.

Координационный комитет будет собираться не реже одного раза в квартал и рассматривать вопросы занятости, большей частью проблемные, обсуждая их детально.

-Район имеет не лучшие позиции в крае по уровню занятости населения, процент безработных – один из самых высоких, — говорил В.М. Шаров. – Причем это официально зарегистрированная безработица, а на самом деле незанятых людей еще больше. И мы не должны мириться с таким положением вещей, нужно вырабатывать решения, чтобы безработица пошла на убыль. Мы понимаем, что среди клиентов ЦЗН есть и те, кто действительно ищет работу, и те, которые являются уже «профессиональными безработными», — они получают минимальное пособие, но годами состоят на учете. При этом надо понимать, что служба занятости населения помогает людям, оставшимся без работы, найти подходящий вариант трудоустройства, но она не должна превращаться в кормушку для содержания безработных, в том числе и сезонных. А у нас это стало системой: закончились полевые работы – люди пришли в ЦЗН, начинается подготовка к посевной – ушли. И в этом случае речь идет не о том, что люди вдруг остались без работы и надеются на службу занятости, а действительно о сложившейся системе социальной поддержки безработных. Да, законодательство позволяет ей существовать, но от этой практики надо уходить.

Решение проблем занятости населения в целом во многом зависит от работодателей, подчеркнул В.М. Шаров, и с этим трудно не согласиться. Так, по информации Центра занятости населения, в районе есть руководители КФХ, которые по окончании сезонных работ не увольняют своих работников, а предоставляют им работу в течение всего года. Упоминалось также о том, что в других районах края ситуация с сезонной незанятостью иная – нет такого числа безработных «сельхозников». Правда, на заседании не говорилось подробно об этом полезном опыте, но на тему, как достичь круглогодичной занятости, развернулась полемика, в которую включились руководители крестьянско-фермерских хозяйств, приглашенные на заседание. Чиновники призывали их не просто обеспечивать людей работой, но и позаботиться о настоящем и будущем сел.

-Приятно видеть молодежь в сельском хозяйстве, — говорил В.М. Шаров. – И нужно создавать условия, чтобы молодые оставались в селе. Мы часто виним государство в том, что села плохо живут, но наша задача – сделать все возможное, чтобы их сохранить. Почему бы, например, руководителю фермерского хозяйства не заключить соглашение с сельской администрацией, на основании которого глава КФХ оплачивает труд двух человек, которые занимаются работой на благо села – ремонтом водопроводов, благоустройством? Если вы поддержите такое предложение, тем самым поспособствуете улучшению социальной жизни села.

На это предложение руководители отреагировали сдержанно, зато обменялись мнениями о том, есть ли возможность занять работников круглый год.

-Мы не можем обеспечить людей работой весь год. Исходя из технологии сельскохозяйственного производства, зимой работы нет. Максимум, что можно сделать, — отправить в отпуск без содержания, — высказывались фермеры В.Н. Красов, Н.К. Токарев.

Вспомнили колхозные времена, ведь в то время людей не увольняли по окончании осени.

-И тогда зимой работали спустя рукава, — возразил Н.К. Токарев. – Не один стол разбивали, играя в домино… Не случайно закон позволяет людям вставать на учет в службу занятости, и они этим пользуются, потому что стаж сохраняется. Они сами уходят – устали, хотят отдохнуть. А как мы им откажем? Да и дома у них много работы – все на своем подворье держат скот.

И разговор перешел в иное русло – к тому, что «люди так привыкли, им так удобно». Если говорить о растениеводстве, подчеркнули фермеры, то работа действительно сезонная, но и в случае существования в хозяйстве животноводства все равно к зиме будут высвобождаться работники. Об этом говорил В.И. Фельдбуш, глава КФХ, в котором содержат скот. Но при этом в районе не так много хозяйств, которые занимаются животноводством. Почему? Как выяснилось в разговоре, и здесь есть своя подоплека.

-Мы занялись скотом, чтобы иметь преимущества по аренде земли, — пояснил В.И. Фельдбуш. – Но вопрос подчас решается не в пользу местных фермеров.

-Почему чужим предоставляется земля? Закон не позволяет местным добросовестным арендаторам получить землю в первоочередном порядке, только наравне с чужими, которые используют ее абы как, — поддержали Виктора Ивановича коллеги. – Да и чтобы коров разводить, надо опять же землю под покосы, а земля поделена.

Так что же можно сделать, как решать проблему занятости, если государство позиционирует себя как социальное, в том числе поддерживая безработных граждан? В большинстве случаев ЦЗН не может отказать в постановке на учет, фермер не может не выдать трудовую книжку и справку, если работник того желает. И, получается, занять работника в течение всего года тоже не может.

Подводя итог совещанию, В.М. Шаров попросил руководителей КФХ подумать о социальных обязательствах, чтобы оплачивать труд безработных, которые могут принести пользу селу, хотя, например, ельцовские, хайрюзовские фермеры и другие, имеющие крепкие хозяйства, и так не отказываются помогать в решении общих для сел проблем.

-Надеюсь, мы заронили в ваши головы эту мысль, — сказал Владимир Михайлович. – Вы подумайте, как сохранить села, как улучшить жизнь, как снизить безработицу. А мы внимательно изучим опыт других районов, где нет такого количества безработных, где фермеры предоставляют работу большую часть года. Кстати, в нашем районе тоже есть достойные примеры: КФХ Меркера, Беломытцева, «Зодиак» не направляют людей в ЦЗН.

Тем не менее, по данным службы занятости, по окончании сезонных работ на учет становятся уволившиеся работники из большинства сельхозпредприятий района. В количественном отношении – от 4-5 до 15 человек из одного хозяйства. Чем крупнее КФХ и больше посевная площадь, тем большее количество работников направляется по завершении уборки в ЦЗН.

-Отмечу, что часть из них проходит обучение, повышая квалификацию, — говорит В.Н. Пищик. – Так, мы ежегодно направляем на обучение по профессиям тракториста и водителя в Троицкий техникум. И нынче сформировали группу численностью 20 человек, которая будет проходить обучение в феврале. Это, конечно, улучшает ситуацию, связанную с безработицей, но ненамного.

По данным на 25 декабря, на учете в ЦЗН состоял 421 безработный. Уровень безработицы (по отношению к трудоспособному населению, в процентах) в нашем районе выше краевого в два с лишним раза: по краю – 1,33, у нас – 3,33. Но справедливости ради скажем, что не самый высокий в регионе. Так, в Родинском районе уровень безработицы – 3,6%, в Залесовском – 3,5, в Советском – 4,1, в Целинном – 6,1%. Но равняться, конечно, нужно на более благополучные в этом отношении территории, а их в крае немало.

Что касается работы координационного комитета содействия занятости населения, то она будет продолжаться с обязательным участием работодателей.

Елена Цыгельная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.