Судьба семьи в судьбе России…

Анна Анатольевна Трофименко встретила нас у печки, которую она как раз собиралась затоплять, ловко отдирая бересту с огромных березовых поленьев. Отложив начатое дело, она поспешила пригласить нас в комнату, где на столе лежали аккуратные стопки фотографий. Видно было, что к нашей встрече она готовилась заранее, но все-таки очень разволновалась, повторив несколько раз одну и ту же фразу:
-Про меня-то что писать… Вы про дядю моего напишите.
Именно интерес к его судьбе и стал первоначальной причиной нашего визита. Накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне родственники решили собрать материалы о судьбе члена их семьи – геройски погибшего в бою командира Красной Армии Григория Тихоновича Позднякова. Но судьба самой Анны Анатольевны оказалась не менее трагической, хотя ей и удалось дожить до преклонных лет, сохранив чувство юмора и оптимизм. Глядя на ее натруженные руки, кажущиеся несоразмерными с миниатюрной фигуркой, я подумала, что ее образ мог бы запечатлеть какой-нибудь талантливый живописец в память о тех нелегких годах, которые пришлось пережить поколению, образно называемому сейчас «дети войны». Всю жизнь она прожила практически на одном месте, возможно, это помогло сохранить бесценные семейные фотографии, начиная со времен Первой мировой войны. Как раз на такой фотографии, присланной с фронта, можно увидеть деда Анны Анатольевны – Тихона Позднякова, продолжателя рода: в его семье родилось 12 детей, из которых выжило девять – пятеро братьев и четыре сестры.
Анна Анатольевна родилась в 1932 году. Ранние детские годы она провела в селе Кипешино, там же поступила в первый класс. Когда началась коллективизация, семья лишилась всего своего хозяйства и вынуждена была переехать на 2-й участок, как тогда называли второе отделение свеклосовхоза (ныне поселок Степной). В поселке тогда не было ни магазина, ни колодцев. Хлеб и воду привозили в определенные дни. Часть населения жила в землянках, а когда в годы войны сюда привезли репрессированных литовцев, калмыков, армян, то под жилье приспособили деревянные бараки, которые до этого были складами. Анна Анатольевна вспоминает, что с приезжими местные жили дружно, старались им помогать, как могли. Труднее всего было калмыкам, они были самыми бедными. Литовцы же приехали с хорошими вещами, у них были теплые одеяла, пуховые подушки. Но они пробыли на 2-м участке недолго, а куда их отправили потом, никто не знал. Кстати, будущий свекор Анны Анатольевны, Иван Андреевич Трофименко, тоже был из ссыльных: за то, что он служил в Белой армии, его сослали в Нарым.
Основным занятием жителей 2-го участка было выращивание сахарной свеклы, причем свеклосовхоз был одним из немногих в крае, специализировавшихся на выращивании маточной свеклы, которую нужно было сохранить до весны, чтобы вырастить из нее семена. Для хранения свеклы копали специальные ямы – кагаты. Какую только работу не приходилось выполнять в то время детям: заготавливали дрова, косили траву для скота.
-Лога выкашивали вручную, — с гордостью говорит Анна Анатольевна.
Она и сейчас с косой дружит: иной раз, не дожидаясь прихода сына, сама скашивает траву возле дома. Двое ее детей в райцентр переехали, а Анатолий Иванович с семьей остался рядом с матерью, так как она не то что куда-то переезжать, а даже в дом к сыну перебраться не захотела. «Если, — говорит, — смерти моей хотите, тогда забирайте, а так я, может, еще поживу».
В то далекое военное время дети рано взрослели. После уроков в школе работали, пилили дрова и этим зарабатывали себе на хлеб. Учеба заканчивалась на уровне 5-6 классов, но уже тогда Анна Анатольевна считала себя взрослой. Все мужчины были на фронте, в том числе и отец, Анатолий Тихонович, и три ее дяди – Григорий Тихонович, Василий Тихонович и Терентий Тихонович Поздняковы. На фронте был и будущий муж, Иван Иванович Трофименко: ушел добровольцем еще в 1941 году и до 1946-го служил в Берлине. Правда, тогда они еще не были знакомы.
