Мир и покой в семье ничем не заменить!

Таких семей, как Свирины, в России немало. И все же, не умаляя слов великого русского писателя Льва Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, хотелось бы найти хоть какую-то непохожесть. Впрочем, подумалось: а что плохого в том, что многие крепкие семьи схожи? Может быть, в том их сила. У них всегда есть общая крепкая основа – любовь и привязанность любящих людей. А если брать семьи с большим стажем, у них есть еще одна общая черта – все они вышли из советского времени. Трудолюбивые, ответственные, ценящие справедливость, уважение, человечность – вот такие они, наши старики!

Старый деревенский дом… Высокое крыльцо с постеленным самовязанным кружком, видавшие виды наличники на окнах, во дворе колодец и грядки с садовой клубникой. Как правило, в таких домах всегда тепло и уютно, светло от чисто выбеленных стен и вкусно пахнет только что вынутыми из печи пирогами.

Именно в таком старом доме в селе Петровка вот уже 54 года в мире и согласии живут супруги Свирины,  Валентина Васильевна и Егор Васильевич. Здесь они вырастили троих детей, сюда любят приезжать пятеро внуков и два правнука.

 О себе

-У родителей нас было трое: две сестры и братишка. В сорок первом отец ушел на фронт, а вскоре пришла похоронка, — начинает рассказ Валентина Васильевна. — Мама работала конюхом в колхозе (семья жила в Чемровке), на конюшне пропадала день и ночь. Мы с сестрой сами вели хозяйство, братик был инвалидом,  ухаживали за ним. Безграмотная, даже расписаться не умела, нас с сестрой мать выучила, вывела в люди. Я с детства мечтала быть медиком, а сестра – педагогом. Так и вышло. После школы я поступила в Бийское медицинское училище, где учили на медицинских сестер для работы в детских учреждениях. Помимо спецдисциплин мы изучали педагогику, психологию, ведь с детьми предстояло работать. И вот после окончания, в 54-м году, по распределению вместе с однокурсницей Евдокией Новосадовой приехали в Петровский дом малютки, где жили малыши от рождения и до трех лет. Круглых сирот было мало, в основном дети при живых родителях. Как правило, мамка в тюрьме, а дите у нас. Были и подкидыши. Но для нас разницы не было, откуда и чей ребенок. Всех одинаково любили и заботились.

Как и вся молодежь, любили мы с девчонками ходить в клуб на танцы. Вот в один из таких походов и познакомилась я со своим Егором. Он к тому времени отслужил в армии, успел поработать на Дальнем Востоке и приехал в родную Петровку. Семья у них большая была, пятеро братьев и сестра. Егор Васильевич самый младший. И мы, как отыграли свадьбу, стали жить с его родителями в этом самом доме. Места хоть и мало, а всем хватало. Ребятишки на русской печи играли, там же и ванночку ставили, чтобы выкупать их.

 О работе, Боге и родных

О супругах Свириных в селе говорят: добрые, трудолюбивые люди. На первом месте у них всегда была работа. Свою  трудовую жизнь Валентина Васильевна отдала медицине, заботе о людях, да и сегодня она не отказывается поставить укол или измерить давление. Сначала был дом малютки, затем врачебная амбулатория, а перед пенсией – медпункт. Егор Васильевич, отработав после «дальневосточной миссии» немного на сельской подстанции, сел за руль трактора да так и отпахал на железном коне до самой пенсии, еще и ее прихватил. Тот, кто посвятил свою жизнь работе в поле, знает, что значит с темна дотемна сидеть в кабине трактора. Шум, грязь, пыль, тряска – все это с возрастом дает о себе знать проблемами со здоровьем. Не обошли болезни и Егора Васильевича – помимо прочего с годами стал старый механизатор плохо слышать. Вот и выступает в роли переводчика супруга, ведет переговоры при необходимости. Оба они имеют звание «Ветеран труда», а Егор Васильевич – еще и труженик тыла, грамот и благодарственных писем у обоих, как говорится, полна коробочка, но почетное место на трюмо занимают поздравительные открытки от детей и внуков. О них супруги рассказывают с гордостью. Сын – подполковник МЧС в отставке, живет в Екатеринбурге. А вот дочки не уехали далеко от родителей. Одна, учитель, работает в краевой столице. Вторая живет по соседству, в Гордеевском. Все внуки получили высшее образование. В первый класс пошел  старший из правнуков.

