Письма с фронта ждали и читали всем селом

«Известить гражданку Доманину Лидию Васильевну, проживающую в с. Большая Речка Троицкого района, что военнослужащий красноармеец Доманин Александр Иосифович, 1899 года рождения, находясь на фронте, погиб 20 марта 1942 года.

Троицкий райвоенкомат. Майор Лабутин».

Это извещение пришло в Большую Речку в августе 45-го года, когда война уже закончилась. Красноармейца Александра Иосифовича Доманина ждали дома жена и пятеро детей. Самый младший ребенок родился, когда отец был на фронте.

Где и как погиб Александр Иосифович, никто из его близких не знает до сих пор.

-Моим детям и внукам очень хотелось бы узнать, где он похоронен, — говорит дочь погибшего фронтовика Вера Александровна Доманина.

Она родилась в Белоруссии. В Большую Речку приехала с родителями, когда ей было 12 лет.

-Нам говорили, как на Алтае хорошо жить и работать. Заработки хорошие. Это как сейчас едут на Сахалин зарабатывать, так тогда ехали на Алтай, — вспоминает пенсионерка.

Семья Доманиных приехала в село 11 июня 1941 года. Им дали квартиру, корову. Александр Иосифович работал бригадиром тракторного отряда, а Лидия Васильевна – рабочей в колхозе «Красный Октябрь». У Веры было три сестры, самой младшей из которых – полтора года. Семья еще и обжиться не успела на новом месте, как началась война. Отца поначалу на фронт не брали, на него была «бронь». Когда в колхозе закончилась уборка и Александр Иосифович сдал тракторы, ему пришла повестка.

-Его забрали в январе 1942 года, — вспоминает Вера Александровна. Я до Троицкого отца провожала, пешком шли…

Сначала от бойца пришло одно письмо с дороги, потом второе. Он волновался за свою жену, которая была «в положении» пятым ребенком. Больше от него известий не было.

О положении на фронте узнавали в основном из писем солдат. Ждали их с нетерпением. Но чаще приходили похоронки.

-Одной женщине пришло письмо, она радовалась: «Ой, какая я счастливая!». Открыла, а там – похоронка, — вспоминает Вера Александровна.  – Вскоре у нас родился братик. С кем он был, пока мама работала, уже не помню. Наверное, с семилетней сестрой. Мы-то тоже работали…

13-летняя Вера подавала снопы на молотилку, отгребала солому, была подручной на комбайне. Это сейчас зерно из бункера шнеком выгружают. А тогда ссыпали в мешки и подавали в бричку. Возчик ссыплет зерно, а мешок обратно подает. И за комбайном солому собирали на волокушах тоже дети. Зимой в бор ездили дрова заготавливать. Ели мерзлую картошку.

Вера Александровна говорит:

-Ох, и вкусная она была!

После работы ходили точить пилы за семь километров. Ждали писем от отца, а их все не было. Вера не раз ходила в военкомат, чтобы узнать, где он. Ответа так и не могла получить, но продолжала его ждать. А он всего три месяца воевал и тоже надеялся, что увидит дочерей, сына, жену…

-Когда в селе узнали про Победу, кто смеялся, а кто плакал. В Новоеловку вернулся с войны фронтовик. Сказал, что отца при нем убили. А где и как – не помню, — вздыхает Вера Александровна. – И того фронтовика, наверное, уже нет в живых…

После войны Вера Александровна выучилась на комбайнера. Работала в МТС. До сих пор помнит, как на ремонте сама клепала комбайновое полотно.

Вспоминает, какие тогда были тракторы:

-ХТЗ – Харьковский тракторный завод, ЧТЗ – Челябинский тракторный завод, прицепной комбайн «Коммунар» — его трактор таскал.

Пенсионерка читает газеты, и если видит фото современного комбайнера, разглядывает внимательно:

-Сбросить бы годки да попробовать на таком!

Сейчас Вера Александровна живет в маленьком доме. Свой продала. У детей семьи, а ей одной в большом доме скучно. На печке в чугунах готовит «угощение» поросятам. У ее сына большое хозяйство. Вот и помогает, как может.

В углу комнаты образ Почаевской Божией Матери, который достался ей по наследству от матери. Перед этой иконой пенсионерка не раз преклоняла колени, молясь за двух своих внуков, когда они служили в Чечне. Она знает, как страшно на войне. Оба вернулись живы-здоровы. Живут в Барнауле. Один работает в милиции, другой – водителем.

Как-то старушка решила пожить у сестры. У той муж умер. Закрыла дом на замок и несколько месяцев гостила. А когда вернулась, увидела, что дом обокрали. Ладно, что взяли домашнюю утварь. Так воры посягнули на самое дорогое – украли медаль «Ветеран труда» и несколько юбилейных медалей. Тех, кто это сделал, нашли, но медали не вернули. Вера Александровна простила грабителей. Она показывает удостоверения «Труженик тыла», «Ветеран труда». Среди документов хранится то самое извещение, которое пришло в их семью в августе 45-го года…

Наталья ТРОФИМОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.