Прикосновение к истории…

«Часто прохожу мимо железнодорожного вокзала и всякий раз обращаю внимание на водонапорную башню. Она сама по себе довольно заметна благодаря своей высоте и своеобразию. Понятно, что это строение старое, если не сказать – старинное. А когда оно было возведено у железной дороги? Кому сегодня принадлежит водонапорная башня? Интересуюсь этим не столько по причине своей любознательности, сколько хочу привлечь внимание собственника. Вижу, что вход в башню свободный, доступ открыт, и вдруг детям придет в голову подняться наверх? Как бы ни случилось беды…

Ю. Павлов, с. Троицкое».

Спасибо неравнодушному автору этого вопроса, который верно подметил, что водонапорная башня, расположенная в районе железнодорожного вокзала, действительно является достопримечательностью нашего села. Да и как может быть иначе, если она является едва ли не его ровесницей! Ведь башня была воздвигнута почти одновременно со строительством станции Большая Речка, так как ее основным назначением была заправка паровозов водой. (Вначале воду брали прямо из реки, о чем свидетельствует сохранившееся в районе железнодорожного моста здание водозаборной станции). Башню строили лучшие мастера того времени. По воспоминаниям Р.М. Попова, знавшего много интересных фактов из истории нашего района, для строительства башни необходим был качественный кирпич. В то время кирпичные заводы существовали практически во всех селах. Вот и объявлено было, что название села, из которого привезут самые прочные кирпичи, станет и названием станции. Потянулись к месту строительства подводы с кирпичами. Специально поставленные для проверки кирпичей на качество эксперты брали по нескольку кирпичей и подбрасывали их в воздух. Если кирпич упадет и не расколется при ударе о землю – значит, крепкий. Видимо, таковым и оказался кирпич из Большой Речки. Кстати, сам Роберт Максимович тоже не смог побороть искушение забраться на башню и побывал на самой ее верхушке, испытав, по его словам, незабываемые ощущения.

Видимо, стремление приобщиться к истории одолевает и некоторых наших односельчан. Специалисты управления по архитектуре администрации района, в ведении которого сегодня находящаяся «на заслуженном отдыхе» водонапорная башня, заверили, что дверь, ведущая в помещение башни, наглухо забита. В мое первое посещение башни этот факт действительно подтвердился. Однако к оконному проему с южной стороны башни был приставлен сколоченный из обрезков горбыля щит, который, судя по всему, до этого закрывал находящуюся недалеко от окна довольно глубокую яму, видимо, когда-то служившую канализационным люком. По этому щиту можно было бы довольно легко проникнуть внутрь, но если не повезет, то и сорваться вниз, в ту самую яму…

Через несколько дней мой путь снова лежал в сторону башни. На этот раз щит находился там, где ему и положено, но зато издалека видна была широко распахнутая дверь башни.

Обидно, что такое уникальное строение, каких насчитывается сейчас не так уж много вдоль линии Алтайской железной дороги, введенное в эксплуатацию в октябре 1915 года, вместо того чтобы стать охраняемым культурно-историческим объектом, таковым не является, а, наоборот, даже представляет теперь некую угрозу для здоровья молодых людей (наверняка именно они забираются сюда). По словам председателя комитета по культуре Т.Н. Машкиной, официально башня в перечне культурно-исторических памятников района не числится, хотя вполне могла бы стать таковым, тем более что после строительства здания храма Святой Троицы она прекрасно дополняет архитектурный ансамбль.

Кто знает, может быть, этот факт когда-нибудь будет принят во внимание, а на старинных кирпичах, возраст которых составляет уже более 100 лет, появится мемориальная табличка в память об искусных мастерах, живших когда-то на территории нашего района.

Светлана КУДИНОВА.

1 комментарий для “Прикосновение к истории…”

  1. В этой башне нужно организовать и разместить музей района. По тому что она видела всю историю района. Как организовывался район.Как проходила коллективизация, и как раскулачивали и вывозили подводами народ из деревень через эту станцию. Как уходили на фронт наши отцы и деды и возвращались домой ранеными и счастливыми. Как восстанавливали сельское хозяйство. Как разгружали сельскохозяйственную технику и добровольцев на этой станции для поднятия целины. Как привозили и увозили продукцию Рем завода. Как уезжала молодёжь с этой станции, кто учиться, а кто в другие края и веси. Но что бы этот музей создать нужны, конечно энтузиасты и сподвижники. Остались такие в Троицком!?
    Кстати может газета где то узнать и написать историю создания до воины гидроэлектростанции на реке Большая речка в Троицком? Остались по ней какие нибудь фото, чертежи, проекты? Было бы хорошо, если бы газета выступила инициатором в создании музея в этой башне? По тому что Она простоит не одну сотню лет и можно будет донести потомкам нашу историю. Кто были их предки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.