-Своими детьми мы с дедом очень довольны, – говорит Валентина Васильевна. — Они у нас работящие, с детства к труду приучены. Как, впрочем, и внуки. Всю жизнь мы держали большое хозяйство. Да и как в деревне без него? Трудились на равных и в сарае, и в огороде. И сегодня наши родные приезжают и в огороде управиться, и в доме помочь, побелить, прибрать. У меня-то уже тех сил, что были раньше, нет.

Да… Когда-то сил хватало на все. Вставать ночами и бежать на помощь к занедужившему, запрягать лошадь и ехать в Троицкое за лекарствами, трястись в кузове грузовика, везя больного в районную больницу. А ведь помимо основной Валентина Васильевна вела активную общественную работу в селе. Неоднократно избиралась депутатом сельского Совета, входила в состав товарищеского суда. В те времена сельские активисты не сидели сложа руки, не составляли отчеты для «галочки». Например, тема благоустройства всегда волновала жителей, и депутаты ходили по закрепленным территориям, вели работу с нерадивыми хозяевами, заставляли лодырей убирать свои участки. Общими силами проводились субботники, воскресники по облагораживанию территорий. И сегодня больно смотреть бывшей активистке на разросшийся по селу бурьян. А ведь сколько сил и времени тратилось в свое время на то, чтоб оно было красивым!

-Низкий поклон покойным моим свекру и свекрови. Благодаря их помощи, заботе о детях смогла я стаж заработать. Вечно в беготне, в делах, а они и присмотрят, и накормят. Что бы я без них делала? Жили мы в мире и согласии, никогда не ругались, ничего не делили. Одной большой и дружной семьей. И для подрастающих детей пример хороший.  Сегодня такое встретишь редко, а жаль…

Рассказывая о родителях мужа, Валентина Васильевна вспоминает с улыбкой, что бабушка была человеком верующим и наряду со сказками читала ребятишкам молитвы. Естественно, детская память впитывала в себя все услышанное, как губка. И вот, когда собирались в гости такие же бабульки, дети вместо стихов рассказывали им молитвы, чем «женский клуб» был очень доволен. Была и обратная сторона медали. Вера в Бога в те времена была под запретом, и втайне от Валентины Васильевны бабушка решила покрестить одну из внучек. Сказано – сделано. Внучка приняла крещение… А маму выгнали из комсомола. Это сегодня дорога в церковь открыта всем, а тогда за добрый порыв свекрови Валентина Васильевна расплатилась комсомольским билетом.

 О душе

Вспоминая свою молодость, годы работы в селе, супруги подтверждают высказывание о том, что во все времена, при всех правителях случается и хорошее, и плохое. Сегодня в магазинах изобилие товаров, нет очередей и талонов, в каждом доме телевизор и сотовый телефон. Были бы деньги, а купить можно все! Но нет сегодня дружных походов в кино, когда в клубе собирается вся деревня от мала до велика, Интернет заменил многим чтение книг (Валентина Васильевна – страстный книголюб) и живое общение, да и души людские очерствели, на просьбы о помощи и слезы подчас можно услышать: «Приходите завтра». Раньше люди жили беднее, но были мягче, добрее и веселее. А сегодня? Молодые, не успев расписаться, разводятся. Дети с живых родителей наследство требуют. За материальным изобилием души спрятаны…

Слушаю Валентину Васильевну и еще раз убеждаюсь в правильности старой поговорки: «Главное, чтобы дома не журились». Не ругались то бишь. Мир и покой в семье не заменить ничем! А еще важно, полюбив однажды, пронести это чувство через всю жизнь. Чтобы вечерами, сняв трубку телефона, услышать веселое и вместе с тем заботливое: «Ну, как вы там поживаете?», а каждый выходной, при встрече детей и внуков возле порога: «Здравствуйте, дорогие наши. Принимайте гостей!».

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.