-Из армии я другого ждала, — говорит Анна Анатольевна. — С мужем познакомились только в 1947 году, тогда же и поженились. Прожили душа в душу до 1979 года, и вот уже почти 37 лет я вдова. Трое детей у нас, шестеро внуков и семеро правнуков. Недавно вот решила свою память проверить – всех ли я помню. Сижу и пишу имена на бумажке, а тут как раз электрик пришел и спрашивает, что это я делаю. А ему говорю, что внуков считаю…
Несмотря на все трудности военных и послевоенных лет, совхоз развивался большими темпами. В самом начале войны пригнали с Украины много скота: овцы, лошади, коровы, даже верблюды были. Впервые тогда увидели местные жители коров симментальской породы, которые, по воспоминаниям Анны Анатольевны, давали на привязи до 40 литров молока. С целью посадки лесозащитных полос развели фруктовые сады, где росли яблони, вишни, сливы. На бахчах вызревали огромные арбузы. Но все это омрачалось горечью военных потерь. Немало в те годы на село пришло похоронок. На мой вопрос, помнит ли она 9 Мая 1945 года, Анна Анатольевна ответила просто:
-Помню, как не помнить… Собрали нас на митинг, объявили об окончании войны. Те, кто получил похоронки, заплакали. Мы тоже поплакали вместе с ними и пошли на работу…
О том, что ее родной дядя, Григорий Тихонович Поздняков, геройски погиб в бою, Анна Анатольевна узнала намного позже. Его семья жила в Новосибирске, поэтому именно туда прислали похоронку, а также выписку из фронтовой газеты от 26 августа 1943 года. В статье майора Гусева под названием «Смерть немецким оккупантам» рассказывается о подвиге героя. Вот отрывок из этой статьи: «Суровая боевая жизнь сдружила навечно солдат и офицеров подразделения капитана Григория Тихоновича Позднякова. На вызволение Украины пришли сибиряки, закончившие жаркие бои в Сталинграде. Долго они ждали приказа Родины идти вперед за Днепр. И этот день наступил. Григорий Поздняков собрал своих бойцов и объявил радостную весть:
-Товарищи! Мы идем в бой. Родина всем дорога, и каждый ее должен защищать мужественно и умело. Бей врага с ненавистью, и ты победишь его….
Мощное «Ура!» было ответом на призыв любимого командира.
-С рассветом – в бой, — в заключение сказал он»…
Далее идет описание боя. Каждый солдат, совершая в этот день подвиг, знал, что руководит боем капитан Поздняков, который «не знал ни сна, ни отдыха». А еще перед отступлением немцы говорили: «Сибирь идет», — и содрогались от страха. А Григорий Поздняков, «словно ураган, носился на своем коне» и руководил наступлением. За короткое время противник потерял 350 человек убитыми. Целая рота фашистов сдалась в плен. Начался бой за железнодорожную станцию. Наши бойцы залегли под сильным огнем. И тут они вновь увидели любимого командира на коне, подбадривавшего бойцов:
-Смелей, ребята, вперед! Наша возьмет!
А на рассвете, когда станция была очищена от немцев, бойцы долго не могли найти своего командира. И вдруг кто-то сказал:
-Снять шапки!
«… Будто ветром снесло со всех пилотки. Бойцы медленно двигались к мосту, каждому еще хотелось думать, что это не он. Но вскоре все увидели окровавленный труп бесстрашного богатыря Позднякова. Рядом с ним, тоже убитый, его связной Петр Правосудов. В руках у него был развернутый бинт, прижатый к окровавленной голове Григория Позднякова.
С опущенными головами стояли солдаты и офицеры над трупами своих друзей, и по их обветренным лицам скатывались слезы. До боли в руках они сжимали свое оружие и клялись отомстить врагу за смерть дорогого командира.
Смертью героя погиб капитан Поздняков Григорий».
Правнучка Григория Тихоновича Наталья Анатольевна Назаренко нашла на одном из интернет-сайтов именной список безвозвратных потерь 112-й стрелковой дивизии, из которого родные узнали, что капитан Поздняков был убит 4 сентября 1943 года и похоронен в Сумской области. Также был найден наградной лист, датированный 18 августа 1943 года, в котором говорилось, что командир 2-го стрелкового батальона 524-го стрелкового полка 112-й стрелковой дивизии капитан Поздняков за умелую подготовку разведчиков своего подразделения, а также за уничтожение двух немецких офицеров, нескольких солдат и взятие «языка» представляется к награждению орденом Отечественной войны второй степени. «Успех разведки объясняется умелым руководством и личной храбростью капитана Позднякова, воодушевляет бойцов на подвиги. Капитан Поздняков является лучшим командиром в полку…», — так отзывался о Григории Позднякове командир дивизии майор Алексеев.
Василий Тихонович Поздняков тоже был награжден орденом Отечественной войны второй степени, он принимал участие в боях за оборону Севастополя, а после окончания войны остался там служить. Терентий Тихонович с 1941 года воевал на Южном фронте, имел два ранения и контузию. В августе 1944 года награжден медалью «За отвагу». Анатолий Тихонович был тяжело ранен в боях под Сталинградом. Он вернулся с фронта в 1942 году с осколком в ноге.
Война оставила свой жестокий след в судьбе всего рода Поздняковых-Трофименко. В этой семье еще долго будет жить память о трагедии тех далеких военных лет. На сегодняшний день главной хранительницей традиций является Анна Анатольевна, живая свидетельница многих важных событий нашей истории. И все мы, как и ее дети, внуки и правнуки, должны сказать спасибо за то, что она сохранила и донесла до нас память о прошлом. Хочется пожелать Анне Анатольевне отличного здоровья, чтобы она еще долго оставалась такой же бодрой и веселой, доброжелательной и гостеприимной, и так же любимой своими детьми, внуками и правнуками, которым еще предстоит вписать свои строки в историю славного рода, а может, и найти в ней новые, никому не известные пока страницы.
Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.