Лесные «детки» Веры Захаровны

Отрадно встретить людей, которые всю жизнь посвятили одному делу и не устают им заниматься даже на пенсии, могут часами рассказывать о тонкостях своей работы. Когда у них просят совета, щедро делятся с окружающими своими знаниями и опытом.

Вера Захаровна Иквасова, жительница села Заводское, знает о лесе если не все, то очень многое. Лес – это ее место работы. И родилась она в лесном краю, в Брянской области, закончила технологический институт по специальности инженер-лесовод. По направлению в 1979 году приехала в с. Заводское да так здесь и осталась, вышла замуж, родила пятерых детей.

Приехав в село, Вера Захаровна стала работать инженером лесных культур, потом стала помощником лесничего, а затем уже и лесником на питомнике. Сейчас она работает здесь же.

-Питомник – это ясли будущего леса, — говорит Вера Захаровна. – Я очень люблю ухаживать за лесными ребятишками, — так ласково называет она маленькие, только-только проклюнувшиеся нежные росточки будущих саженцев. – В советские времена у лесничества было два гектара питомника. Один гектар посева, второй – подростков. В основном выращивали сосну, редко – лиственницу. Периодически пробовали сеять ель. Но год на год не приходится, и саженцы просто погибали. Ель очень трудно выращивать, и семена дорогие. На один гектар необходимо 80 кг семян. Но ель хорошо приживается, так как растет вверх, а не в стороны, но растет она очень медленно, за пять лет поднимается на метр. И, конечно, большое значение для хвойных имеет микориза. (Микориза – грибокорень, взаимовыгодное сожительство (симбиоз) гриба с корнем высшего растения). А сколько гибло при посадке в лес молодняка – и не сосчитать. Конечно, обидно видеть, как взрощенные твоими руками росточки погибают. Когда идет выборка посадочного материала, смотрят на корни. Пока дело дойдет до посадки, у выкопанных первыми ростков корни уже успеют засохнуть, и, конечно, толку от такого саженца нет. В советское время сеянцы сажали все – и дети, и старики. Сажали мечом Колесова, это узкая стальная лопата, чтобы ей работать, нужно применять силу, которой не у всех хватало. Поэтому сами понимаете, какие были посадки. А это дело тонкое. И нужен был первое время уход, чтобы принялись деревья, но его не было. То, что сажали вокруг села, то принялось, так как уход был. По роду своей работы я в конторе лесничества редко появлялась, и мне зачастую забывали начислять заработную плату, а в перестройку рабочим на питомнике зарплату выдавали мукой. Месяц отработаешь – мешок муки получишь. Потом вообще питомник сократили до четверти гектара. Когда пришла «Альфа», питомник вновь расширили до двух гектаров, в основном сеют сосну, но чтобы получить саженец для леса, в питомнике его нужно выращивать два-три года. А сейчас у нас даже за грибами уже сходить некуда – лес вырубается вместе с молодняком, очень жаль. Ну, тогда хотя бы сосновый лес заменяли березой или осиной, они более неприхотливы.

Любимое занятие Веры Захаровны в свободное время – чтение.

-Читаю все подряд, — говорит она. – Если в руки попалась интересная книга, то пока до конца не дочитаю, не оторвусь. Эта привычка мешает другим домашним делам, поэтому книги в той же сельской библиотеке стараюсь не брать. Пыталась заняться вязанием, но считаю: это пустая трата времени. Сейчас все можно купить, пока вяжешь, сколько времени пройдет, а носится вещь столько же, сколько и купленная. В одежде я непритязательна. Главное – не внешний вид, а духовная удовлетворенность.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.